"А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Буряк Елена Борисовна

открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_3_klass.odt27.73 КБ
Office presentation icon презентация305.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Форма урока:урок-исследование.

Цели и задачи:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина;развивать умение выразительно читать произведение;находить нужный отрывок в тексте по вопросам;работать с произведением;умение делить текст на части и выделять главную мысль;составлять план произведения;исследовать текст;находить знакомые части речи.

Предметные результаты:выразительно читать произведение;делить текст на части;находить в тексте знакомые части речи.

Метапредметные результаты:

-регулятивные:формулировать учебную задачу;понимать исследовательскую работу;планировать работу в парах и группах;оценивать результат работы.

-познавательные:сравнивать отрывки текста между собой;анализировать произведение;делать выводы и обобщение;прогнозировать результат.

-коммуникативные:работа в паре;работа в группе;сотрудничество.

Личностные результаты:формирование гуманистической позиции школьника.

Оборудование:портрет А.С.Пушкина;книги писателя;электронная доска;ноутбуки;наушники;аудиодиски;пульты;учебники;презентация;тесты.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель:-Здравствуйте,садитесь! Предлагаю рассказать стихотворение Алексеевой Василисе.

Выступление ученика со стихотворением А.С.Пушкина «За весной,красой природы...».

Учитель:-Ребята,кто автор этого стихотворения?(Автор этого стихотворения Александр Сергеевич Пушкин.)

2.Введение в тему. Актуализация знаний.

Учитель:-Ребята,сегодня мы с вами продолжаем знакомиться  с творчеством Александра Сергеевича Пушкина,узнаем много нового из его биографии.

Презентация «А.С.Пушкин. Лицей».

1 слайд-лицей А.С.Пушкина.

Учитель:-Александр Сергеевич Пушкин учился, как и мы, в лицее.Но это был первый в России лицей.Именно оттуда пошло название «Лицеист»,которое носим и мы с вами.

2 слайд-здание лицея.

Учитель:-Это Царскосельский лицей, судьба которого неразрывно связана с историей русской культуры. Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра Пушкина. В годы учёбы в Лицее развивался его поэтический талант. Царское село стало его поэтической родиной.

3 слайд-открытие лицея.

Учитель:-Торжественное открытие Царскосельского Лицея состоялось 19 октября 1811 года.

4 слайд-Пушкинский курс.

Учитель:-Первый курс вошёл в историю этого учебного заведения под названием пушкинского. Приём лицеистов осуществляли один раз в три года. Численность воспитанников не более 50 человек, обучение бесплатное.

5 слайд-идея создания лицея.

Учитель:-Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю М.М.Сперанскому и была связана с планами преобразования России императором Александром I.

6 слайд- учебная программа.

Учитель:-Учебная программа  лицея была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на два курса – старший и младший, по три года каждый, с обязательными переводными экзаменами.

7 слайд- учебный год.

Учитель:-Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля (каникулы 1 месяц). Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать лицей.

8 слайд-расписание дня.

Учитель:-6ч.                Подъем, молитва

7 -9ч.            Класс  (учебные занятия)

9ч.                 Чай с булкой

До 10ч.         Первая прогулка

10-12ч.         Класс (учебные занятия)

12-13ч.         Вторая прогулка

13ч.              Обед из трех блюд

14-15ч.         Чистописание или рисование

17ч.             Чай

До 18ч.        Третья прогулка
18-20ч.         Повторение уроков

20.30ч.         Ужин из двух блюд

До 22ч.       Отдых, развлечения                   («мячик и беготня»)

22ч. Молитва,сон.

9 слайд-спальные комнаты..

Учитель:-После ужина до 22 часов – рекреация (отдых). Далее – вечерняя молитва и сон.»                            И.И.Пущин. Записки о Пушкине.

10 слайд-спальня А.С.Пушкина.

Учитель:-«Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались – шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по  очереди.» И.И.Пущин. Записки  о Пушкине.

Учитель:- Ваши знания о Пушкине мы проверим в ходе викторины. Возьмите в руки пульты и ответьте на вопросы теста.

1.Когда родился А.С.Пушкин?(6 июня,6 сентября ,6 января,6 марта)

2.Где родился А.С.Пушкин?(в Санкт-Петербурге,в Москве, в Пензе, в Туле)

3.Как звали няню А.С.Пушкина?(Анна,Алёна,Арина,Ангелина)

4.Сколько лет проучился А.С.Пушкин в лицее?(3 года,4 года,5 лет,6 лет)

5.В какой из сказок А.С.Пушкина встречается предмет «бочка»?(«Сказка о царе Салтане...»,»Сказка о мёртвой царевне...»,»Сказка о золотой рыбке»,»Сказка о золотом петушке»)

Учитель:-Молодцы,справились! Отложите пульты.

Учитель:-Кто догадался,с какой сказкой А.С.Пушкина познакомимся?(«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».)

 в историю этого учебного заведения под названием

3.Изучение нового материала.

Учитель:-Ребята,откройте учебник на с.92 и прочитайте полное название сказки. Чтение вслух.

Учитель:-Из чего ясно,что это сказка?(из названия)

Учитель:- Что ещё можно узнать из названия?(из названия можно узнать о героях сказки)

Учитель:- Сегодня мы начнём читать сказку. Девочки возьмите наушники и прослушайте аудиозапись 1 части сказки со страницы 92 до страницы 96,а мальчики будут читать тоже самое про себя по учебнику.

Учитель:-Все прослушали и прочитали? Хорошо!

Учитель:-С чего начинается сказка?(сказка начинается с зачина-обещания 3 сестёр).Прочитайте его вслух.

Учитель:-Кого выбирает царь?(царь выбирает 3 сестру)Выполнила ли 3 сестра своё обещание?(да, выполнила).Прочитайте вслух.

Учитель:-Почему мать и сын оказались в бочке?(Другие две сестры обманули царя,поменяли грамоты) .Прочитайте об этом.

Учитель:-Всё правильно,молодцы!

Учитель:-А теперь составим план этой части сказки.Я предлагаю вам поработать в парах и напечатать план на компьютере.Откройте папку «план».

Учитель:-Напечатали,хорошо!

Учитель:-Давайте проверим у каждой пары свой вариант плана и составим общий план.

ПЛАН

1.Выбор невесты.

2.Рождение сына.

3.Обман царя.

4.Исследовательская работа.

Учитель:-Ребята,так как у нас сегодня необычный урок,мы распределились на 3 группы для того,чтобы провести небольшое исследование.

Учитель:-Цель нашего исследования-выяснить, с какими знакомыми нам  частями речи больше любил работать А.С.Пушкин в своих сказках. У каждой группы свой отрывок из сказки. Отрывок вы найдёте в компьютерах соответственно по группам №1,№2,№3.Откройте эти папки.

1 ГРУППА

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещёный мир

Приготовила  я пир».

«Кабы я была царица,-

Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Прочитать отрывок.

2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).

3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.

4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.

5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.

6.Сделать вывод.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

ВЫВОД!

2 ГРУППА

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я  для батюшки -царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Прочитать отрывок.

2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).

3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.

4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.

5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.

6.Сделать вывод.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

ВЫВОД!

3 ГРУППА

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Прочитать отрывок.

2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).

3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.

4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.

5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.

6.Сделать вывод.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

ВЫВОД!

Учитель:-Рассмотрите алгоритм действий по проведению исследования.

1.Прочитать отрывок.

2.Вспомнить части речи(имя сущ.,имя прил.,глагол).

3.Найти имена сущ., посчитать их, внести в таблицу.

4.Найти имена прил., посчитать их,внести в таблицу.

5.Найти глаголы, посчитать их,внести в таблицу.

6.Сделать вывод.

Учитель:-Каждая группа работает вместе и исследует отрывок,по окончании работы капитан команды объявляет о результатах исследования. Начали!

Учитель: -Теперь,давайте,результаты каждой группы занесём в  сводную таблицу и сделаем общий вывод.

Учитель:- Вывод: А.С.Пушкин в своей сказке использовал больше всего имён существительных и глаголов,от глаголов его сказки динамичны,легко читаются и запоминаются.

5.Рефлексия.

Учитель:-Понравился ли вам такой необычный урок? Что больше всего понравилось? Как вы можете оценить работу группы? Нарисуйте у себя в компьютерах смайлик.

6.Итоги урока.

Учитель:-С какой сказкой познакомились на уроке? Чем занимались на уроке? Чем сказка интересна?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....

Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...

«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...

Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 3 класс

Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»Учебник: Литературное чтение. 3 ...