Урок литературного чтения. 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Матвеева Оксана Александровна

Урок литературного чтения по программе "Школа России". Тема: Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skazka_o_zhabe_i_roze.zip1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Цели урока: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Оборудование:

презентация к уроку;

учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

Слайд (№ 1)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

2. Подготовка к изучению нового материала:

Разгадайте кроссворд ( у каждого ученика листок с кроссвордом)

  1. Не мышь, не птица,

На деревьях живёт

И орешки грызёт (белка)

  1. Розовая спинка,

На спине щетинка.

Хвост крючком,

Нос пяточком. (свинья)

  1. В воде купался,

Сух остался. (гусь)

  1. Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (курица)

  1. Она любит молочко и карасьи головы,

Ушки у неё торчком и глаза зелёные. (кошка)

  1. С ветки – на тропинку,

С травки на былинку

Прыгнет пружинка,

Зелёная спинка. (кузнечик)

  1. Крылья есть, да не летает

Ног нет да не догонишь. (рыба)

- Какое слово получилось в вертикальных клеточках? (Лягушка)

- Какую сказку про лягушку мы читали в прошлом году? (Лягушка - путешественница)

- Кто автор этой сказки? (Гаршин)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». Слайд

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности... Слайд (№5)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

- Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? (Много странствовал, хорошо учился, был  любознательным гимназистом, увлекался естествознанием).      

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

- Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

Постановка проблемного вопроса.

- Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

- Откройте учебники на стр. 171 и прочитайте название сказки.  Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Этот рассказ о жабе и розе.)

- Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) Слайд (№8)

- Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная). Слайд (№9)

Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки.

4. Физминутка.

5. Прослушивание аудиозаписи начала сказки (дети следят по учебникам)

Продолжим чтение сказка по цепочке.

6. Работа над содержанием текста:

1)Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Скажите коротко, каким вы его представили?

- Найдите описание розы.

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2)Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- Как автор нам говорит о жизни розы?

- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? Слайд №12

- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым.  Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) Слайд №13

7. Итог урока.

- Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

8. Домашнее задание: стр. 171 - 180


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...