Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.
учебно-методический материал (чтение, 2 класс) по теме

Пономарева Светлана Васильевна

Данные упражнения позволят сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Пономарева Светлана Васильевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Садового,  Арзгирского района, Ставропольского края.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Я уделяю особое внимание обучению, чтению, молча. В целях четкое разграничения детьми чтения молча и вслух применяла упражнения « Губы».

К плотно сжатым губам по команде читать « про себя» дети прикладывают палец левой руки - это была установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась все реже и отменялась совсем.

Для развития смысловой догадки с момента перехода к чтению связных текстов вводилось упражнение «Угадай».

Вот примеры упражнений, развивающих правильность восприятия и понимания текста. Чтение молча проводилось во втором классе на связном тексте:  при чтении закрывались отдельные буквы, окончания, части слов.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагалось упражнение «Финиш». Я называю текст по учебнику или раздаю карточки с текстом для чтения молча и называю слово, до которого дети должны были как можно быстрее дочитать текст ( слова подбирались из второй половины текста так, чтобы они встречались один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимали руку. Я проверяю правильность. Чтобы узнать прочитан ли текст, задаю вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Для расширения фиксированного поля до размеров слов эффективно упражнение «Фотоглаз». На слайде записаны столбцы четырех, пяти и шестибуквенных слов: дома, домик, домовой.                                                                                                                                      

Дети читали  слова со слайда молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивал, было ли представлено такое- то слово. При этом названное слово в данном тексте могло отсутствовать.

В третьем классе для дальнейшего развития техники чтения и понимания смысла читаемых текстов использовалась система проверочно - обучающих заданий и составление планов содержания текстов. Упражнения «Фотоглаз», «Угадай», «Финиш» давались в усложненных вариантах. В упражнении «Фотоглаз» включались словосочетания из двух, трех слов.

В упражнении «Угадай» кроме окончаний, закрывались приставки и коренные буквы слов.

В упражнении «Финиш» ставилась задача читать текст до ответа на поставленный вопрос.

Для развития скорости и гибкости чтения использовалось упражнение буксир. Я громко читаю текст, изменяя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах чтения скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успеть за учителем. Тем самым они учатся менять скорость и ритм чтения.

Проверка внимания и соблюдение и режима скорости чтения  детьми проводилось путем внезапной остановки учителем на каком- либо слове. Дети должны были одновременно с учителем остановиться. Учитель проходит между рядами и делает проверку.

Полезно выполнять следующие упражнения (подобных упражнений очень много в интернете):

  - читать перевернутые слова, читать зеркально отображенные слова (все слова   лучше          печатать), например:

   

 

- вставлять в слова пропущенные буквы вместо черточек, например:
   д-р-в- (дерево)
 -с-оч--к
(источник)
  и т. п.

- решать анаграммы.

Предложите ребенку после работы с анаграммами такой текст:

Работа над техникой чтения должна вестись постоянно. Данные упражнения позволят сформировать не только интерес к чтению, но и умение понимать смысл прочитанного, анализировать информацию и эффективно ее усваивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития скорости чтения

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст....

Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Приёмы, способствующие развитию беглости чтения....

Текст для проверки скорости чтения вслух.

Произведение В.Осеевой "Орел"с вопросами для выявления понимания прочитанного....

Упражнения, развивающие гибкость и скорость техники чтения вслух и молча

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...