Урок в свете ФГОС
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Смирнова Елена Александровна

Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_teme.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в свете ФГОС.

Проект урока по теме: «А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков

«Скворец – молодец».

 

                                   Выполнили  учителя начальных классов

                   МБОУ СОШ №74 Московского  района

                          Смирнова Елена Александровна,  Горева Светлана Леонидовна

  • Учебный предмет: Литературное чтение.
  • УМК: «Начальная школа XXI века».
  • Тема урока: А. Куприн « Скворцы», Н. Сладков

 « Скворец – молодец».

  • Тип урока: объяснение нового материала.
  • Задачи урока:

Цель  деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы , выраженную в художественном слове.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне; обучать осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас детей, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

Развивающие:  создать условия для развития творческого воображения и творческой активности детей, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи.

Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим», воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

  • Ожидаемые результаты  (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные  действия:

личностные  (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

-осознавать значимость чтения;

-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

-высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

- воспитывать   доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах;

 - формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов;

метапредметные:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные  (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций):

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

-осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию , необходимую для ее решения;

- описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

-работать в парах;

предметные:

-научиться различать жанры произведений;

- научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах;

-находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

  • Оборудование

1.Учебник Литературное чтение (часть вторая) .Автор :  Л.А. Ефросинина. Москва. « Вентана-Граф», 2012 г.

2.  Рабочая  тетрадь №2 .

3. Мультимедийный проектор    с презентацией к уроку.

  •  Исходный уровень знаний и  умений обучающихся для изучения данной темы: обучающиеся умеют читать  по слогам и целыми словами; воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам и жанрам; выразительно читать наизусть небольшие стихи и отрывки из прозы; под руководством учителя  обучающиеся пробовали сочинять стихи, сказки, загадки, рассказы; умеют составлять синквейны, работать с кластером; составлять модель обложки к произведению ; обучающиеся уже знакомы с произведениями некоторых писателей в разделе  «Весна, весна красная…» ( Н. Сладков, Г. Скребицкий и др.)
  • Этапы урока и хронометраж

1.Организационный момент.  2 мин.

2. Проверка домашнего задания.  3 мин.

3.Речевая разминка.  2 мин.

4.Работа  со « Слоговичком». 2 мин.

5. Актуализация знаний.  3 мин.

6. Первичное восприятие.  5 мин.

7.Проверка первичного восприятия  5 мин.

8. Физкультминутка. 3 мин.

9. Вторичное восприятие и анализ текста. 7 мин.

10. Самостоятельная работа со сказкой - стихотворением.  6 мин.

11. Итог урока.  2 мин.

12. Рефлексия. 3 мин.

13. Домашнее задание.  2 мин.

  • Содержание урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающегося

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.  

Мы начнём урок, друзья.   

 

Девиз нашего урока:

Удивительное  рядом, умей видеть и наблюдать”.

Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностное УУД: самоопределение

2.

Проверка домашнего задания

 Чтение рассказа Н.Сладкова «Снег и Ветер» по ролям.

Коммуникативное УУД:

 умение слушать собеседника, умение договариваться с соседом.

Познавательное УУД: умение читать по ролям

3

4.

Речевая разминка

Работа

 со «Слого-вичком»

  1. Дыхательная гимнастика.

–Сели ровно, руки на коленях, подышали. На ладони последняя снежинка, подуем на неё 3 раза ; как  можно дольше-улетела.

  1. Работа со скороговоркой.

-Вспомните скороговорку, где встречается [ш]

(Шесть мышат в шалаше шуршат.)

-Ребята, как мы можем прочитать  эту скороговорку?

(Тихо - медленно; быстрее - громче; быстро-громко: с прохлопыванием   ритма ).

Хором.

-Кто хочет прочитать?

-Найдите  букву «ша».

-Что вы можете сказать о [ш]?

-Назовите его пару.

(Дети в парах  читают строчки со слогами)

-Посмотрите на доску, что я зашифровала?

-Чем  может быть это предложение?

 Дети предлагают разные варианты.

(Загадка, пословица, поговорка, просто предложение).

 

- Скажи соседу свое предложение. Обсудите вместе, чем оно является.

С 3 20 2      34 67 1 й, а 34 28 м   с 6 55

Сначала  подумай, а потом скажи.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-А какая орфограмма встретилась?

(Жи пиши с буквой и.)

Коммуникативное  УУД: умение слушать

 собеседника.

Познавательное УУД: использование общего  способа действия

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль

Коммуникативное  УУД: умение слушать

 собеседника

Познавательное УУД: словесно-логическое мышление; общеучебные умения (знаково- символические действия); постановка проблемы.

Регулятивное  УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника; вступать с ним в учебный диалог.

5.

Актуализация знаний

-Вспомните, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна — художник»? 

 («А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»). 
— Именно об этих важных делах мы сегодня и поговорим.

- Определите тему урока.( На доске запись :А.Куприн « Скворцы»).

Прогнозирование по заголовку.

-Подумайте , пожалуйста, о чем может идти речь в рассказе с названием

 « Скворцы»

- Можем ли мы предположить , кто будет главным героем рассказа?

- Мы выслушали все предположения , хотите проверить , кто окажется прав ?  

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие .

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

6.

7.

8.

Первичное восприятие

   

Проверка первичного восприятия

Физкультминутка

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми .

Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

-Кто догадался правильно о том, какое содержание будет у рассказа?

 - Понравилось ли вам произведение?

- Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

-Кто главные герои?

Демонстрация слайдов « Скворцы»

 

-Давайте отдохнем. Кто сегодня будет в роли учителя?

Ученик (на нем шапочка  мышки) выходит к доске и  выполняет движения вместе с классом.

-Вышли мышки как- то раз посмотреть который час. Раз, два, три, четыре! Мышки дернули за гири.  Вдруг раздался страшный звон. Убежали мышки вон.

Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач .

Предметное УУД: различение  жанров произведений.

Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания

 Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

  

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . 

9.

10.

11.

Вторичное восприятие и анализ текста

Самостоя-тельная работа со сказкой-стихотворением « Скворец –молодец» .Н.Сладков

   

Итог урока

- Ребята, в рассказе   встретились несколько «трудных» слов. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

Словарная работа:

Подправили- немного исправили

Сажень - старая русская мера длины(2,13 м)

Скворечник - небольшая деревянная будочка , укрепленная на шесте или дереве около дома.

Беспечный - беззаботный , свободный от забот.

Пристально -здесь : внимательно.

Жутко - здесь: страшно.

Истребить - уничтожить , погубить.

Чтение текста учащимися самостоятельно:

в полголоса, шевеля губами, читаем «глазами».

Беседа:

-Сколько частей в этом тексте? О чем говорится в первой части текста, во второй?

-Когда прилетают скворцы ? Найдите точный ответ в тексте.

-Как люди готовятся к прилету скворцов? Прочитайте. Почему все так ждут этих птиц?

Работа в парах:

-Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьев.

-Как мы будем готовиться  к выразительному чтению этого отрывка?

 

Давайте вспомним памятку №1 «Прочитай выразительно».

(Внимательно перечитаем отрывок, поймем какие чувства волнуют героев , о чем думает каждый персонаж; подумаем кому сочувствует автор)

Инсценировка отрывка.

-Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова , которым она соответствует.

Моделирование обложки произведения:

(На доске лист бумаги для обложки , наверху листа Ф.И.О. автора , внизу – название произведения , а посередине , с помощью условных знаков и цвета , определяют его жанр и тему. Работа с комментариями).

Выборочное чтение:

- Найдите в тексте и прочитайте какую пользу приносят скворцы людям.

 

-Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках ?

Составим кластер.

   

  1. Чтение стихотворения в парах.

-Подумайте, посовещайтесь в паре : чем похоже это произведение на рассказ А.Куприна и чем отличается ? –

-Подумайте, как удобнее показать сходство и отличие произведений. ( На моделях обложек книги)

  1. Работа в тетради с.65 вопрос 1, 2

  1. Взаимопроверка

- Как вы думаете с какой целью  автор написал это произведение?

( Чтобы показать свое отношение к природе , к птицам. Чтобы мы видели красоту природы ,берегли ее).

-Составьте синквейн:

1. Наличие проблемы

1в. Скворец( скворец)

2в.: воробьи

2.Самостоятельная деятельность.

3.Организация презентации продукта

( синквейна)

 

Скворцы

Умные, трудолюбивые.

Прилетели, обустраиваются, поют.

Утром начали свой концерт.

Здорово!

Воробьи.

Хитрые, легкомысленные.

Высовываются, отлетают.

Пришел конец воробьиному хозяйству.

Интересно.

 Познавательное УУД: извлечение из текста необходимой информации .

Познавательное УУД: подведение под понятие

Познавательное УУД: сравнение, обобщение

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательное УУД: смысловое чтение.

Познавательное УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; классификация.

Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника.

Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.

Регулятивное УУД: формирование действия планирования.

Познавательное УУД: инсценирование  отдельных эпизоды произведения в парах.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.

Познавательное УУД: формирование логических действий

( прием вычитывания)

Познавательное УУД: смысловое чтение.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.

Познавательное УУД:

 работа по ТКМ, составление кластера

Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с

учебными моделями.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

Познавательное

УУД: формирование действий анализа и синтеза.

УУД: умение осуществлять взаимный контроль

Познавательное УУД: умение делать умозаключения

Познавательное УУД: общеучебны е умения; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательное УУД:

смысловое чтение, прием вычитывания; получение нужной информации из учебника

Регулятивное УУД: умение осуществлять самоконтроль,взаи-моконтроль

Познавательное УУД: поиск информации; создание продукта

( учебного проекта-синквейна); умение правильно строить речевое высказывание.

12.

Рефлексия

Проводится в виде игры « Плюс-минус-интересно».

« П»- «плюс»- что понравилось на уроке, информация и формы работы , которые вызвали положительные эмоции.

« М»-«минус» ,что не понравилось на уроке ,показалось скучным , осталось непонятным.

« И»-« интересно»-любопытные факты, о которых узнали на уроке.

  Коммуниктивное УУД: задание, стимулирующее рефлексию

 Познавательное УУД: самоконтроль и содержательная самооценка.

13.

Домашнее задание

Работа в тетради:

С.64 № 5( сочини стихотворение с паредложенной рифмой)

---------------------дворец.

---------------------скворец.

Подготовить краткий пересказ первой части произведения, пользуясь памяткой №4   «Перескажи кратко».

 Познавательное УУД: выполнение творческого задания

Познавательное УУД: работа с учебными моделями; смысловое чтение; пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)

Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......

Мастер- класс "Современный урок в свете ФГОС

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,  эрудиции»В.А. Сухомлинский Тема: «Современный урок в св...

Презентация "Современный урок в свете ФГОС 2 поколения"

Презентация для выступления на педсовете,МО....

Современный урок в свете ФГОС

Статья на тему "Современный урок с свете ФГОС"...

"Современный урок в свете ФГОС"

В выступлении  представлен опыт работы учителя по ФГОС, раскрыты этапы  урока  с использованием ИКТ.  Урок обеспечивает создание комфортной обстановки для обучающихся...