Рабочая программа курса "Литературное чтение" для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Костюченко Марина Васильевна

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, авторской программы "Литературное чтение", созданной авторским коллективом под руководством В.А.Лазаревой (развивающая система Л.В.Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1      

  г. Светлограда Петровского района Ставропольского края

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №_от 27.08.13г.

Принято на заседании научно-методического совета

Протокол № _от 30.08.13г.

Утверждено

пприказом МБОУгимназии№1

от  ________№  ___  

Директор МБОУГ №1

_______/Бородаенко В.А./

Рабочая программа по литературному чтению

для 2  класса  начального общего образования (базовый уровень)

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы по литературному чтению («Стандарты второго поколения», часть 1, 2010г.) и авторской программы  В.А. Лазаревой  (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.

Разработчик:

Костюченко М.В.,

учитель начальных классов;

Николаенко О.Н.,

учитель начальных классов

квалификационная категория:

высшая по должности

«учитель»

                                     

                                       г. Светлоград, 2013г.

                                             

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение», созданной авторским коллективом под руководством В. А. Лазаревой/ Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература".  Программа курса «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Цель курса «Литературное чтение»  – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного;            

 - совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;                                          

- формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной;                                                                                                                                       - формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;

- создание собственных текстов с использованием художественных средств;

-развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;                                                                                                            -развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность.

Глубокому освоению учениками читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению, выстроена система нравственного воспитания, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения.  Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста.

Основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:

- умение увидеть картину, нарисованную автором;

- умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;

- умение понять авторскую мысль.

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Место учебного курса «Литературное чтение» в учебном плане

      На учебный курс «Литературное чтение» для 2 класса учебным планом начального общего образования отводится 140 часов (4 часа в неделю; 35 учебных недель).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (136 часов) Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях, приобретенных в 1 классе, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой.

На уроках литературного чтения во 2 классе дети читают произведения более сложные и большего объема, например, «Чук и Гек» А.П. Гайдара, «Еще мама» А. Платонова, «Белогрудка» В.П. Астафьева… Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки: А.С. Пушкина, М. Горького, Б.В. Заходера и др. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Н.М. Рубцова и др. В этом учебном году происходит знакомство учащихся с драматическим текстом в процессе практической работы по инсценированию сказки Д.С. Самойлова «Слоненок пошел учиться»*. Уровень произведений, изучаемых во 2 классе, потребовал от нас вместо рисунков и иллюстраций к произведениям помещения репродукций картин художников. Так мы получили замечательную возможность познакомить детей еще с одним видом искусства - живописью. Эта работа по интеграции двух видов искусства будет продолжаться в течение всех последующих лет обучения. Продолжая совершенствовать навык чтения, дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию и надобности отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов на втором году обучения, их разносторонность, введение в программу литературных произведений ХIХ века определяет этимологическую направленность работы над словом.

В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, сопоставление картины художника и авторского произведения, рассказ по картине и т.д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: основываясь на собственных наблюдениях и чтении образцовых текстов, сочинять «осенние этюды», рассказы по пословице, о своем любимом домашнем животном и др.

Во 2 классе расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети, уже имеющие представление о фольклоре, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, рассказа, учатся определять тему произведения, без введения термина самостоятельно выводят идею произведения как главную мысль автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в области воссоздания художественной картины мира и изображения настроений и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности учащиеся получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: проза, рассказ, тема, главная мысль произведения, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение. Усложняются виды самостоятельной работы учеников-читателей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом лирических произведений, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценированию. Учащиеся 2 класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.

Во 2 классе дети заучивают наизусть 10-15 стихотворений, что способствует пополнению их литературного багажа, развитию памяти, воображения, способности выразить себя через чтение вслух, формированию коммуникативных навыков.

Круг детского чтения

1. «В начале жизни школу помню я…»

М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»; И.З. Суриков «Детство»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок); Т.М. Белозеров «Пельмени»; С.В. Михалков «Несбывшиеся мечты»; А.Л. Барто «Первый урок», «Почему теле_фон занят»; В.В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя»; В.Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада...»; А. Платонов «Еще мама»; И.А. Бунин «Листопад» (отрывок); С.Т. Аксаков «Осень, глубокая осень…» (отрывок); Н.А. Некрасов «Перед дождем»; В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать свое слово».

2. Друзья-товарищи

С.Я. Маршак «Друзья_товарищи»; И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять...»; В.А. Осеева «Три товарища»; Я.Л. Аким «Жадина», «Друг»; О.Е. Григорьев «Кто прав?»; И.М. Пивоварова «Вежливый ослик»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится...»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить».

3. Дети и взрослые

Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок); Н.М. Ар_тюхова «Большая береза» (в сокращении); А.Л. Барто «Перед сном»; Э.Н. Успенский «Все в порядке»; А. Милн «Непослушная мама»; В.К. Железников «Солдат на посту»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок); Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль); А.И. Приставкин «Портрет отца»; В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; Р. Сеф «На свете все на все похоже...»; И.З. Суриков «Зима»; К.Г. Паустовский «Однажды ночью я проснулся…»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»; Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); А.П. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); К.Д. Ушинский «Лес и ручей».

4. «Сказка _ ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Хаврошечка» (русская народная сказка); «Гуси_лебеди» (русская народная сказка); «Три дочери» (татарская народная сказка); Я. Гримм, В. Гримм «Три брата»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Горький «Воробьишко»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»; Н.А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики».

5. Человек и природа

Саша Черный «Что кому нравится»; А.Л. Барто «Думают ли звери?»; Б.В. Заходер «Куда спешат головастики», «Про сома», «Кискино горе», «Собачкины огорчения»; Г.Я. Снегирев «Михаил»; С.В. Силин «Крепкий орешек»; Г.М. Цыферов «Как лягушки чай пили»; М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб»; Н.М. Рубцов «Ласточка», «Воробей», «Про зайца»; Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок); Л.Н. Толстой «Орел» (быль), «Лев и собачка» (быль); Я.Л. Аким «Мой верный чиж»; В.Д. Берестов «Знакомый»; И.П. Токмакова «Мне грустно я лежу больной...»; С.А. Махотин «Жук»; В.А. Осеева «Добрая хозяюшка»; В.А. Сухомлинский «Старый пес»; В.П. Астафьев «Белогрудка»; Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»; А.С. Пушкин «Птичка», М.И. Вейцман «Лилия»; О.О. Вациетис «Подснежник»; С.А. Махотин «Ручей»; С.Я. Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный...»; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»; Г.А. Скребицкий «На пороге весны»; А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; Г.М. Новицкая «Крылатый луг»; Г.В. Сапгир «Душа природы»; Дж. Чиарди «…Нам книгу закрывать пора...».

В рубрике «Проверь себя»: А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч...»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне»; А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом...»; Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; Э.Э. Мошковская «Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если бы»; Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю»; Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок); А.Н. Майков «Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года» (отрывок); К.А. Коровин «Баран, заяц и еж» (отрывок); Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек...».

Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

1. «В начале жизни школу помню я...».

 Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе и в жизни, первые учителя.

 Способность автора изобразить переживания героя. Роль подробности в художественном изображении. Представление характера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.

 2. Друзья-товарищи.

 Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость дружбы и зависти. Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображения взаимодействия людей. Эффект неожиданности - один из способов художественной убедительности и основа юмора.

 3. Дети и взрослые.

 Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, ее сила и бескорыстие. Образ отца, бабушки, няни, нравственные ценности, которые они передают ребенку. Смысл понятия "родные люди".

 Изображение мира глазами разных людей: ребенка и взрослого, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи веселые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.

 

4. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

 Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и авторская, первоначальные представления об особенностях авторской сказки. Сказка в стихах.

 5. Человек и природа.

 Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным - проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог. Изображение в произведении характера животного, его переживаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.

 6. Итоговая коллективная творческая работа.

 Техника чтения. Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целыми словами; темп чтения вслух - ориентировочно 35-55 слов в минуту, «про себя» - ориентировочно 45-65 слов в минуту; смысловое понимание текста.

 Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности. Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов, чтение по ролям.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);

– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;

– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;

– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;

– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;

– любви к родному дому, малой Родине;

– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;

– первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;

– стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

– работать со словарем и с материалом предварительного чтения;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

– ориентироваться в принятой системе значков.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;

– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

– выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;

– выбирать книги для внеклассного чтения.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;

– пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии;

– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;

– понимать вопросы к тексту;

– ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений;

– анализировать доступные по содержанию художественные тексты;

– сравнивать художественный и научно-популярный тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении;

– осознавать роль названия произведения;

– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

– сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– воспринимать мнение собеседников;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Обучающийся получит возможность научиться:

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

– понимать контекстную речь взрослых;

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.

Виды читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

– выразительно читать диалоги, читать по ролям;

– выделять главную мысль прочитанного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

– соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;

– строить высказывание по образцу и в свободной форме;

– находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

– составлять краткое описание природы, предметов.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать значимость чтения для современного человека;

– пересказывать текст подробно и выборочно;

– определять тему произведения;

– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

– формулировать несложные выводы;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

– понимать роль подробности в художественном изображении.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– пользоваться в учебнике словарем;

– ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника;

– осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;

– находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора;

– находить произведения в Хрестоматии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осознавать значение книги в жизни человека;

– находить произведения определенной тематики в дополнительной литературе;

– создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;

– сравнивать иллюстрации и содержание произведений;

– иметь представление о справочной, периодической литературе; осуществлять поиск тематических журналов;

– находить стихотворения по теме в других книгах;

– находить произведения, с фрагментами которых знакомились в учебнике;

– определять любимые произведения, помещенные в учебнике.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

– сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический; сказочный и реалистический;

– понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

– различать диалогический и монологический характер произведения;

– различать рассказ автора и рассказ героя о событии;

– воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение;

– выделять поступок как проявление характера героя;

– воспринимать и оценивать выразительное начало художественного текста, используя понятия: смена картин, изображение чувств, стихи веселые, смешные, юмор;

– воспринимать изобразительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;

– пользоваться понятиями: речь, поступок, портрет героя;

– определять особенности народной сказки.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

– читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

– подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;

– находить точное и выразительное слово;

– читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;

– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану.

К концу второго класса обучающиеся должны уметь:

 - осознанно читать вслух (темп чтения - ориентировочно 35-55 слов в минуту) и «про себя» (темп чтения - ориентировочно 45-65 слов в минуту);

 - находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

 - делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

 - выделять главную мысль прочитанного произведения;

 - определять тему произведения;

 - сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

 - отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

 - составлять описание природы, предметов;

 - пересказывать текст подробно и выборочно;

 - высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

 - выразительно читать диалоги, читать по ролям;

 - овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

 иметь начальное представление:

 - о роли подробности в художественном изображении;

 - о роли названия произведения;

 - о паузе, логическом ударении и темпе речи;

 иметь нравственное представление:

 - о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллективизме.

Виды и формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Во время проведения уроков используются следующие формы работы:

 - работа с текстом;

- развитие речи (работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика);

- работа с различными источниками информации (в учебнике, в справочной литературе);

- творческая деятельность учащихся:  устное и письменное высказывание на свободную тему (сочинение); выражение собственного отношения к прочитанному (отзыв); собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов);

      Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные   (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные  физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

    Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах,  коллективное.

Раздел «Виды речевой деятельности»:

 • аудирование (слушание)

 • чтение

 • говорение (культура речевого общения)

 • письмо (культура письменной речи)

 Раздел «Виды читательской деятельности»: работа с разными видами текста

 • Воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, и т.д.

 • Установление причинно-следственных связей в разного вида текстах

 • Понимание авторской позиции в произведениях

 • Выделение главной мысли текста

 

Раздел «Круг детского чтения»

 • Мотивированный выбор круга чтения

 • Устойчивый интерес к самостоятельной читательской деятельности

 • Компетентность в области детской литературы

 Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

 • Круг литературоведческих понятий

 Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений»

 • Интерпретация текста (чтение по ролям, инсценирование, драматизация

 • Устное словесное рисование (изложение с элементами сочинения)

 • Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

12. Объем программы в часах и сроки обучения.

Формы и средства контроля

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

Административный контроль ЗУНов

1

контрольных работ

5

сочинений

4

   В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст;

- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

   Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

   С учетом особенностей уровня сформированное навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности:  во 2 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45  - 50 слов в минуту (на конец года);

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Критерии  оценки по чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:  

-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");

-умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

         При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

 Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

         Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

         Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

 в первом  классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

         во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

 в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Контроль УУД

Для мониторинга метапредметных универсальных учебных действий используется пособие Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г., Бегловой Т.В. «Учимся учиться и действовать», издательский дом Фёдоров, издательство «Учебная литература» 2013г.

      Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г., Бегловой Т.В. «Учимся учиться и действовать». Диагностические задания представлены в двух вариантах, в виде отдельных тетрадей.

  Каждый вариант включает:

-вводную часть и десять тренировочных заданий «Расскажи о себе»;

-двадцать шесть историй;

- материалы для учителя.

     Варианты работы одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

1.  Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 частях  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

2. Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

3. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы: учебно-педагогическое пособие.  Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2010

5. Узорова О.В. Тексты для проверки техники чтения. М.: «Диалог – Информ», 2005

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

- портреты писателей;

- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

-иллюстрации к литературным произведениям;

-детская периодика;

-музыкальная фонохрестоматия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...