конспект урока литературного чтения в 3 классе "Лягушка-путешественница" Гаршин В.М.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

урок литературного чтения разработан с применением  различных технологий , позволяющим эффективно внедрять в учебный процесс СОТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyagushka-puteshestvennitsa_na_attestatsiyu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

1. ФИО(полностью)                 Власова Светлана Юрьевна

2.Место работы                        ГБОУ ООШ пос. Шумовский

3.Должность                             Учитель начальных классов

4.Предмет                                  Литературное чтение

5.Класс        3

6.Тема и номер урока в теме  Образ героя – животного в авторской  сказке В. М. Гаршина  «Лягушка – путешественница», урок 46   

7.Базовый учебник          «Родная речь» 2 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова

8.Цель урока:                 формирование  представление учащихся об  особенностях жанра  литературной  сказки              

                                         о животных

9.Задачи:

- обучающие                  учить давать характеристику герою сказки,   используя приём  словесное рисование                                         -развивающие              развитие творческих способностей, связной    речи, памяти;

-воспитательные     содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

10.Тип урока                 урок обобщения и систематизации знаний

11.Формы работы учащихся:   групповая, индивидуальная, в парах

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация,  индивидуальные карточки для теста.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

СОТ

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока.

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.

- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.

Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу.

Учебная ситуация – утреннее послание

2

Речевая разминка.

 -Сколько человек тянули репку?
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
- Какого зверя в сказках называют Топтыгин?
- Братец сестрицы Аленушки?
- Кто из обитателей болот стала женой Ивана-царевича?

3

Актуализация знаний.

- Какие сказки называются народными?
- Какие сказки называются литературными?
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Она литературная или народная? Докажите.

1. Автор - народ

1. Автор – конкретное лицо

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно

5. Народная сказка ограничена жанром:

- волшебная;

- бытовая;

- о животных;

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.


- Давайте вспомним, о чем эта сказка.

Составление концептуальной таблицы (ТРКМ)

4

Целеполагание

Мы продолжим работу со сказкой. Наша главная задача – определить основную мысль сказки. Для этого мы проанализируем текст. На уроке мы будем учиться рассуждать, делать выводы. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.

5

Этап усвоения и закрепления знаний

Беседа по произведению.
- Как автор относился к героине? Для ответа прочтите начало сказки до слов «…продолжала нежиться…»
Посмотрите на выражения, которые использовал автор, чтобы показать свое отношение к лягушке.

 Выражения: наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно приятно, нежилась. Эти слова характеризуют его хорошее отношение к героине. Вы согласны?
Знакомство с новыми выражениями.
- Итак, лягушке все нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.
-_Сегодня мы познакомимся с новым выражением – «возвышенная натура".
- Как вы понимаете это выражение? ( так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир)

Физминутка «Две лягушки»

Анализ прочитанного.
- Докажите, глядя на записанные черты характера лягушки, что она была именно такой.
Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у нее захватило от страшной высоты и восторга
- Объясните, почему она просила уток лететь пониже? ( чтобы похвастаться?) - А вы уверенны? Давайте обратимся к тексту.
- Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны? (нет) Докажите, что это не так словами текста.

Итак, В. Гаршин дает нам новую характеристику лягушки 
(хитрая, тщеславная). Тщеславная(высокомерное стремление к славе, к почитанию.)
Главным качеством ее было хвастовство, которое ее погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В. Гаршина.

- Давайте обратим внимание, как автор изобразил лягушку в конце сказки.

Выборочное чтение от слов « Это я! Это я! До слов ……на краю деревни»

Посмотрите, прочитайте, какими словами пользовался автор в начале сказки. - А теперь, какими словами пользовался в конце.( полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгалась всеми лапами)

- Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

Выберете правильный ответ и докажите, почему лягушка такая.
a)     
Смелая
Глупая
Застенчивая
b)    
Изобретательная
Нерешительная
Трудолюбивая
c)     Красивая
Хвастливая
Утешительная
d)    Добрая
Жестокая
Любопытная

Чтение по цепочке

Отвечают на вопросы

Делают зарядку

Чтение по цепочке

Выборочное чтение

Работа в группах

Чтение с остановками (ТРКМ)

Чтение с остановками (ТРКМ)

Технология уровневой дифференциации

6

Подведение итога урока

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории - поведения лягушки?( образ лягушки – это аллегория хвастовства и нескромности). Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.

К чему приводит хвастовство, чрезмерное любование собой?


«Хвастовство само себя показывает»-пословица


На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?

Составление синквейна

- Кто герой сказки? ЛЯГУШКА.

- Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

- Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

- Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.

Отвечают  на вопросы

Объясняют смысл пословицы, отвечают на вопросы

Синквейн (ТРКМ)

7

Рефлексия

-Сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...