Пояснительня записка "Литературное чтение", 3 класс
материал по чтению (3 класс) по теме

Пояснительная записка по литературному чтению  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, УМК, содержание, планируемые результаты, характеристика КИМов, региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_poyasnitelnaya.docx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1—4 классы

Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение»1-4 классы (Э.Э. Кац).

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

     Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности  художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения.

     При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в XXIвеке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе не простым, «взрослым» аспектам жизни.

      Наблюдение педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующим, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.

 Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала.

Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С Выгодский писал, что при таком чтение понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к 6-7 годам у ребенка формируются внутренняя речь. «Молчаливая» чтение так же способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма.

Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою».

Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.

В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения.

Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительно чтения, произведений для внеклассного чтения.

Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения.

В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику  «Читальный зал».

В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению.

Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа  в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

На изучение предмета отводится 4 ч в неделю. Предмет изучается: в 3 классе  — 136 ч в год (при 4 ч в неделю).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.  

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы

Учебные материалы

Методическое обеспечение

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч. — М.: АСТ :Астрель, 2012.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа: 3 класс. УМК «Планета знаний»:русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: [сборник]. – М.:Астрель,2012.

Э. Э. Кац. Литературное чтение.3 класс. Рабочие тетради № 1, 2, 3. — М:АСТ:Астрель, 2012.

Кай Э. Э. Обучение в 3-м классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Э. Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (136 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки(15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы(6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви(11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…»(8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки(14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни(9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие(16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге(13 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла(10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз(19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Научно-популярные статьи

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  • Правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  • Объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
  • Определять темы и главную мысль произведения;
  • Ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
  • Составлять план произведения, рассказы о героях;
  • Сопоставлять разных героев;
  • Определять своё отношение к произведению и героям, объяснять его;
  • Выявлять отношение автора к персонажам;
  • Делать подборку книг определённого автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  • Создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
  • Вести рассказ от лица героя;
  • Читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением, научно-популярной статьёй.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  • Различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия;
  • Различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
  • Находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
  • Выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.


Планируемые результаты освоения

программы по литературному чтению

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихсябудут сформированы:

  • Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
  • Представление об общих нравственных категориях (добре и зле) разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им выражающее в конкретных поступках;
  • Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

У учащихся могут быть сформированы:

  • Познавательная мотивация учения;
  • Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • Толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
  • Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • Различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • Пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • Обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • Соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст поаналога и ответы на вопросы в письменной форме..

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений. Анализом причин происшедшего;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов%;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  •  вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • Определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • Различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  • Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
  • Планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебники (толковый, синонимический, фразеологический);
  • Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
  • Устанавливать аналогии.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
  • Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • Работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Работая в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
  • Аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • Владеть диалогической формой речи;
  • Корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
  • Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • Задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

в результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Учебно - тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Уж небо осенью дышало

15

2

Народные сказки

15

3

Поэтические страницы

6

4

О мужестве и любви

11

5

Зимы ждала, ждала природа…

8

6

Авторские сказки

14

7

Басни

9

8

Братья наши меньшие

16

9

О совести и долге

13

10

Весна пришла

10

11

И в шутку и всерьез

19

Итого

136

Характеристика контрольно – измерительных материалов

Формы

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Итоговый:

Техника чтения

1

1

1

3

Тематический:

тест

3

2

3

3

11

Стихи наизусть

5

3

3

4

15

Разделы рабочей программы

Кол-во часов

Темы разделов рабочей программы

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

Время проведения

«Уж небо осенью дышало...»

15 ч

К. Паустовский «Барсучий нос»,

И.Бунин «Листопад»;

М. Пришвин из книги «Дорога к другу»;

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

К. Паустовский «Подарок»

Внеклассное чтение. А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»Научно-популярная статья «О живописи»

Картинная галерея И.И. Левитан «Лесное озеро»

Поверка техники чтения

Проверочная работа (тест) по теме «Уж небо осенью дышало...»

1четверть

Народные сказки

15ч

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Внеклассное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»

Картинная галерея В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

Литовская сказка «Жаба-королева» Таджикская сказка «Птица Кахна» Китайская сказка «Как юноша любимую  искал»

Внеклассное чтение. Сказки народов мира

Литературная викторина

Проверочная работа (тест) по теме «Народные сказки»

Поэтические страницы

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»

 Ю. Мориц «Песенка про сказку»

Немецкая баллада «Маленький скрипач»

 Г. Сапгир «Сны».

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Проверочная работа (тест) по теме «Поэтические страницы»

О мужестве и любви

11ч

В.Белов        «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

В. И.Тургенев «Воробей»

 Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка

 Л. Толстой «Прыжок»

Внеклассное  чтение «Сказки» Е. Шварца и В.Каверина

Проверочная работа (тест) по теме «О мужестве и любви »

2 четверть

Зимы ждала, ждала природа

С. Есенин «Разгулялась вьюга»

А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»

 Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

Картинная галерея Н. Крылов «Зима»

Внеклассное чтение «Зима в произведениях разных жанров»

Обобщающий урок по теме «Зимы ждала, ждала природа»

Проверочная работа (тест) по теме «Зимы ждала, ждала природа»

Авторские сказки

14ч

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

 Л. Толстой «Царь и рубашка».

Внеклассное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»

Проверка техники чтения

Проверочная работа (тест) по теме «Авторские сказки »

3 четверть

Басни

9 ч

О. Мандельштам «Муха»

 Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»

Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки» Пословицы

Практическая работа «Басни»

Братья наши меньшие

16 ч

А. Чехов «Белолобый»

М. Пришвин «Лимон»

Л. Толстой «Лев и собачка»

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Внеклассное чтение «Книги о животных»

Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Литературная викторина

Проверочная работа (тест) по теме «Братья наши меньшие»

О совести и долге

13 ч

Ю.Яковлев «Полосатая палка» А.Платонов «Разноцветная бабочка»

 А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

Внеклассное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь». Р. Сеф «Добрый человек»

Обобщающий урок по теме «О совести и долге»

Проверочная работа (тест) по теме «О совести и долге»

4 четверть

Весна пришла

10 ч

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»

 А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»

 К. Бальмонт «Золотая рыбка»

 М. Пришвин «Лесная капель».

Внеклассное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»

 О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Литературная викторина

Проверочная работа (тест) по теме «Весна пришла»

И в шутку, и всерьёз

19 ч

Шутки-прибаутки

 русская сказка «Болтливая баба»

 А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»

 М. Зощенко «Великие путешественники».

Картинная галерея З.Серебрякова «За обедом»

Внеклассное чтение  А. Линдгрен " "Приключения Эмиля из Леннеберги"  Детскаяпериодическая литература

Резервные уроки по теме:

1.        А. Усачёв «На чём держится Земля» (2 часа)

2.        А. Дорофеев «Укушенные» (2 часа)

Проверка техники чтения

Проверочная работа (тест) по теме «И в шутку, и всерьёз»

Реализация национально-регионального компонента.

Количество часов, отводимое на реализацию НРК в  3  классе – 14 ч

Методическое и дидактическое обеспечение содержания НРК

  • Горская А.Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл./ Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2012

Данный источник решает задачи по выполнению НРК на уроках, в текстах содержится  необходимая информация по реализации РК. Данная литература позволяет формировать знания, умения и навыки, определенные государственным стандартом начального образования, и одновременно приобщать учащихся к истории,  культуре,  литературе родного края. Представленные задания способствуют развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, анализировать, работать с текстом, словарем и другой справочной литературой. Рабочая тетрадь, хрестоматия структурированы по темам, что позволяет свободный выбор упражнений и заданий для урока.

Содержание НРК

№ урока

Тема урока

Содержание РК

Страницы материала

1

5

И. А. Бунин «Листопад»

К. Рубинский«День осени»

С. 156

2

7

М. М. Пришвин  «Хрустальный день»,

«Капитан-паук», «Недосмотренные грибы»

С. Школьникова«Зачарованный лес»

С. 157

3

13

Внеклассное чтение    

Осень в произведениях русских писателей

А. Дементьев «Слепой заяц»

С. 176

4

15

Картинная галерея  И. И. Левитан «Лесное озеро»

Н. Цуприк«Айка»

С. 183

5

30

Внеклассное чтение

 Сказки народов мира

П. Бажов «Про великого полоза»

С. 218

6

52

Картинная галерея   Н Крылов   «Зима»

С. Школьникова«Тихий снег»

С. 158

7

53

Внеклассное чтение

Стихи и проза о зиме

А. Гольдберг «Зимняя сказка»

С. 227

8

65

Внеклассное чтение

Х. К. Андерсен Сказки

М Гроссман «Непутёвый»

С. 195

9

73

Пословицы

В. Савин «К солнцу»

С. 180

10

87

Внеклассное чтение      Книги о животных

Н. Ваторопина«Воронко»

С. 165

11

94

А. Платонов       «Разноцветная бабочка»

Р. Шагалеев«Лошадь»

С. 162

12

105

А. А. Фет «Весенний дождь»

Л. Татьяничева «Лучшее время года»

С. 159

13

109

Внеклассное чтение         Народные песни

Л. Татьяничева «Малахит»

С. 159

14

121

Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом»

Н. Ваторопина«Музыка»

С. 164

Коррекция рабочей программы

Учебный предмет

Наименование темы или раздела

Количество часов по программе

Кол-во часов по кал.-тем. планированию

Скорректированное

количество часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс

Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"

В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...

пояснительная записка чтение 1 класс

пояснительная записка к ктп по чтению 1 класс программа "Гармония"...

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

пояснительная записка чтение

пояснительная записка чтение 3 класс...