рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Аитова Вероника Валерьевна

программа разработана в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты обучения к концу 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_170_s_uud_3kl.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Планируемая

Предметные

УУД

Устное народное творчество  (16 часов)

1

Загадки. Виды загадок. В. И. Даль «Старик-годовик»

1

Загадки, виды загадок.  Упражнение в выразительном чтении

Загадки

Знать:

- жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

- особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

-различия жанров.

Уметь

-называть произведения и выделять их особенности;

-определять тему и жанр произведения;

-называть и сравнивать героев

(положительных и отрицательных);

- определять главную мысль сказки;

- делить текст на

части, озаглавливать части, составлять словесный или

картинный план и

пересказывать по

плану произведение или отдельные эпизоды;

- сравнивать сказки

(былины) разных

народов;

- самостоятельно и

по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

- характеризовать

особенности речи

сказителя;

- использовать при

чтении средства

выразительности:

темп, пауза, интонация;

-работа с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

П.:

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

- участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

2

Произведения фольклора. Пословицы.

1

Пословицы, темы пословиц, особенности построения.

Пословицы

3

Русская народная сказка «Самое дорогое»

1

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов,  определение главной мысли. Пересказ сказки.

Жанр

4

РНС «Про Ленивую и

Радивую».

Ненецкая сказка «Хозяин ветров»

1

Самостоятельное чтение или

слушание сказки. Сравнение

сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные.

Поиск в тексте

Сравнение сказок

5

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка», «Умная внучка»

1

Самостоятельное чтение или слушание сказки.

Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий.

Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

Сказка-загадка

6

РНС «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»

1

Воспринимать произведение на слух. Моделирование обложки и определение темы сказки. Сравнивать книги-произведения и книги - сборники

Тема, вид сказки

7

РНС «Царевич

Нехитер-Немудёр»

1

Слушание сказки. Герои сказки.

Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу

Герои сказки

8

РНС «Царевич

Нехитер-Немудёр»

1

9

Сказки народов России. «Елена премудрая», «Девушка и Месяц»

1

Сравнение сказок (выделение сходства и различий). Моделирование обложки и выделение чудес. Работа с таблицами.

Модель обложки

10

Малые жанры фольклора. Скороговорки. Потешки.

1

Объяснение литературоведческих понятий. Различать произведения фольклора.

Скороговорки, потешки.

11

Былина «Добрыня и змей»,

1

Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Былина

12

Былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Первый бой Ильи Муромца»

1

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста

Интонация, пауза

13

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

1

Темп чтения

14

Былина «Вольга и Микула»

1

Обобщение темы; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства

Аннотация, выходные данные

15

Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Былина

16

Устное народное творчество.

Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг, работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация

Тип книги, аннотация

Басни 5 часов

17

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград»

Слушание басен. Словарная работа. Выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией.  Выразительное чтение.

Басня, мораль, персонаж, форма

Знать: - литературоведческие понятия: басня, мораль;

- о структуре басни;

- о художественных особенностях басни. Уметь:

- правильно называть басни из круга детского чтения;

- различать сказку и басню;

- сравнивать героев басни;

- выделять особенности басен Эзопа и

 И. А. Крылова;

 - выразительно читать басни с листа и наизусть;

- работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

П.:

ориентироваться в многообразии способов, смысловое чтение.

К.: задавать вопросы, аргументировать свою позицию.

Р.:

применять установленные правила;

- Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

18

Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица»

Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали).

Внутритекстовая иллюстрация

19

И. Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягненок»

Инсценирование басен. Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

Аллегория, олицетворение

20

Басни Эзопа,

А. Измайлов  «Филин и Чиж»

Обобщение по разделу. Выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

Аллегория, олицетворение

21

Урок – обощения по разделу. Проверь себя.

Обобщение по разделу. Выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

Произведения А.С. Пушкина 10 часов

22

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб

зеленый...»

1

Обобщение читательского опыта детей.

Слушание. Работа с текстом и текстовой иллюстрацией.

Упражнения в выразительном                                                                                                     чтении: определение задач

чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

Эпитеты, олицетворение, поэма

Знать:

- литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная

строка, рифма, ритм.

Уметь:

- находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык

произведения);

- ставить задачу

для выразительного

чтения, использовать интонации,

соответствующие

смыслу текста;

- находить эпитеты, устойчивые

эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в  речи.

П.:

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

.

Р.:

умение высказывать в устной форме

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

23

А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой»

(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Слушание. Связь произведений литературы с музыкой.

Работа с текстом: чтение и

деление на части, составление

словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией.

Упражнение в выразительном чтении, описание героев, их поведения, чувств.

П.:

умение анализировать;

- Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

- Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Р.:

умение высказывать в устной форме

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

24

А. С. Пушкин

«Сказка о царе

Салтане...»

1

Жанр произведения: литературная сказка в

стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев.

Выразительное чтение

Сказка в стихах, система событий, жанр, тема

25

А. С. Пушкин

«Сказка о царе

Салтане...»

1

26

А. С. Пушкин

«Сказка о царе

Салтане...»

1

27

К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина»

Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…»

1

Самостоятельно читать и воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о сказках Пушкина, рассказать о первой встрече со сказками Пушкина

Художественно- публицистический текст

П.:

- Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту.

28

А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой

царевне и семи богатырях».

1

Слушание сказки. Словарная работа. Деление текста на части,

Составление плана. Выборочное вырази-

тельное чтение по частям. Выставка книг

«Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге

Аппарат, аннотация книги.

К.:

-умение работать в группе

- Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

29

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер»

1

Самостоятельное чтение или

слушание стихотворений.

Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном  чтении

Автор, тема, заглавие

П.:

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

.

30

А.С. Пушкин «Няне»

1

Воспринимать на слух стихотворное произведение, высказывать свою оценку, читать выразительно, передавая интонационный рисунок стихотворения

Олицетворение, сравнение

31

Урок – обобщение по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу.

Литературная игра «Сказки Пушкина»

Стихи русских поэтов 5 часов

32

Ф. И. Тютчев «Есть

в осени первоначальной...», «Чародейкою

Зимою...»

1

Обобщение читательского опыта.

Слушание стихотворения. Словарная работа.

Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Уметь:

- находить слова,

выражающие чувства и мысли поэта;

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу

чтения, определять

интонационный

рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

- выразительно читать стихотворение;

-давать оценку своему чтению

П.:

-Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

- Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

- Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении,

К.:

-аргументировать своё мнение

- высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.

33

А. Майков «Осень».

1

Слушание. Словарная работа.

Определение темы чтения, содержание

стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувств и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении.

34

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поет, глаза прищуря...»

1

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

35

И. А. Бунин «Листопад»

1

Слушание. Словарная работа.

Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

Тема, содержание стихотворения

36

Урок – обобщения по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов

Аннотация

Литературный диктант, работа со схемой, выполнение контрольной работы, пользуясь учебником, хрестоматией, справочником.

Произведения Л.Н. Толстого 11 часов

37 (1)

Л.Н. Толстой Сказка «Два брата». Басня

«Белка и Волк»

1

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра,  деление текста на части, составление плана, выбор пословицы,

выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям.

Басня, мораль, жанр

Уметь: - называть произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы);

-различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

-работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

-называть героев произведения, понимать их эмоционально –нравственные переживания;

-понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

-делить текст на композиционные части;

- участвовать в

диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

- рассказывать и

пересказывать по

готовому плану;

- уметь представлять прочитанную книгу;

- работать с книгами-справочниками

(словарями, энциклопедиями)

-Работа с научно-популярными произведениями.

-Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие).

-Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги.

-Использование данных таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

-Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов

П.:

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

.

Р.:

умение высказывать в устной форме

- Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

 

К.:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

38

Л.Н. Толстой «Ореховая веточка»

1

Самостоятельно работать с произведением, сравнивать сказки по жанру и теме, находить нужную информацию и заполнять таблицу

Сравнение, авторская сказка, жанр, тема

39

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки Л. Н. Толстого.

1

Читать произведение по абзацам, следить, слушать чтение одноклассников, объяснять смысл заголовков.

Особенности сказки

40

Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

1

Работать с текстом сказки, формулировать вопросы по содержанию, выполнять задания в тетради, сравнивать произведения одного автора

Сюжет

41

Л. Н. Толстой   «Зайцы», «Лебеди».

1

Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Научно-познавательные рассказы

42

Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»

1

Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли. Выражение личного отношения к героям. Аргументация позиции автора.

43

Л. Н. Толстой «Прыжок»

1

Слушание. Обсуждение про-

изведения: понимание переживаний героев,

формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям.

Эскизно-модельный план, сюжет

44

1

45

Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь»

1

Воспринимать на слух текст былины, выделять композиционные элементы, находить устаревшие слова и объяснять их значение.

Гипербола

46

А. Сергиенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Слушать и читать очерк-воспоминание, выражать своё мнение о Л. Н. Толстом, сочинить свой рассказ об огурцах (работа в парах)

Очерк-воспоминание

47

Урок обобщения по разделу. Проверь себя.

Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Справка об авторе

Произведения Н. А. Некрасова 8 часов

48

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок)

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Поиск слов, выражений, показывающих, отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении. Сравнивать своё восприятие стихотворение с восприятием К. И. Чуковского, выполнять задание в тетрадях, работа в парах.

Лирический  герой, очерк, публицистическая статья

Знать: - называть имя, отчество и фамилию поэта; - называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); - понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный».

Уметь:

- находить справку

о поэте в книгах-

справочниках;

- использовать

языковые средства

художественной

выразительности

для понимания со-

держания стихотворения;

- самостоятельно

готовить стихотворение для вырази-

тельного чтения;

- читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую со-

держанию и смыслу текста интонацию;

- выражать свое

отношение к про-

читанному;

- работать с аппаратом книг стихов

Н. А. Некрасова

49

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении)

1

Воспринимать произведение на слух, обмениваться мнениями, самостоятельно работать с текстом произведения, читать выразительно подготовленные эпизоды.

Эпитеты, олицетворение, сравнение.

50

Н. А. Некрасов

«Славная осень»

1

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная

осень».

Эпитеты, олицетворение, сравнение.

51

Н. А. Некрасов

 «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

1

Слушание стихотворения «Зеленый

шум» и статьи К. Чуковского.

Работа над содержанием текстов, сравнение своего восприятия с восприятием К. И. Чуковского.

Эпитеты, олицетворение, сравнение.

52

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»

1

Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа.        Упражнение в выразительном чтении песни                                                                                                                                                                                                                                                          

Тон, темп, ритм, иллюстрация

53

К.и. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова»

Н. А. Некрасов «Саша»

1

Слушать статью Чуковского, объяснять отношение автора к Некрасову, работа в группах по изучению стихотворения «Саша»

Титульный лист, художники-иллюстраторы

54

Урок обобщения по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Работа с книгами

Н. Некрасова. Составление справки об

авторе

Самоконтроль

Произведения А.П. Чехова 8 часов

55

А.П. Чехов «Степь»

1

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная

подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу

Жанр, рассказ

Уметь:

- называть имя, отчество и фамилию писателя;

- называть произведения А. П. Чехова

(в рамках программы);

- сравнивать и различать рассказ- описание и рассказ-

повествование;

- находить в тексте

описания портрета

героя, интерьера, пейзажа;

- понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие, жанр, заглавие – имя героя, заглавие -

главная мысль);

- участвовать в диалоге при обсуждении произведения,

выражать свое отношение к прочитанному;

- передавать краткое

содержание изученного произведения и

пересказывать текст,

сохраняя его художественные особенности;

- читать выразительно подготовленное произведение

или эпизод;

- пользоваться предисловием и послесловием в книгах.

П.:

-Понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д.

- Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

К.:

-Учиться слушать и слышать собеседников,  аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

- Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения

П.:

- Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников.

56

И. Тургенев «Лес и степь»

1

Самостоятельнее чтение.

Жанр: рассказ-описание.

Деление на смысловые части и составление плана. Аналитическое чтение каждой части; поиск описания картин природы.

Выявление роли автора. Сравнение произведений Чехова и Тургенева.

Рассказ – описание, сравнение

57

А. П. Чехов «Белолобый»

1

Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение   жанра рассказа.

Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам

Главная мысль, тема, смысловые части

58

1

59

А. П. Чехов «Ванька»

1

Слушание. Определение жанра. Словарная работа.  Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения.

Композиционные части, главная мысль

60

1

61

Л. Андреев «Кусака»

1

Воспринимать на слух художественное произведение, сопереживать героям, адекватно реагировать на поведение героев, выполнять задания в учебнике и тетради

Жанр, тема, презентация

Уметь:

- называть имя, отчество и фамилию писателя;

- называть произведения

- передавать краткое

содержание изученного произведения и

пересказывать текст,

62

Н. С. Шер «О рассказ А.П. Чехова»

1

Обобщение по разделу. Рассказы детей об А. П. Чехове: собственные

впечатления, справочный материал об авторе. Выполнение самостоятельной

работы,  самооценка.

Очерк, воспоминание

Уметь:

- пользоваться предисловием и послесловием в книгах;

- участвовать в диалоге при обсуждении произведения,

выражать свое отношение к прочитанному.

Сказки зарубежных писателей 4 часа

63

Ш. Перро «Подарки феи»

1

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия.

Характеристика героев,                                                                                                      данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части,

составление плана

Авторские сказки, главная мысль, выборочное чтение

Знать:

- имена зарубежных писателей сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь:

- различать сказки

народные и литературные;

- определять героев

положительных и

отрицательных,

определять отношение автора к героям и выражать

свое отношение к

ним;

- передавать сюжет

сказки, находить

его части;

- сравнивать сказки

народов мира (видеть их сходство и

различие), а также

сказки отечественных и зарубежных

писателей.

П.:

- Анализировать тексты сказок, понимать особенности сюжета.

- Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

- Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

- Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

К.:

-Учиться слушать и слышать собеседников,  аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

64

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре»,  «Зимняя

сказка»

1

Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча.

Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

План текста, пересказ по плану

65

Сказки Г.Х.Андерсена и бр. Гримм

1

Воспринимать произведение на слух, выполнять задания в тетради, писать литературоведческий диктант

Литературоведческие термины

66

Урок – утренник «В мире сказок»

1

Обобщение  по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

Знание произведений зарубежных авторов

Стихи русских поэтов 7 часов

67

И. С. Никитин «Русь»

1

Слушание.  Словарная работа  Определение темы и содержания стихотворения.  Деление на части, выразительное чтение подготовленной части

Тема, жанр

Знать: - имена русских поэтов и их произведения; — понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: - выделять языковые средства художественной выразительности; - понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); - самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; - передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

П.:

- Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.

- Определять тему и жанр произведения.

- Моделировать обложки.

- Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

- Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. - Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

- Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

К.:

-Учиться слушать и слышать собеседников,  аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

68

И. С. Никитин «Утро»

1

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

Справочная статья, главная мысль

69

И. З. Суриков «Детство»

1

Чтение и работа со справочной

статьей об авторе. Слушание.

Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения.

Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям.

Содержание стихотворения, темп, ритм, рифма

70

И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»

Темп, ритм, рифма

71

С. Д. Дрожжин «Привет»,

«Зимний день»

1

Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем

стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе

Содержание стихотворения, темп, ритм, рифма

72

Ф. Н. Глинка «Москва»

1

Воспринимать на слух, моделировать обложку, работать со словарём, осваивать литературоведческие понятия

Содержание стихотворения, темп, ритм, рифма, олицетворение

73

Урок обобщения. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Работа

с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов»

Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка 8 часов

74

Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа

над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

Жанр, сюжет, авторская позиция

Знать: - фамилию, или, отчество, литературный псевдоним автора; - произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

Уметь:

- работать с сюжетом и планом; - пересказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

- определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию

автора), выделять

главную мысль;

- читать вслух и про

себя быстро и правильно (не менее 60-70 слов в минуту);

- читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

П.:

- Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений

- Определять тему и жанр произведения.

- Моделировать обложки.

- Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

- Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. - Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

К.:

-Учиться слушать и слышать собеседников,  аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

75

1

76

1

77

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Умнее всех»

1

Слушание. Выявление авторской позиции,

формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка,

басня, рассказ

Авторская позиция, жанр, сравнение

78

Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Постойко»

1

Слушание. Беседа по содержанию прочитанного, определение главной мысли. Чтение по частям, выделение описания приюта, образа героя через его

речь,  озаглавливание частей. Комментирование заглавия.

Главная мысль, комментирование

79

1

80

1

Определять авторскую позицию и передавать ее через выразительное чтение

Сюжет, план, главная мысль

Произведения А.И. Куприна 8 часов

81

А. И Куприн «Синяя звезда»

1

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Сюжет, план, главная мысль

Знать:

- произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь:

- различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

- делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

- выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

- самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

- выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

П.:

- Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

82

1

83

1

84

1

85

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Сюжет, план, главная мысль

86

1

87

А. И. Куприн «Собачье счастье»

1

Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении

Сюжет, план, главная мысль

88

1

89

Урок обобщения по разделам «Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка» и «Произведения А.И. Куприна»

1

Демонстрировать литературную эрудицию, интерпретировать изученные произведения

Самопроверка

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Стихи  С.А. Есенина 7 часов

90

С. Есенин «Я покинул родимый дом…»

1

Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении

Рифма, строфа, логическое ударение

Знать:

- стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

- наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина

Уметь:

- определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

- находить языковые средства художественной выразительности;

- передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение.

П.:

- Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

91

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

Чтение. Работа

над содержанием стихотворения (мысли и

чувства поэта).

Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение,

работа над интонацией

Жанр, тема, фамилия автора

92

С. Есенин «Береза»

1

Рифма, строфа, логическое ударение

93

С. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта).

Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова И. Никитина, А. Пушкина о

детстве.  Выразительное чтение.

Сравнение, рифма, строфа, логическое ударение

94

С. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом»

1

Слушать стихи Есенина, работать со стихотворениями по алгоритму.

Рифма, строфа, логическое ударение

95

И. С. Тургенев «Деревня»

1

Слушать новое произведение, работать с выставкой книг о родной природе

Сюжет, план

П.:

- Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

96

Урок обобщения по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с

аппаратом книги

Литературоведческий диктант

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Произведения К.Г. Паустовского 13 часов

97

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

Слушание. Работа с произведением:

чтение, выявление главной мысли,

деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения

диалога Вари и бойца. Работа над  жанром.

Главная мысль, смысловые части, план, образ, диалог, жанр

Знать:

- произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

- читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не

менее 80 слов в минуту про себя;

- различать художественные и научно-познавательные рассказы;

- различать рассказ-

повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ;

- работать с научно-

познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

- самостоятельно

работать с текстом:

прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

- пересказывать по плану (подробно и кратко);

- понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения

- выражать свою точку зрения о произведении, о

героях и поступках;

- различать героев

(главных и второстепенных), воссоздавать их образ

(внешний вид, поступки, отношение автора);

- работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

П.:

- Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

98

1

99

1

100

1

101

К. Паустовский

«Заячьи лапы»

К. Паустовский

«Какие бывают

дожди»

1

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста.

Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление

позиции автора, структура текста.

Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

Позиция автора, структура текста, отзыв о прочитанном

102

1

103

К. Паустовский

«Кот-ворюга»

1

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  мысли.  Работа над жанром: юмористический рассказ.

Самостоятельная работа над образом кота:

внешний вид, поведение, отношение к людям

Жанр, главная мысль, образ

104

1

105

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

1

Моделирование обложки, чтение молча, выполнение заданий в учебнике и тетради

Жанр, описание, сюжет

106

И.С. Тургенев «Воробей»

1

Слушание. Самостоятельная работа с текстом: деление на части. Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику.

Авторская точка зрения, сюжетно-композиционный треугольник

107

Урок обобщения по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой  книг о животных и о природе.

Выбор книг для чтения.

Комплексная контрольная работа

108

Урок – утренник «Моя любимая книга»

1

Презентация проекта «Моя любимая книга», конкурс чтецов, конкурс творческих работ

Презентация

Произведения С.Я. Маршака 4 часа

109

С. Маршак «Урок родного языка»

1

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Строфа, ритм, рифма

Знать:

- и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

- самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

 - выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к  

персонажам);

- давать оценку своему чтению

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

110

С. Маршак «Ландыш».

1

Строфа, ритм, рифма

111

С. Маршак «Кошкин дом»

1

Учиться читать пьесу-сказку по ролям

пьеса

112

Урок обобщение по разделу «Произведения и книги  С.Я. Маршака»

В. Е. Субботин «С Маршаком»

1

Чтение наизусть стихотворений Маршака, конкурс чтецов и творческих работ.

Очерк, воспоминания, аннотация

Произведения Л. Пантелеева 6 часов

113

Л. Пантелеев «Четное слово»

1

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по

частям. Упражнение в  выразительном чтении диалогов

Диалог, автор, автор-рассказчик, автор-герой

Знать:

- рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

 - понятия «автор-рассказчик», «автор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

Уметь:

- различать исторические и фантастические рассказы;

- выделять смысловые части рассказа, составлять план,

рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

- определять главную мысль рассказа, авторскую позицию

выражать свою точку зрения;

- читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

- составлять отзыв о прочитанном

П.:

- Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры).

Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек.

Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.

114

1

115

В. Осеева «Бабка»

1

Сравнение произведений разных авторов, высказывание своего мнения о героях произведения

Сравнение

116

Л. Пателеев «Камилл и учитель»

1

Слушание. Бесе-

да по выявлению

первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ.

Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям

Исторический рассказ, жанр, сюжетный треугольник

117

1

118

Л. Пантелеев

«Фенька», «Новенькая»

Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей

рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ.

Жанр, тема, заголовок

Произведения А.П. Гайдара 8 часов

119

А. П. Гайдар «Горячий камень»

1

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа.

Сюжет, сюжетный треугольник

Знать:

- произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

 - работать с сюжетом и планом;

- определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

 - рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

 - читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

- читать выразительно подготовленный текст

П.:

- Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).

Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений.

Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник.

Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных.

Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов

120

А. П. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

1

Представление книги. Чтение отрывка. Знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов.

 Знакомство с жанром: повесть.

Жанр, персонаж, мини - проект

121

1

122

С.В. Михалков «Аркадий Гайдар»

К.Г Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

С.В. Михалков «Ошибка»

1

Работать со стихотворением и очерком, выполнять задания в тетради, находить факты из жизни Аркадия Гайдара, литературный диктант.

Очерк, факты

123

В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре»

1

Работать с текстом произведения, выполнять задания в учебнике и тетради, определять и формулировать главную мысль произведения и позицию автора.

Главная мысль, позиция автора

124

Урок обобщение по разделу. Проверь себя.

1

Писать литературный диктант, выполнять задания в учебнике и тетради.

Самопроверка, взаимопроверка

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Произведения М.М. Пришвина 7 часов

125

М. Пришвин «Моя Родина»

1

Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении. Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета.

Описание героя

Тема, жанр, план

Знать:

- произведения М. Пришвина разных жанров.

Уметь:

- различать художественные и научно-познавательные рассказы; - находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

- определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

- уметь представить книгу  (правильно называть, опираясь на данные

титульного листа,

фамилию автора,

художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного).

П.:

- Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

126

М. Пришвин «Двойной след»

1

127

М. Пришвин «Выскочка»

1

Самостоятельное ознакомительное

чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора,

Высказывание своего мнения)

Жанр, план

128

М. Пришвин

«Жаркий час».

1

Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы,

поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

Жанр

129

В. Чалмаев

«Воспоминания о М. М. Пришвине».

1

Сравнение разножанровых произведений, заполнение таблицы

Разножанровые произведения

130

Рубрика «Книжная полка». Книги о животных»

1

Работать с книгами писателей натуралистов, писать отзыв о прочитанной кнрге.

Отзыв

131

Урок обобщение по разделу. Проверь себя.

1

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Самоконтроль, взаимопроверка

Произведения зарубежных писателей 11 часов

132

Дж.  Лондон «Бурый волк»

1

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение(поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна

Сюжет, образ, тема, сравнение

Знать:

- произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

- называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

 - сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

- работать с текстом произведения (делить на смысловые части;

выделять эпизоды

описаний героев и

их поступков, составлять план);

- правильно, бегло

и осознанно читать

текст;

- самостоятельно

выбирать книгу по

заданной теме;

- уметь представить

книгу (правильно

назвать, опираясь

на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

- писать отзыв о

прочитанной книге

П.:

- Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.

Р.:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

133

1

134

1

135

Э. Сетон – Томпсон «Чинк»

1

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание.

Выделение описания Чинка

(внешний вид, его повадки, характер)

Жанр, тема, заголовок

136

1

137

1

138

Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн

1

Моделирование  обложки, выразительное чтение, сравнение произведений

Сравнение

139

Комплексная разноуровневая  контрольная  работа

1

Проверять уровень начитанности

140

Летнее чтение

1

Оформление дневника летнего чтения по рубрикам

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу литературное чтение для 3 –го класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель)  и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании»
  3. Учебного плана МБОУ « ООШ № 23» на 2013-2014 учебный год.
  4. Примерной авторской программы начального общего образования «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой

В авторскую программу изменений не внесено. В рабочую программу добавлен 1 час из компонента образовательного  учреждения для осуществления полноценной читательской деятельности.

Основными положениями концепции являются: логика приоритетных целей начального общего образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Актуальность программы по литературному чтению обеспечивается благоприятными условиями для практического включения ребёнка в мир литературы, для развития его литературных способностей, самостоятельной творческой деятельности, культуры речевой коммуникации, эмоциональной отзывчивости на художественное произведение.

Характерная черта программы это «нерасчленённость» классного и внеклассного чтения, т. е. предлагается единый курс, содержание которого составляют произведения для изучения по учебнику, произведения для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, а также постоянная работа с детской книгой. Кроме того, курс литературное чтение строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ученика. Программа и учебно – методический комплект позволяют комплексно решать вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника. Предусматривается проведение уроков литературного слушания.

Учебно – методический комплект (УМК) состоит из учебника, хрестоматии, рабочих тетрадей, соответствующих федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009)

- Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях /Ефросинина Л.А., Оморокова М. И./ -3-е изд., дораб.-М.: Вентана-Граф, 2013 (Начальная школа XXI  века);

- Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях /Ефросинина Л.А./ -2-е изд., доп.-М.: Вентана-Граф, 2013 (Начальная школа XXI  века);

-Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь №1, №2  для учащихся общеобразовательных учреждений /Ефросинина Л.А/ -2-е изд.,доп.- М.: Вентана – Граф, 2013.-112 с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)

В основе курса лежат следующие цели и задачи обучения: обогатить читательский опыт третьеклассников, расширить их круг чтения. Каждое произведение относится к определённому разделу учебника «Литературное чтение» для 3 класса. Литературное чтение  как предмет в начальных классах – развитие читателя, а это предполагает формирование деятельности, включающей умения:

1.Воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно);

2.Понимать читаемое (не только факты, но и смысл);

3.Высказывать свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своём воображении художественные образы (представлять мысленно героев, события);

4.Воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато).

          Эти четыре компонента, и именно в указанной последовательности, необходимы для осуществления полноценной читательской деятельности.

Задачи курса:

- формирование у младших школьников навыка осознанного чтения, приёмов понимания текста;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие устной и письменной речи младших школьников;

- приобщение детей к литературе как к искусству слова;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности;

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.

Основные принципы отбора материала:

- учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция – установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий;

- педагогическая поддержка как сильным, так и неуспевающим учащимся;

- учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

-тематический и жанрово – тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях;

-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;

-эмоционально – эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально – чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;

- системности, преемственности, перспективности.

Общая характеристика учебного процесса:

Программа предусматривает проведение интегрированных и традиционных уроков, уроков слушания. Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму.  Освоение курса не предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий, но рекомендуются дополнительные задания творческого характера, произведения из программного раздела «Для тех, кто любит читать» - для хорошо читающих детей.

Методы и приёмы обучения:

- самоконтроль и взаимоконтроль;

-чтение вслух, выразительное чтение, слушание, чтение молча, целостные (синтетические) приёмы чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения, пересказ, рассказывание, чтение наизусть, ведение диалогов, чтение по ролям;

- комментирование;

-интерпретация;

-работа с книгой;

-самостоятельная творческая деятельность: сравнение, анализ содержания и формы, наблюдение за разными жанрами произведений, реконструирование отдельных эпизодов, описание героев, их классификация, драматизация произведения.

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости, но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка «4» - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.        Правильная постановка логического ударения

2.        Соблюдение пауз

3.        Правильный выбор темпа

4.        Соблюдение нужной интонации

5.        Безошибочное чтение

Оценка «5» - выполнены правильно все требования

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования

Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.        Своевременно начинать читать свои слова

2.        Подбирать правильную интонацию

3.        Читать безошибочно

4.        Читать выразительно

Оценка «5» - выполнены все требования

Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка «2» -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  «3» - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.

Планируемые результаты обучения

Личностные  результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;
  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 23»

Утверждаю:

Директор школы

Н.М. Бородина

_______________

Программа обсуждена на методическом

объединении учителей

начальных классов

протокол №  ____ от ______ 2013 г.

Руководитель МО ____________ Аитова В.В.

Зам. директора по УВР_________ Захарова Л.А.

Русский язык

Рабочая программа

 3 класс

                                               Составитель программы:

                                                               Аитова Вероника Валерьевна

                                        учитель первой

                                                                квалификационной категории

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"

Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"

      Рабочая  программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской про­граммы Л.А. Ефросининой «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 21 века"

Материал содержит рабочую программу по литературному чтению, поурочное планирование , задачи по ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...