Конспект урока по литературному чтению на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Борзова Валентина Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению

на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гарбузовская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевского района Белгородской области

Конспект урока по литературному чтению

на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».

Разработала : Борзова Валентина Сергеевна

Учитель начальных классов

 муниципального общеобразовательного  учреждения  «Гарбузовская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевского района Белгородской области


Тема: «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах»».

Цели: Ввести в круг чтения учащихся рассказы, сказки, очерки А. М. Горького, учить выбирать из текста информацию о героях, их поступках;

Совершенствовать навык выразительного чтения, наполнять словарный запас учащихся;

Создавать условия эстетического воспитания.

Средства обучения: книга по литературному чтению, иллюстрация портрета А. М. Горького , тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку
  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений   «На поле Куликовом» с. 200.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями  А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».

Но сначала познакомимся с биографией  А. М. Горького.

  1. Изучение нового материала.
  1. Биография А. М. Блока.

Биография Горького А.М. (1868-1936)

   Алеша Пешков, будущий писатель Максим
Горький, родился в Нижнем Новгороде, и детство  
своё провёл в доме деда Каширина, мещанина  
и довольно состоятельного человека.
  Но нравы и обычаи этой семьи были жестокие, многочисленные дядья
ссорились и дрались. Бабушка Акулина Ивановна была, пожалуй,
единственным добрым человеком. Алёша рано лишился отца- в 3 года,
а в 10 лет-матери.
  Дед разорился, и мальчик пошел «в люди». До разорения Алексей
учился в школе для городской бедноты - учился всего два года.
  Работал кем придется: подмастерьем, прислугой, даже попал на пароход
«Добрый», где служил мальчиком на побегушках. Каждое
новое место работы для маленького Алеши - определенный запас
жизненных впечатлений, которые впоследствии оказались богатым
материалом для его творческой деятельности. Чтение книг
запоем вырывало мальчика на какое-то время из кошмарной действительности,
читать чаще всего приходилось по ночам, порой со
свечой под одеялом. Чтение сформировало личность Алексея
Пешкова, указало путь к получению образования.
  В 1884 г. он едет в Казань, мечтает поступить в Казанский университет,
но эта мечта реализовалась странным образом: свои «университеты
» он проходил в ночлежках, притонах, случалось и воровать.
  Читает по-прежнему много, но на этот раз литература политического
содержания. Работает в булочной, доходы шли на подпольные
нужды. Появился вкус к чтению нелегальной марксистской литературы.
  В 1887 г. в Казани Пешков совершил попытку самоубийства.
  Он был юношей с сильным и строптивым характером, чтение марксистской
литературы все больше и больше убеждало его в идее переустройства
общества революционным путем. Отсутствие систематического
образования, сама атмосфера времени помешала ему
познакомиться с иными, не разрушительными путями переустройства
общества. «Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны.
  Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами,
а чаще - и жертвами, и виновниками одновременно» (В. Ходасевич).
  В конце 1880-х - начале 1890-х гг. Горький странствует по всей
России, встречает множество человеческих типов, которые затем
вошли в сборник «По Руси». Он уже заражен политической
агитацией и попадает под надзор полиции.
  Какое-то время Горький жил в Тифлисе и уже пробовал писать.
  Ему в этот период В. Г. Короленко дает такой совет: «Если бы вы
были барышней, то я бы посоветовал вам выйти замуж, но вам
советую читать».
  Раннее творчество. В 1892 г. в тифлисской газете выходит его
первый романтический рассказ «
Макар Чудра». Подпись - М. Горький.
  1894г. -рассказ «Старуха Изергшь». Первые произведения Горького
- романтические рассказы. С самого начала своего творчества
он уходит в мир мечты, которую противопоставляет реальности.
  Наверное, это является закономерностью для человека, находящегося
в разладе с действительностью.
  Горький в своих ранних произведениях пошел на своего рода компромисс:
он включил в бытовые описания романтические условные
характеры. Так он открыл тему, принесшую ему всероссийскую славу -
тему «босяка». «Босяцкие» рассказы - это уже следующий этап в творчестве
Горького.

  1. Чтение отрывка «В людях».

  1. Беседа по содержанию.

- О чём вы прочитали произведение?

- В каких условиях пришлось Алёше Пешкову читать книги?

- Чем были книги в жизни мальчика?

     VII.  Чтение  произведения «О сказках».

  1. Беседа по содержанию.

- Почему герои сказок казались автору существом: умным, смелым, побеждающим?

- Чем отличались сказочные герои от обычных людей?

  1. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

  1. Чтение произведения «О книгах».
  2. Беседа по содержанию.

- Почему книги вызывали у автора удивление?

- Как книга повлияла на жизнь писателя?

- Какие стремления пробуждали книги?

XII. Закрепление изученного материала.

Очерк – это произведение, в котором отражены действительные события, взгляды автора. В очерке в отличии от художественного рассказа нет вымысла.

  1. Итог урока.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- С какими произведениями?

      XIII. Домашнее задание.

с. 41 – 44, читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:– познакомить  обучающихся с жизнью и творчеством  М. Горького;– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказ...

конспект урока по литературному чтению на тему: Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок из рассказа)

Открытый урок,  проведенный к конкурсу "Учитель года- 2015" в номинации "Молодой специалист"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца сказки.Планируемые результатыПредметные: - развивать умения анализировать произведение,- знать и перечислять сказки Д.Родари...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать  текстом, соотносить иллюстрацию  с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...