конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Рыхлова Валентина Анатольевна

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у третьеклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись

Задачи:

1. Предметные:

- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;
- раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;

2. Метапредметные:

- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.

^ Вид урока: изучение нового материала.



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_urok.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Ершовского района Саратовской области»

Урок литературного чтения в 3 классе

по теме «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

                                                                                                                Урок разработала и провела

                                                                                                         учитель  Рыхлова В. А.

2013 год

Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у третьеклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись

Задачи:

1. Предметные:

- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;
- раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;

2. Метапредметные:

- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.

^ Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Презентация к уроку.

2.Репродукции картин художниковна тему осени.

3.Эпиграф

4. Запись стихотворения Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
6. Листочки деревьев, «Дерево настроения»

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Создание положительной мотивации

- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. Молодцы!

- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

Дети поворачиваются, здороваются.

Дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют движения

Личностные:создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению.

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)

Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.

1.- Сегодня к нам на урок пришла гостья. Давайте послушаем группу ребят и попробуем догадаться, хозяйка какого Царства посетила нас?

- Какое же время года пришло в гости? Правильно, у нас в гостях Осень. (Слайд 1)

- Сколько ярких красок принесла она с собой, сколько новых чувств! Недаром об этом времени года написано столько произведений. Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты.

Давайте вспомним поэтов, чьи стихи об осени мы читали, а заодно и выясним, что будет у нас на уроке сегодня.

Группа ребят загадывают загадки на тему «Осень»

Пусты поля ,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?(Осенью)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево.)

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет , и поёт, убаюкивает. (Дождь)

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях он летит.

И сам он в речке не утонет,

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький…(листок)

- У нас в гостях Осень.

 

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2.- Выполните следующее задание: соедините имена и отчества поэтов с их фамилией. (Слайд 2)

Учитель выставляет репродукции картин на тему осени.

-Какое новое имя мы откроем для себя сегодня?

 - О нем нам расскажет Кондрашев Егор (Слайд 3)

- Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык… – слова Ф. И. Тютчева о природе.
- Это эпиграф нашего урока. Скажите, как вы понимаете эти слова?
- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

- Откройте учебник на стр 122, определите тему нашего урока, что нам предстоит узнать.

- Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и  нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?

- Что же нам нужно сделать для создания картины?

- Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил осень в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?

Александр Сергеевич Пушкин

Майков Апполон Николаевич

Александр ТрифоновичТвардовский

Фёдор Иванович Тютчев

Дети читают отрывки из стихов.

Фёдор Иванович Тютчев

- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Ответы детей.

- Сегодня мы  познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева«Есть в осени первоначальной..» и узнаем, какой видит осень он, и какие переживания она у него вызывает. (Слайд 4)

- Нет, потому что надо разобраться в том, какую осень изобразил автор.

- Прочитать и проанализировать стихотворение.

- Наша иллюстрация должна вызывать эти чувства у тех, кто ее будет рассматривать.

Первичное восприятие художественного произведения.

- Послушайте стихотворение (читает учитель).

Слушают стихотворение.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как вы думаете, автору нравится такое время года как осень?

- Почему вы так решили?

-Какую пору поэт называет “дивной”? Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой? Как в народе называют эту пору? (Слайд 5)

- Об этой поре нам расскажет Евтух Катя.

Высказывают свое мнение.

-Короткая осенняя пора.

- Бабье лето.

Выступление ученицы.

«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Обмениваться  впечатлениями

Коммуникативные УУД:

умение слушать  ответы других детей

Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

- Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы.

Когда бывает эта “дивная” пора?Как вы понимаете “первоначальной”?

Каким поэт видит день, прочитайте. Он называет его “хрустальным”. Почему?

 Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”?

-Прочитайте второй столбик и ответьте на вопросы):

- Как поэт пишет о поле? Какое поле? Какие слова подчёркивают пустоту поля?  

- С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину?

- А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”?

- Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последние вопросы:

   - Как поэт описывает небо?

    - Какое чувство пробуждает у вас эта картина?

 - Какие слова вам были непонятны? Какие вы сможете объяснить? Где мы можем выяснить значение незнакомого слова? Поработайте парами.(Слайд 6)

-…в осени первоначальной…”

 -Т.е. только начавшейся.

- как бы хрустальный…

- Прозрачный лес, воздух

- Т.е. полны светом

- Пустое.

 - …лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…

- С тонким волосом.

- С полей убран урожай, земля отдыхает.

-  …пустеет воздух,…льётся лазурь…

 - Грусть, покой.

 - Есть подсказка в учебнике или в толковом словаре.

Словарная работа в парах.

- СЕРП- ручное орудие, в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
- ЛАЗУРЬ- светло-синий цвет, синева.

 - БОРОЗДА – углубление (канавка) между грядами; след от плуга.
- НА ПРАЗДНОЙ БОРОЗДЕ – отдыхающее поле, с нее убрали урожай.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей

Физминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на место посадил. (Слайд 7)

Дети стоят прямо, чуть покачиваясь.

Плавные движения руками

Сели на корточки.

Все встали.

Закружились на месте.

Сели за парты.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Работа над новыми литературными понятиями

- Ребята, какой жанр помог нам представить  картину осени?

- Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? (Слайд8)

- Откроем тетрадь на с. 65, задание №2. Прочитайте задание. Найдём рифмы в нашем стихотворении и подчеркнём их. Проверьте друг у друга. Назовите их.

- Ребята, какое незнакомое слово встретилось нам в задании?

- Давайте узнаем, что же называется строфой. (Слайд 9)

- Вернёмся к нашему

стихотворению. На экране вы видите первую строфу, прочтём её. (Слайд 10)

 - Найдите и прочитайте вторую строфу, третью.

 - Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа?

 - Такое количество строк в строфе называется четверостишием.

 - Прочтите второе четверостишие.

 - Эту картину нам помогло представить стихотворение.

- В стихотворении есть рифма.

Дети работают парами.

 - Нам встретилось слово строфа.

- Каждая строфа содержит четыре строки.

Ученик читает вслух.

Познавательные: выявлять (при решении учебной задачи) известное и неизвестное.

Коммуникативные: способность учащихся осуществлять коммуникативную деятельность (работа в паре).

Выразительное чтение стихотворения

- Но нам надо научиться читать выразительно это стихотворение.
- В каком темпе его следует читать?

- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
- При чтении обратите внимание на паузы. Давайте расставим их. (Учитель читает стихотворение)

 - Подготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете.

- А теперь послушаем это же произведение в исполнении профессионального артиста.
- Понравилось? Кто хочет ещё раз прочитать выразительно?

- Поэт очарован, он боится нарушить покой, читаем в замедленном темпе, напевно

Дети расставляют паузы в учебнике.

Чтение стихотворения учащимися.

Прослушивание записи.
(Слайд11)

Чтение стихотворения учащимися

Личностные: дети учатся выражать свое отношение к различным сферам окружающего мира.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Этап объяснения домашнего задания

Дома вам надо будет нарисовать картину к этому стихотворению, стихотворение выучить наизусть и подготовиться к его исполнению. (Слайд 12)

Записывают в дневники.

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

Подведение итогов. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились, какого автора?
- Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Почему бережно из поколения в поколение народ хранит эти художественные ценности?
- Как вам пригодятся в жизни эти знания?
-Что вы хотели бы рассказать родителям?
(оценивается работа учащихся)

 - Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной..»

- Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить?

- Какую же картину вы представили?

- Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?

- Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Вспомните ваши предположения. Правильны они были?
- Наше дерево безлико, бездушно, давайте его оживим. Раскрасьте свои листочки одним цветом с условием:
- красный – если у вас отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать;
- жёлтый – хорошее настроение, было интересно, но были трудности;
- зелёный – было скучно, неинтересно, много затруднений.
- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…». (Слайд 13)

- Художников

 

Ответы детей.

На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята вывешивают свой листочек на дерево.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.)

Регулятивные: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Ф. Тютчев "Весенняя гроза".

Анализ лирического произведения. «Весенняя гроза»  Ф.И. Тютчев....

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Ф. Тютчев"Чародейкою зимою...""

Конспет урока литературного чтения 3 класс по ОС "Планета знаний" по теме: "Ф.Тютчев "чародейкою зимою""...