Л.Н.Толстой "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кошманова Анна Геннадиевна

Урок литературного чтения в 1 классе по программе Занкова Л.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1-м классе

Тема: Л. Толстой «Косточка»

Разработан учителем начальных классов МБОУ Лицея №1

Кошмановой Анной Геннадиевной

Цели урока:

Предметные:

- совершенствовать навыки чтения;

 - обогащать читательский опыт детей;

 - учить оценивать поступки героев;

- учить выделять опорные слова в произведении;

 - воспитывать интерес к самостоятельному чтению;

 - познакомить с рассказом Л. Толстого  «Косточка»

Надпредметные:

- личностные (качественные приращения)

- личностные (нравственно-этическая ориентация)                                     Личностные: рефлексия

Познавательные: подбор информации по заданному параметру.

Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.

Регулятивные: прогнозирование (антиципация)                                  

  1. Организационный момент:

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Приятного всем рабочего дня!

Слайд2

В дорогу , девчёнки!

В дорогу ,мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные тайны и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

  1. Подготовка к восприятию (слайд3)

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?(открывать тайны)

-Но чтобы раскрыть эти тайны, надо подготовиться. Речевая разминка.

 -Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами(чтение по рядам) (чтение хорошо читающим учащимся; затем чтение хором;)      

Кни-га от-кры-ва-ет-ся.

Рас-сказ на-чи-на-ет-ся.

Ге-рой сом-не-ва-ет-ся.

Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся.

-Что это записано? (предложения)

-Прочитайте только последние слова в каждом предложении. Что о них можно сказать? Что заметили? (рифма)

- Прочитайте первые слова в предложениях.

-С какими понятиями мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Книга, герой, читатель)        

- С каким понятием еще  не знакомы? (рассказ)

-Какие цели мы можем поставить пере собой на сегодняшнем уроке? (Слайд  с символами 4,5) Дети выбирают нужные. (Узнать: что такое рассказ, прочитать рассказ, узнать об авторе)

3 Работа по новой теме.

-Итак, книга открывается.

 - Открываем учебник на странице 34.
- сегодня мы начинаем новую главу нашего учебника. В ней мы попробуем открыть новый секрет художественного текста.

-Прочитайте тему наших уроков по литературному чтению.(Долина рассказов: тайна за тайной.)

-Прочитайте предложение под темой.(читатель, мы вступаем в Долину рассказов)

-Кто нам может объяснить, что такое рассказ?  (ответы детей).

-Давайте, проверим и прочитаем научное объяснение слову рассказ.

- Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться?(«Косточка»,с.34.)
- Кто автор этого произведения? (Л.Н.Толстой)
- Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?
- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

 Биографическая справка (Слайды 6,7,8,9)
Лев Николаевич Толстой жил очень  давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.
Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье.
Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.
Многие из вас, наверное, и не знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Все рассказы этой книги были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”.

И сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка».
Возьмите в руке карандаши, и если вам в тексте встретится непонятное слова, то вы аккуратно их подчеркните.
 

- Итак, послушайте его и попробуйте  представить все, что происходит.

Читают учитель или  хорошо читающие учащиеся.

- Скажите, а это произведение можно назвать рассказом? Докажите.

-Кто главный герой? (мальчик Ваня)

-Как вы думаете, сколько лет мальчику?

-Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

     –А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.

 Словарная работа

- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

- Что они означают?

Сочла – сосчитала.

Горница – большая светлая комната.(слайд 10 )

 –Ребята, встаньте, пожалуйста те, кому из вас понравился рассказ Л.Н.Толстого. Остальных, я попрошу высказать своё мнение и тоже к нам присоединиться.

 

Физминутка (слайд 11)

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

  Поскачите-ка в  присядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать друзья начните.

4 Повторное чтение и анализ прочитанного.

(чтение по цепочке)

-Мы прочитаем произведение ещё раз для того, чтобы лучше представить образ Вани, образ отца, мамы.

(читаем по цепочке)

- Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу. – Прочитайте
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
- Выберите из этой части слова, описывающие его действия.
никогда не ел  
(слайд  12 )
Нюхал их.

Они нравились.
Очень хотелось съесть.
Ходил мимо.

- О чём вам эти слова говорят?  (хотел, но сомневался) -Герой сомневается….
- А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)

А как мы будем читать эти строчки?
- Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро.
- Как вы думаете, хорошо он поступил?

- А как бы вы поступили на месте Вани?

- Так может надо было автору закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение?

(ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ)

- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак…)

-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?

- Что он сказал детям? Прочитай.

-Почему он так сказал? (Он хотел,чтоб Ваня сам признался, чтобы он остался честным.  Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване. )

- Как вы думаете, Ваня испугался? - Докажите словами из текста (Ваня побледнел.)

-- Догадались ли другие дети?

- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (слайд 13 )

Выберите правильный ответ.
- Ему не понравились сливы.
- Ему хотелось ещё слив.
- Ему стало страшно, что он умрёт.
- Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
- Он съел косточку.

-Что пережил Ваня за обедом? У вас на столах есть рисунки мальчика. Представьте, что это Ваня. Выберите и наклейте, пожалуйста, выражение мальчика в начале рассказа, середине и в конце. (работа в паре, один на доске)

-Какое отношение у вас сейчас к Ване? Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?

 – Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)
 –   А как еще могла бы закончиться эта история?
– Какая из пословиц подходит нашему рассказу?
(Слайд 14 )

       Друг познается в беде.

      Любую ошибку можно исправить.

     Поспешишь – людей насмешишь.

     Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

– Как вы её понимаете? Объясните, почему вы её выбрали?

5 Обобщение.

- Прочитайте последний вопрос и попытайтесь ответить на него.

-Как ты думаешь, о чем хотел сказать писатель в своем произведении?( Ответы детей: Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и тд.)

– Выходит,  если бы когда-то    Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не прочитала бы вам “Косточку”……вы продолжали бы брать без разрешения? Не признавались бы в этом? И глотали бы сливы с косточками?

– Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?

Тайна в этом рассказе живет,   (слайд 15)

   Попробуй её разгадать,

   Лишь тот секрет рассказа найдёт,

   Кто сможет Ваню понять.

– Можно я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?(ответы детей)

– Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!

– Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?

– А приятно прощать маленького?

– А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные?

– Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот зачем Лев Толстой написал этот рассказ.

– Сложный рассказ? В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли, а дома, прочитав этот рассказ еще раз, может вы откроете еще секрет, о котором нам хотел сообщить писатель.

6 Рефлексия: (Слайд16)

- Ребята,оцените свою работу на уроке. Если мы достигли поставленных целей,если урок был для вас полезным, и вам понравился то покажите сливу,а если вы ничего для себя не усвоили на этом уроке,и у вас остались неприятные ощущения -  то тогда покажите грушу.

-Подарите эти сливы тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной.

-попрошу встать детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались.

               Прозвенел сейчас звонок,

               И    закончился урок!

               Всем спасибо! (слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Л.Н.Толстой "Косточка" Урок литературного чтения в 1А классе Учитель начальных классов МБОУ Лицея№1 г.Аксая Кошманова Анна Геннадиевна

Слайд 2

В дорогу, девчёнки, В дорогу, мальчишки! По лесенке знаний шагайте смелей. Чудесные тайны и добрые книжки Ступеньками будут на ней!

Слайд 3

Речевая разминка Кни-га от-кры-ва-ет-ся. Рас-сказ на-чи-на-ет-ся. Ге-рой сом-не-ва-ет-ся. Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся!

Слайд 4

Цели урока: рассказ

Слайд 5

Цели урока: рассказ

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой 1828-1910г.

Слайд 10

Горница - большая светлая комната.

Слайд 11

физминутка Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка в присядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните, Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните!

Слайд 12

-никогда не ел -нюхал их -они нравились -очень хотелось съесть -ходил мимо Найдите в тексте слова, описывающие действия главного героя:

Слайд 13

-ему не понравились сливы -ему хотелось ещё слив -ему стало страшно, что он умрёт -ему стало стыдно, что он сказал неправду -он съел косточку Почему все смеялись, а Ваня плакал? Выберите правильный ответ:

Слайд 14

Какая из пословиц подходит нашему рассказу? Друг познается в беде. Любую ошибку можно исправить. Поспешишь-людей насмешишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Слайд 15

Тайна в этом рассказе живёт, Попробуй её разгадать! Лишь тот секрет рассказа найдёт, Кто сможет Ваню понять!

Слайд 17

Прозвенел сейчас звонок и закончился урок! Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- Нет, я косточку бросил за окошко.

 

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- Нет, я косточку бросил за окошко.