Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 3 класс В.А.Лазарева
рабочая программа (чтение, 3 класс) на тему

Бизина Светлана Анатольевна

2013-2014 учебный год  (базовый уровень)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП литературное чтение126.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

«Гимназия №2»

Утверждаю  

Директор гимназии                                                                                            

                                                                                                                                  Бондаренко Л.К.________                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                      «_____»___________201         г.

Рабочая программа  учебного  курса «Литературное чтение»

3-А  класс

на 2013-2014 учебный год

(базовый уровень)

Учитель:  Бизина С.А.

Составлена  на основе программы:  В.А.Лазарева  «Литературное чтение 1-4 класс»

Учебное пособие:

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 книгах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2012

Количество часов на учебный год:       136 ч.

Количество часов в неделю:  4 ч.

2013 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  В.А.Лазаревой «Литературное чтение». Уровень программы – базовый.

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 книгах. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2012

Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению, основана на Требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.   

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

В настоящее время для всех очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края. Этим обусловлена актуальность данного курса.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения

направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

           Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

           Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

 Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Учебный план МБОУ «Гимназия №2» отводит на изучение литературного чтения в 3 классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствования качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся, и учитывая возможности возраста учеников-читателей, авторы  ввели в учебник 3 класса проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути, это долгосрочный социальный проект классного Музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, включая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный, уровень дела, поступка.

Учебный материал этого года обучения позволяет продолжить, и сделать более углубленным осмысление учащимися, важнейших нравственных тем. Например: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка: незаметная    красота обыденного и др.

Формы и методы организации учебного процесса, технологии обучения

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных,

обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.  

           Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

          Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа – диалог;

работа в парах;

индивидуальная работа;

нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры),  урок-соревнование.

          Используемые методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

метод стимулирования интереса к учению;

метод самоконтроля;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

           Используемые технологии:

игровые технологии;

технология создания ситуации успеха на уроке;

личностно-ориентированные;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2011 году кабинет укомплектован  учебно-лабораторным оборудованием.

                       

2.Основное содержание программы

           Материал курса «Литературное чтение» представлен в образовательной программе следующими разделами и содержательными линиями:

Раздел «Виды речевой деятельности».

Данный раздел включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение, понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения), на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге. Отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности».

Этот раздел включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

Раздел «Круг детского чтения».

В разделе реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 8-9 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Данный раздел содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)».

Этот раздел является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Круг детского чтения (136 ч)

Осенние странички (9 ч)

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»; Ф.И. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал...»; Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

1. Народные сказки (22 ч)

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; русские народные сказки: «Баба-яга», «Сивка-бурка», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»; «Земляника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (литовская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах» и «Ох» (узбекская сказка).

2. Преданья старины глубокой (20 ч)

Былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок; в сокращении), «Добрыня Никитич и Змей» (отрывок), «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (отрывок).

Мифы и легенды Древней Греции: «...В начале существовал лишь вечный безграничный хаос...», «Подвиги Геракла» («Лернейская гидра»).

Славянские мифы и предания: «Святогор - древний хранитель мира». «Перун - сын Сварога», «Лада - богиня любви н красоты», Духи -хозяева».

Зимние странички (5 ч)

А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…», Т.Г.Авлова «Снег по области пройдёт…», С.Я.Маршак «Как поработала зима!..», А.А.Фет «Печальная берёза…», С.А.Есенин «Берёза».

3.  Авторские сказки (16 ч)

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Весенние странички (6ч)

А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится»; С.А. Есенин «Черемуха»; И.С. Соколов-Микитов «Грачи» (отрывок); А.А. Блок «Ворона».

4.  Рассказы (20 ч)

В.К. Железников  «Три ветки мимозы», «Рыцарь»;  Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

5.  Басни (6 ч)

Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»; СВ. Михалков «Дальновидная Сорока».

6.  Поэзия (14 ч)

А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); И.С. Никитин «Утро»; А.А. Фет «Еще светло перед окном...»; А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»; Д.С. Самойлов «Осень»; »Н.М. Рубцов «Хлеб»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»; Р.С. Сеф «Слезы»; Н.Н. Матвеева «Грустный заяц»; Г.Б. Остер «Очень страшная история»; из русского («Ехала деревня мимо мужика...», «Из-за леса, из-за гор...»), английского («Вопрос и ответ»), французского («Что я видел») фольклора; Э. Лир «Лимерики»; Ю.И. Коваль «Сундук»; О.Е. Григорьев «Полотер»; Ф.Д. Кривин «Ночь»; Ю.Д. Владимиров «Ниночкины покупки»; Э.Н. Успенский «Неудачник».

7.  Пьесы (9 ч)

Е.Л. Шварц «Красная Шапочка».

Летние странички (9 ч)

С.А. Есенин «С добрым утром!»; В.В. Маяковский «Туч-кины штучки»; Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов...»; СП. Щипачев «Подсолнух»; И.А. Бунин «Детство»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я. Маршак «Пожелания друзьям».

3. Требования к планируемым результатам изучения программы 

в 3 классе

Раздел «Виды речевой  и читательской деятельности»

Обучающийся научится:

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

выделять главную мысль прочитанного произведения;

отвечать на вопросы по содержанию текста;

пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

строить высказывание по образцу;

отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

составлять описание природы, предметов;

выразительно читать диалоги, читать по ролям.

Обучающийся получит возможность научиться:

пересказывать текст подробно и выборочно;

определять тему произведения;

сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

понимать роль подробности в художественном изображении;

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного   произведения.

Раздел «Круг детского чтения»

Обучающийся научится:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

писать отзыв о прочитанной книге;

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями пензенских авторов.

Раздел «Творческая деятельность»

Обучающийся научится:

воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

читать по ролям, передавая основное настроение героев произведения;

подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению;

понимать роль названия произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;

находить точное и выразительное слово;

читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;

сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

передавать свои впечатления от картины художника.

 Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающийся научится:

видеть особенности народной сказки;

сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический; сказочный и реалистический;

понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

различать диалогический и монологический характер произведения;

различать рассказ автора и рассказ героя о событии;

воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета;

ориентироваться в содержании учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение;

выделять поступок как проявление характера героя;

воспринимать и оценивать выразительное начало художественного текста, используя понятия: смена картин, изображение чувств, стихи веселые, смешные, юмор;

воспринимать изобразительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;

при анализе произведения пользоваться понятиями: речь, поступок, портрет героя.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения являются:

осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

полноценное восприятие художественной литературы;

эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения являются:

освоение приёмов поиска нужной информации;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения являются:

формирование необходимого уровня читательской компетентности;

овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

умение пользоваться словарями и справочниками;

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

 умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

В конце третьего года обучения дети получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20), вводятся прозаические отрывки для заучивания. Техника чтения на конец  третьего года обучения составляет 70-80 слов в минуту.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения   предмета

(критерии оценивания)

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления буквб слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:

умение читать текст бегло, выразительно;

осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);

умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входя-в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способен чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики темпа и громкости - в соответствии с характером текста);

индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);

ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

выполнение заданий по ориентировке в книгах;

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

анализ читательского дневника;

анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. 

График контрольных работ по литературному чтению 3 кл.

03.12

Контрольная работа  №1 по теме «Народные сказки и былины»

23.01

Контрольная работа   №2 по теме «Авторские сказки»

31.03

Контрольная работа  №3   по теме «Рассказы и басни».

13.05

Контрольная работа  №4 Поэзия и пьесы.

Итого: 4 работы

Работа по развитию речи ведётся в течение года согласно тематическому планированию.



4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Возможные виды деятельности учащихся

Планируемые

результаты

Примечания

План

Осенние странички (9 ч)

1

02.09

День знаний. Ко дню Конституции

НП,ПММ ИД,ДК,

2

03.09

Изображение осени в искусстве. Г.АЛадонщиков «Верная примета», С.А.Есенин НП,ПММ ИД,ДК

прогнозирование содержание раздела;

планирование работу по теме;

наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

подбор темпа чтения и интонации;

анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста;

нахождение и осознание

эмоционально - информации

в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;      

Личностные:

у обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к предмету, интерес к содержанию художественных произведений;

эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;

основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;

интереса к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;

умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

мотивации к успешности учебной деятельности.

3

04.09

Формирование представления об осени через эпитет. С.5-6 НП,ПММ ИД,

4

05.09

Изображение осени в искусстве. Формирование представления об эпитете. Анализ стихотворения с.7 НП,ПММ ИД,ДК,

наизусть

5

09.09

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» с.8

НП,ПММ ИД,ДК,

наизусть

6

10.09

Сравнительный анализ стихотворений С.А.Есенина и Ф.И.Тютчева с.9

НП,ПММ ИД,ДК,

7

11.09

Анализ стихотворений С.А.Есенина и Ф.И.Тютчева НП,ПММ ИД,ДК,

8

12.09

Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень» НП,ПММ ИД, СКМКЗ,НО,

9

16.09

Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень»

НП,ПММ ИД

Народные сказки (22 ч)

10(1)

17.09

Вхождение в мир русской народной волшебной сказки. с.10-11

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» НП,ПММ ИД,ДК,

анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между

отдельными событиями;

выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений);

выделение эпизода как единицы сюжета;

пересказ текста (полный, краткий, выборочный);

составление характеристики героя;

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

сравнение разных видов народной сказки, сопоставительный анализ

используя условные обозначения;

 

чтение текста вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания;

 увеличение темпа чтения при повторном чтении текста;

 выборочное чтение текста про себя;

использование чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов;

 ускорение или замедление темпа чтения, соотнося его с содержанием;

 деление текста на части;

систематизация и проверка своих знаний по данной теме;

ответы на вопросы, формулирование выводов по теме

 сравнение произведений словесного, музыкального, изобразительного искусства;

проверка себя и оценивание своих достижений;

Обучающийся получит возможность для формирования:

чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека;

оптимизме и нравственном здоровье народа;

 представления о защите Родины как великой традиции нашего народа;

начальных представлений о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость;

первоначальной ориентации в системе личностных смыслов;

первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;

интереса к чтению как к особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;

умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;

принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;

произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении и выражать свое мнение;

осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельной работе с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

наизусть

11(2)

18.09

Волшебные сказки. Знакомство ссодержанием сказки «Баба-Яга». НП,ПММ ИД,

12(3)

19.09

Особенности волшебной сказки. Образ главной героини. «Баба-Яга». С.13-18 НП,ПММ ИД,

13(4)

23.09

Особенности волшебной сказки. Работа по содержанию сказки «Баба-Яга».

НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ

14(5)

24.09

Выявление особенностей волшебных сказок. «Сивка-Бурка». С.18-25 НП,ПММ ИД,ДК

15(6)

25.09

Составление характеристики героев сказки «Сивка-Бурка». НП,ПММ ИД,ДК

16(7)

26.09

Анализ волшебных сказок. «Сивка-Бурка». НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,НО

17(8)

30.09

Сюжет русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту», составление плана. С.26-35 НП,ПММ ИД,ДК,

18(9)

01.10

Составление сравнительной характеристики главных героев сказки «Бой на Калиновом мосту» НП,ПММ ИД,ДК,

19-20

(10-11)

02.10

03.10

Идеи русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту»: патриотическое чувство долга, товарищество, взаимовыручка НП,ПММ ИД,

21(12)

07.10

Обобщение материала о волшебных сказках НП,ПММ,ИД,ДК,СКМКЗ,НО

22(13)

08.10

Изучение бытовых сказок. Русская народная  сказка «Дочь – семилетка». С.35-41

 НП,ПММ ИД,ДК,

23(14)

09.10

Сравнительная характеристика волшебных и бытовых сказок НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,

24(15)

10.10

Художественное своеобразие бытовых сказок. «Дочь – семилетка». НП,ПММ ИД,ДК,

25(16)

14.10

Характеристика персонажей. Осознание социальной направленности бытовой сказки НП,ПММ ИД,ДК,

26(17)

15.10

Главная мысль сказки. Характеристика главной героини НП,ПММ ИД,ДК, НО

27(18)

16.10

Сатирическая и воспитательная направленность сказок.  «Каша из топора». С.41-43 НП,ПММ ИД,

28(19)

17.10

Театрализованная игра «В свете есть такое чудо…» с.44

НП,ПММ ИД,

проект

29(20)

21.10

Сказки других народов мира. Литовская сказка  «Бедняк и богач». С.45-47 НП,ПММ ИД,ДК,

30(21)

22.10

Ненецкая сказка «Кукушка». С.48-50 Узбекская сказка «Ах» и «Ох». С.51-52 НП,ПММ ИД,

31(22)

23.10

Японская сказка «Земляника под снегом». С.53-61 НП,ПММ ИД,ДК,

Преданья старины глубокой (20 ч)

32(1)

24.10

Былина как жанр устного народного творчества. «Илья Муромец и соловей-разбойник». С.62-65 НП,ПММ ИД,ДК,

сравнение фольклорных жанров;

характеристика особенностей данного жанра;

ориентирование в терминах и литературоведческих понятиях;

составление характеристики героя;

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

выполнять самостоятельную работу в тетради по

литературному чтению;

осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;

Отрывок наизусть

33(2)

28.10

Особенности былинного жанра. Былина «Добрыня Никитич и Змей». С.65-66 НП,ПММ ИД,ДК,

34(3)

29.10

Особенности былинного жанра. Былина «Алёша Попович и Тугарин Змееевич». НП,ПММ ИД,ДК,

35(4)

30.10

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» НП,ПММ ИД,ДК

36(5)

31.10

Мифы и легенды Древней Греции. С.67-68 НП,ПММ ИД,

37(6)

(1)

11.11

Мифы и легенды Древней Греции. НП,ПММ ИД,ДК,

прогнозирование содержания раздела;

чтение осознанно текста, понимание  прочитанного;

участие в работе групп;

ответы и задавание  вопросов;

анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между

отдельными событиями;

выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений);

выделение эпизода как единицы сюжета;

поиск и анализ информации из разных источников (интернет, энциклопедии, справочники, словари)

поиск и анализ информации из разных источников (интернет, энциклопедии, справочники, словари)

 

выбирать книги для самостоятельного внеклассного

чтения;

осуществлять самооценку и адекватно оценивать

действия окружающих.

Познавательные:

    Обучающийся научится:

выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения;

пересказывать текст по плану, формулировать выводы;

 работать с сопоставительными таблицами;

определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;

понимать информацию, заложенную в выразительных средствах сочинения;

проводить аналогии  между изучаемым материалом и собственным опытом;

находить в тексте ответ на заданный вопрос;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

поиск и выделение необходимой информации, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

38(7)

(2)

12.11

Мифы и легенды Древней Греции. НП,ПММ ИД,ДК,

39(8)

(3)

13.11

Мифы и легенды Древней Греции. Древнегреческий миф «Лернейская гидра». С.69-70 НП,ПММ ИД,

40(9)

(4)

14.11

Театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе» НП,ПММ ИД,

41(10)

(5)

18.11

Изучение славянской мифологии. Древние славяне. С.71

НП,ПММ ИД,

42(11)

(6)

19.11

Изучение славянской мифологии. Перун – сын Сварога

 НП,ПММ ИД,ДК,

43(12)

(7)

20.11

Изучение славянской мифологии. Лада – богиня любви и красоты НП,ПММ ИД,ДК,

44(13)

(8)

21.11

Изучение славянской мифологии. Духи – хозяева НП,ПММ ИД,

45(14)

(9)

25.11

Изучение славянской мифологии. Духи – хозяева НП,ПММ ИД,ДК,

46(15)

(10)

26.11

Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей НП,ПММ ИД,ДК,

47(16)

(11)

27.11

Организационное занятие по работе над проектом «Музей старинных вещей» НП,ПММ ИД,ДК, НО,

48(17)

(12)

28.11

Организационное занятие по работе над проектом «Музей старинных вещей» НП,ПММ ИД,ДК, НО

проект

49(18)

(13)

02.12

Организационное занятее по работе над проектом «Музей старинных вещей»  НП,ПММ ИД,ДК,НО

поиск и анализ информации из разных источников  (интернет, энциклопедии, справочники, словари)

50(19)

(14)

03.12

Контрольная работа. С.75-77 НП,ПММ

самостоятельная деятельность

Творческий проект по выбору

51(20)

(15)

04.12

Итоговое занятие по изученной теме. С.75-77

НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,НО

самостоятельная деятельность

Зимние странички (5 ч)

52(1)

(16)

05.12

Изображение зимы в искусстве. А.С.Пушкин С.80 НП,ПММ ИД,

нахождение и осознание

эмоционально - информации

в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;      

наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

поиск и анализ информации из разных источников (интернет, энциклопедии, справочники, словари);

изображение зимы с помощью слова красок, звуков

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Отрывок наизусть

53(2)

(17)

09.12

Изображение зимы в искусстве. Т.Г.Авлова НП,ПММ ИД,

54(3)

(18)

10.12

Изображение зимы в искусстве. С.Я.Маршак с.84-85 НП,ПММ ИД,

55(4)

(19)

11.12

Изображение зимы в искусстве. А.А.Фет НП,ПММ ИД,

56(5)

(20)

12.12

Изображение зимы в искусстве. С.А.Есенин НП,ПММ ИД

Авторские сказки (16 ч)

57(1)

(21) 58(2)

(22)

16.12

17.12

Изучение авторских сказок. Работа над сказкой Г.-Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». С.88-98 НП,ПММ ИД,

анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между

отдельными событиями;

выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений);

выделение эпизода как единицы сюжета;

пересказ текста (полный, краткий, выборочный);

составление характеристики героя;

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики;

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Обучающийся получит возможность научиться:

участвовать в учебном диалоге, в обсуждении содержания и основной мысли текста;

59(3)

(23)

60(4)

(24)

18.12

19.12

Работа над сказкой Г.-Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» НП,ПММ ИД,

61(5)

(25)

62(6)

(26)

63(7)

(27)

64(8)

(28)

23.12

24.12

25.12

26.12

Художественный анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. с. 98-119

 НП,ПММ ИД,

Отрывок наизусть

III четверть (39 ч )

65(9)

(1)

13.01

Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. НП,ПММ ИД,

объяснение значения некоторых слов с опорой на текст,

или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём

ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;

создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;

 понимать структуру построения рассуждения

66(10)

(2)

14.01

Художественный анализ К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». НП,ПММ ИД,

67(11)

(3)

15.01

Нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». С.119-134 НП,ПММ ИД,

68(12)

(4)

69(13)

(5) 70(14)

(6)

71(15)

(7)

16.0120.01

21.01

22.01

Изучение сказов Бажова

НП,ПММ ИД,ДК,

72(16)

(8)

23.01

Контрольная работа. С135-137 НП,ПММ ИД,

Самостоятельная деятельность

Работа по хрестоматии

Весенние странички (6ч)

73(1)

(9)

27.01

Изображение весны в искусстве. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» с.3-4 НП,ПММ ИД,

нахождение и осознание

эмоционально - информации

в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;  

   

наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

определение видов троп в стихах;

поиск изобразительных средств в живописи

Коммуникативные :

Обучающийся научится:

принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;

участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;

проявлять интерес к общению и групповой работе;

проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

контролировать свои действия в коллективной работе;

наизусть

74(2)

(10)

28.01

Изображение весны в искусстве. С.А.Есенин «Черёмуха» с.6-7 НП,ПММ ИД,ДК,

наизусть

75(3)

(11) 76(4)

(12)

29.01

30.01

Изображение весны с помощью разных художественных средств. И.С.Соколов-Микитов «Грачи»,

наизусть

77(5) (13)

03.02

Изображение весны в искусстве. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…» с.5 НП,ПММ ИД,

Работа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

78(6)

(14)

04.02

Изображение весны в искусстве. А.А.Блок «Ворона» с.10

НП,ПММ ИД,ДК,

Рассказы (20 ч)

79(1)

(15)

05.02

Рассказ как литературный жанр. В.К.Железников «Три ветки мимозы» с.12-15 НП,ПММ ИД,ДК,

анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между

отдельными событиями;

выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений);

выделение эпизода как единицы сюжета;

пересказ текста (полный, краткий, выборочный);

составление характеристики героя;

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

поиск и анализ информации из разных источников( интернет, энциклопедии, справочники, словари)

использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;

выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге

Обучающийся получит возможность научиться:

выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;

проявлять инициативу и

самостоятельность в построении коммуникации;

оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.

Предметные:

 Речевая и читательская деятельность

Обучающийся научится:

ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

пересказывать текст кратко, отвечать на вопросы и формулировать свои вопросы;

при чтении и аудировании распознавать по характерным особенностям текста миф, былину, сказку, сказ, басню,

рассказ;

понимать и показывать на примерах особенности, малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

соотносить главную мысль и название произведения;

определять роль портрета и пейзажа в произведении;

видеть особенности юмористических текстов;

соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;

80(2)

(16)

06.02

Характеристика главного героя. В.К.Железников «Три ветки мимозы»

НП,ПММ ИД,ДК,

81(3)

(17)

82(4)

(18)

10.02

11.02

Сила благородного поступка. В.К.Железников «Рыцарь» НП,ПММ ИД,ДК,

83(5)

(19)

12.02

Изображение внутреннего мира героя. Б.С.Житков «Как я ловил человечков» с.16-25 НП,ПММ ИД,

84(6)

(20)

85(7)

(21)

86(8)

(22)

13.02

17.02

18.02

Способы выражения чувств, переживаний и внутреннего мира героя. Б.С.Житков «Как я ловил человечков» НП,ПММ ИД,

87(9)

(23)

19.02

Нравственные испытания героя. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка» с.25-35 НП,ПММ ИД,

88(10)

(24)

20.02

Композиция рассказа Ю.Я.Яковлева «Полосатая палка» НП,ПММ ИД,

89(11)

(25)

90(12)

(26)

24.02

25.02

Эволюция развития главного героя в рассказе Ю.Я.Яковлева «Полосатая палка» НП,ПММ ИД,

соотносение заглавия рассказа с темой и главной мыслью, ответы на вопросы по содержанию

 определение главных героев произведения

характеристики героев

 участие в обсуждении

составление разных видов планов, воссоздавание текста по плану

91(13)

(27)

92(14)

(28)

26.02

27.02

Способы изображения автором внутренних переживаний героя. Г.Георгиев «Дедушка» с.40-52 НП,ПММ ИД,ДК,

93(15)

(29)

03.03

Характеристика главных героев. Г.Георгиев «Дедушка»

НП,ПММ ИД,

94(16)

(30)

04.03

Всепобеждающая сила доброты. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» с.53-59 НП,ПММ ИД,

95(17)

(31)

05.03

Идея произведения К.Г.Паустовского «Кот-ворюга» НП,ПММ ИД,

96(18)

(32)

06.03

Подготовка к сочинению

НП,ПММ ИД,

Творческий проект

97(19)

(33)

11.03

Написание рассказа учащимися НП,ПММ ИД,

98(20)

(34)

12.03

Представление проекта «Музей старинных вещей» с.62-63 НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,НО,

проект

Басни (6 ч)

99(1)

(35)

13.03

Знакомство с жанром басни. Эзоп «Пчёлы и Зевс»С. 64-66

 НП,ПММ ИД,

определение особенностей басни как литературного жанра;

понимание диалогической природы басни;

определение морали как главной мысли;

составление характеристики героя;

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. 

Обучающийся получит возможность научиться:

находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

наизусть

100(2)

(36)

17.03

Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса» НП,ПММ ИД,ДК,

101(3)

(37)

18.03

Мораль в басне. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» НП,ПММ ИД,

102(4)

(38)

19.03

Мораль в басне. И.А.Крылов «Квартет» с.67-68 НП,ПММ ИД,

103(5)

(39)

20.03

Басни современных авторов. С.В.Михалков «Дальновидная Сорока» с. 69-70 НП,ПММ ИД,

104(6)

(1)

31.03

Контрольная работа. С. 71-72 НП,ПММ ИД,ДК,

IVчетверть

Поэзия (14 ч)

105(1)

(2)

01.04

Изучение лирических произведений. А.С.Пушкин «Зимнее утро» НП,ПММ ИД,ДК,

нахождение и осознание

эмоционально - информации

в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;    

 

наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

определение видов троп в стихах;

определение способов передачи юмора в стихах;

создание своих небольших художественных текстов;

нахождение  в текстах приём неожиданности в создании комического

называние отличительных  особенностей стихотворного текста

иллюстрирование стихотворений

 чтение произведений вслух и про себя, определяя настроение стихотворения

сравнивание  произведений живописи и произведений литературы

 

называние отличительных особенностей стихотворного текста;

 

выявление жанровых особенностей пьесы;

определение несказочного в произведении;

понимать возможности литературы в передаче сложного настроения, изображении развития чувства;

находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;

понимать обусловленность характеров героев сказок

разных народов национальными  особенностями  и  представлениями о счастье, справедливости, добре и зле;

  оценивать поступки героя и отношение автора к нему;

создавать свои небольшие художественные тексты

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

находить в сказках способы создания характера героя;

читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

подбирать иллюстрации к литературному произведению.

Обучающийся получит возможность научиться:

менять темп и способ чтения в зависимости от учебных задач;

передавать в выразительном чтении изменение эмоционального  состояния героя и свое внутреннее  видение картины, нарисованной автором;

читать диалоги, пересказывать тексты;

 сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров. 

наизусть

106(2)

(3)

02.04

Изучение лирических произведений. И.С.Никитин «Утро» с.73-75 НП,ПММ ИД,

107(3)

(4)

03.04

Изучение лирических произведений. А.А.Фет «Еще светло перед окном…» с.76-77 НП,ПММ ИД,

наизусть

108(4)

(5)

07.04

Изучение лирических произведений. А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей приятен запах…» с.78 НП,ПММ ИД,

109(5)

(6)

08.04

Изучение лирических произведений. Д.С.Самойлов «Осень» НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,

110(6)

(7)

09.04

Изучение лирических произведений. Н.М.Рубцов «Хлеб» НП,ПММ ИД,

111(7)

(8)

10.04

Изучение лирических произведений. Ю.И.Коваль «Вот шагает гражданин»

 НП,ПММ ИД,ДК,

112(8)

(9)

14.04

Изучение лирических произведений. Р.Ф.Сеф «Слёзы» НП,ПММ ИД,ДК,

113(9)

(10)

15.04

Изучение юмористических стихотворений. Н.Н.Матвеева «Грустный заяц» НП,ПММ ИД,ДК,

114(10)

(11)

16.04

Изучение юмористических стихотворений. Г.Б.Остер «Очень страшная история» Фольклорные стихи разных народов.

НП,ПММ ИД,ДК,

115(11)

(12)

17.04

Изучение юмористических стихотворений. Э.Лир «Лимерики» НП, ПММ ИД, ДК,

116(12)

(13)

21.04

Изучение юмористических стихотворений. Ю.И.Коваль «Сундук» НП, ПММ ИД,ДК,

117(13)

(14)

22.04

Изучение юмористических стихотворений. О.Е.Григорьев, Ф.Д.Кривин, Ю.Д.Владимиров

НП, ПММ ИД, ДК,

118(14)

(15)

23.04

Изучение юмористических стихотворений. Э.Н.Успенский «Неудачник». С.95-98

 НП, ПММ ИД,ДК,

Работа по хрестоматии

Пьесы (9 ч)

119(1)

(16) 120(2) (17) 121(3)

(18)

122(4)

(19)

24.04

28.04

29.04

30.04

Работа над пьесой Е.Л.Шварца «Красная шапочка». Действие первое. с.100-110

 НП,ПММ ИД,ДК,

анализ текста с целью установления причинно-следственных связей между

отдельными событиями;

выделение элементов сюжета (пейзажа, портрета, авторских рассуждений);

выделение эпизода как единицы сюжета;

пересказ текста (полный, краткий, выборочный);

составление характеристики героя;

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

различать миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

  понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;

сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические;

123(5)

(20)

124(6)

(21)

125(7)

(22)

126(8)

(23)

05.05

06.05

07.05

12.05

Работа над пьесой Е.Л.Шварца «Красная шапочка». Действие второе. С.110-114

НП, ПММ ИД, ДК

127(9)

(24)

13.05

Контрольная работа

НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,НО

Летние странички (9 ч)

128(1)

(25)

14.05

Изучение стихотворений о лете. С.А.Есенин «С добрым утром!» с.128 НП, ПММ ИД,

оценивание поступков героев с нравственных позиций;

нахождение и осознание

эмоционально - информации

в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;  

   

наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

определение видов троп в стихах;

поиск изобразительных средств в живописи

характеристика особенностей прочитанных текстов;

сравнение своих ответов с ответами одноклассников;

выразительное чтение произведений, чтение по ролям;

самостоятельная деятельность

находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;

определять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий;

приводить примеры многозначности поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов;

-  эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

- понимать диалогическую природу басни, определять мораль как ее главную мысль;

-  понимать возможность эволюции характера героя;

- видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

наизусть

129(2)

(26)

15.05

Изучение стихотворений о лете. В.В.Маяковский «Тучкины штучки» с.129 НП,ПММ ИД,ДК,

наизусть

130(3)

(27)

19.05

Изучение стихотворений о лете. Одушевление природы в стихах. Р.Г.Гамзатов «С целым миром спорить я готов» НП, ПММ ИД,ДК,

Наизусть по выбору

131(4)

(28)

20.05

Изучение стихотворений о лете. С.П.Щипачёв «Подсолнух»

с.130-131

Изучение стихотворений о лете. И.А.Бунин «Детство» с.132-133

НП, ПММ ИД,ДК,

132(5)

(29)

21.05

Изучение стихотворений о лете. Ф.И.Тютчев «В небе тают облака…» с.134 Изучение стихотворений о лете. С.Я.Маршак «Пожелания друзьям»

НП,ПММ ИД,

наизусть

133(6)

(30)

22.05

Заключительный урок-концерт

НП,ПММ ИД,ДК,СКМКЗ,НО,

134

(7-9)

(31)

-

136

Резервные уроки


5. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

« Литературное чтение »

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

основная литература:

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл. В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

дополнительная литература:

Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

В.А.Лазарева. Пути и способы анализа художественного текста  на уроках литературы. «Фёдоров», 2011

2.Технические средства обучения:

ноутбук педагога (НП)

нетбуки обучающихся (НО)

интерактивная доска (ИД)

проектор мультимедийный (ПММ)

система контроля и мониторинга качаства знаний (СКМКЗ)

документ-камера (ДК)

микроскоп цифровой (МЦ)

модульная система экспериментов(МСЭ)

принтер (П);

НП, ИД, ПММ используются на каждом уроке.

3. Информационно-коммуникативные средства (экранно-звуковые пособия):

авторские презентации Power Point;

авторские разработки для работы с интерактивной доской;

аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности);

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

4. Печатные пособия:

репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе, и в цифровой форме);

контролирующие и тестовые карты в соответствие с тематикой, определенной в программе по литературному чтению;

словари: толковый словарь, словарь фразеологизмов;

детские книги разных типов из круга детского чтения;

портреты поэтов и писателей.

5.Интернет-ресурсы:

http://standart. edu.ru/ Официальный сайт ФГОС

www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

openklass.ru Открытый класс

http:// www. school 2100.ru Образовательная система «Школа 2100»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://scool-collection.edu.ru./)

openklass.ru

http://www.lit-klass.ru/ - Библиотека классики, в которой представлены произведения классической литературы и современной прозы, а также биографии писателей

http://www.e-kniga.ru/ - Электронная библиотека художественной литературы

http://miclibrary.ru/ - Библиотека зарубежной литературы

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________

Шлеткова О.С.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...