Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1

УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Учебник: «Букварь» 1 класс, часть 1, Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова

Тема урока: «Знакомство с буквой Ц»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала

Задачи урока:

Образовательные: - познакомить с новой буквой и новым звуком, которая его обозначает; выделять звук [ц] в речи; научить читать слоги и слова с буквой ц;

Развивающие: - развивать фонематический слух детей; развивать речь; логической мышление, воображение:

                         - развивать умение работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные: - формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов, умеют самостоятельно читать слоги, слова, предложения, получат возможность научиться выделять звук [ц]

Метапредметные:

Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков, моделирование звуковой схемы, доказательство выбора фишки при обозначении звука.

Регулятивные: умеет держать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и формулировать собственное и аргументировать его.

Личностные: выражают положительные отношение к учебному процессу; проявляют внимание и  интерес к освоению новых знаний и умений.

Материально – техничное обеспечение урока:

- мультимедийный проектор

- презентация

- предметные картинка

- фишки для обучения звуков

- касса букв

- образцы печатных букв «Ц», «ц».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Актуализация опорных знаний и поставка учебной задачи

Открытие нового знания

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой

Рефлексия

- Прозвенел звонок веселый!

все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

- Сегодня на уроке нас ждет интересна работа.

Покажите сигнальными значками (желтый и черный), какое у вас настроение.

Настроение у всех хорошее.

- Много ли мы с вами изучили букв? (Да)

- А куда поселим изученные буквы? (На ленту)

- Для чего нужны буквы? (Для обозначения звуков)

- На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Все мы буквы изучили? (Нет)

- Какую учебную задачу поставили на уроке? Что должны сделать, чему научиться?

- Чтобы узнать, над чем мы будем работать сегодня на уроке предлагаю вам отгадать загадки:

1. На кормушке возле нашей форточки

Сидела удивительная птица:

В черной шапочке она, и в желтой кофточке

Птица называется … (синица)

2. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (цапля)

- Что вы знаете об этих птицах?

- Произнесите эти слова и скажите, что общего у этих слов?

- Определите тему нашего урока. Назовите слова, в которых встречается звук [ц]. А я знаю девочку в нашем классе, в фамилии которой встречается звук [ц]. А вы знаете?

- Произнесите еще раз звук [ц] и охарактеризуйте его. Какой он?

- А давайте узнаем, где находится звук [ц] в наших словах – отгадках «синица» и «цапля». В каком домике по счету?

- В каком звуковом домике по счету находится звук [ц]?

- Обозначьте звуки буквами.

- Почему звук [ц] не обозначили буквой? (не знакомы)

- Давайте с ней познакомимся.

Знакомство с буквой Ц.

- Пофантазируйте, на что похожу букв Ц (Слайд 2, 3)

- Запомнили, как выглядит буква Ц? Обозначьте в словах «синица» и «цапля» звук [ц] буквой ц.

- А теперь смоделируйте букву Ц самостоятельно и проверьте друг у друга.

- Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Посмотрите вокруг и найдите букву Ц. Где она спряталась в классе?

- Буквы любят играть друг с другом, играли и заигрались. Потерялась среди них буква Ц.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.

КБАЗБУЦАИШЦКБЛНЦ

- Сколько раз подчеркнули букву? Проверьте друг у друга.

- Итак, какую работу мы выполнили?

- А теперь научимся произносить звук [ц] в словах. Для этого разучим скороговорку «Ученица – озорница получила единицу».

- А вы хотите быть такими, как эта ученица?

- Чтобы не получать единицу, надо научиться хорошо читать.

Чтение слогов с буквой Ц.

(слайд 4)

  • чтение хором
  • выборочное чтение

Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного?

Мягко или твердо прозвучал звук [ц]? Почему?

Работа по учебнику.

  • чтение слов вслух
  • выборочное чтение

- Почему эти слова объединены  в пары?

  • чтение слов, которые называют один предмет.
  • чтение слов, которые называют много предметов.

Чтение следующих 2 – х столбиков слов.

  • жужжащее чтение
  • цепочкой

Физминутка

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки

Прыг – скок, прыг – скок –

Прыгать с пятки на носок

На болоте две подружки

Две зеленые лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

и обратно возвращались.

- Мы читали слова с буквой Ц. А теперь вы будете угадывать слова с этой буквой и печатать их.

Прочитайте загадки, а отгадки впишите в кроссворд. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слова и  определять какой буквой обозначается звук)

Проверьте себя по образцу (слайд 6)

Слайд 5

- Почитайте пары слов по строчкам. Что у вас получилось? (Чепуха)

- Подберите к словам из левого столбика подходящие по смыслу слова из правого столбика.

Чтение рассказа «Цыпленок Цып» (учителем)

- О ком рассказ?

- Что вы о нем узнали?

- Кто запомнил слова цапли?

- А что бы вы сказали цыпленку?

Проводит беседу по вопросам:

- Какую учебную задачу ставили перед собой на уроке?

- Мы ее достигли?

- Как называется буква, которую мы изучили?

- Какой звук она обозначает?

- Еще раз охарактеризуйте его.

- Научились читать слова с буквой Ц?

- Что понравилось?

- А что показалось трудным?

- А какое сейчас у вас настроение? У вас на столе смайлики. Нарисуйте свое настроение.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать слова с этой буквой. Принимают учебную задачу.

Разгадывают загадки, выделяют звук, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Отмечают, что новый звук согласный, твердый, глухой.

Делают звукобуквенный анализ слов «синица» и «цапля» (два ученика у доски) оставленные самостоятельно. Заменяют фишки в моделях слов буквами.

Знакомятся с новой буквой

Конструируют букву. Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Выполняют задание

Узнают букву среди других букв. Контролируют действие в паре.

Делают выводы о результатах работу.

Познакомились со звуком [ц]. Обозначили его буквой Ц. Проговаривают скороговорку несколько раз.

Читают слоги.

Звук [ц] всегда твердый.

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию.

Выполняют физминутку.

Читают загадки. Печатают слова отгадки в кроссворде. Проверяют работу по образцу. Оценивают результат.

Читают слова

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную деятельность;

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать

Регулятивные УУД:

- планирование -  определение последовательности промежуточных целей с четом конечного результата

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формирование темы

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- постановка вопросов

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

- моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

- проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности;

- планирование своих действий в соответствии с постоянной задачей

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов.

Личностные УУД:

- умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные УУД:
- самоконтроль деятельности;

- самооценка результатов

Коммуникативные УУД:

- умение работать в паре

- учитывать разные мнения,

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

- умение применять простейшие приемы и анализы текста.

Личностные УУД:

- умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции

Регулятивные УУД:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с буквой Ц. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Учитель начальных классов МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» Федорова Т. Б.

Слайд 2

Ц ц

Слайд 3

ц внизу крючок, точно с краником бачок! БУКВА Ц -

Слайд 4

О У Ы И А Е Ц ЦА ЦИ ЦО ЦЫ ЦЕ ЦУ

Слайд 5

зелёная лягушка радостное весёлый широкая голосистый лицо цирк скворец улица

Слайд 6

Ц Ы П Л Ё Н О К Г У Р Е Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте по теме " Знакомство с заглавными буквами Г,П,Т,Р" по Букварю Бунеева Р. Н Образовательная система 2100

Презентация к уроку разработана в системе деятельностного подхода. В содержании урока выдержены все основные этапы урока: вспоминаем то, что знаем; определяем основной вопрос урока, открываем новое зн...

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....

Методическая разработка урока обучения чтению по теме "Знакомство со строчной и прописной буквами К,к"

Методическая разработка урока с элементами агробизнесобразования. На уроке дети в занимательной форме знакомятся с профессией овощевод, Работая по сюжетной картинке, приобретают умения по посадке и вы...