Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (Бунеев Р. 4 класс)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (4класс)

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

        Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе: Федерального  Государственного стандарта начального общего образования;  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образовательной программы  «Литературное чтение» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева),рекомендованной Министерством образования и науки РФ, образовательной программы по литературному чтению МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», учебного плана школы, планируемых результатов начального общего образования.

Пояснительная записка

  Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям  А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

3−4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

4-й класс –136 ч (4 часа в неделю.)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ (8 часов)

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов:            Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса>сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

      Развитие умений:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

4-й класс

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

4-й класс

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая 4 класс,  должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать  художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Обучение по программе « Литературное чтение» обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света». Учебник. 4 класс (в 2-х частях);Баласс, 2013г.:
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева  «В океане света». Рабочая тетрадь. 4 класс, М.; Баласс, 2013г.;
  • Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова. «В океане света».  4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.; Баласс, 2011г.

Тематическое содержание

№ п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Федер. комп.

Школьн.комп.

Введение

1

Произведения современной детской литературы разных жанров

2

У истоков русской детской литературы

3

Детская литература  XIX века

4

Детская литература  XX века

5

Детская литература 30-50-х годов

6

Детская литература 60-90-х годов

Итого за год:



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование уроков литературного чтения (4 класс)

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение в курс литературного чтения.  Знакомство с учебником

1

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие в ... век»

Р а з д е л 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ (8 часов)

2

3

4

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».

1

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть (по выбору);

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»

Текущий контроль: устный рассказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

3

 Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего

4

Е. Велтистов

«Приключения

Электроника»

1

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего

Самостоятельное чтение 4-й части

5

Е. Велтисов «При-

1

Урок обоб-

Вилы речевой дея-

Знать названия, ос-

Текущий

Фантастическая

Творческий

ключения Элек-

щения изу-

тельности: чтение,

новное содержание

контроль:

повесть, ее от-

пересказ на

троника».

ченного

говорение. Умение

изученных литератур-

выразитель-

личие от ска-

тему «Урок

ставить вопросы по

ных произведений, их

нос чтение

зочной повести

математи-

содержанию прочи-

авторов.

4-й части

ки»

танного, отвечать на них. Пересказ текста

Уметь:

- определять тему и главную мысль произ-

6

Ю. Мориц «Балла-

1

Урок введе-

Произведения совре-

Текущий

Самостоятельно

Выучить

да о фокусах шоко-

ния новых

менной отечественной

ведения; пересказы-

контроль:

осмысливать

наизусть

лада»

знании

литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

вать текст;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть (но выбору);

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»

творческий пересказ

заглавие произведения

(по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

7

Обобщающий урок

1

Урок обоб-

Жанры произведений.

Тематиче-

Характер героя,

по разделу.

щения и кон-

Понимание содержа-

ский кон-

его поступки и

троля изу-

ния литературного

троль: вы-

мотивы. Разли-

ченного

произведения

полнение

проверочной

работы

чие жанров произведений: повесть. Пролог

8

Внеклассное чте-

1

Урок обоб-

Виды речевой деятель-

Тематиче-

Ознакомление с

Продол-

ние. Книги о ребя-

щения изу-

ности: слушание, гово-

ский кон-

историей созда-

жить чтение

тах-сверстниках

ченного

рение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное

троль: краткий пересказ

ния литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его био-

понравившихся произведений

чтение фрагментов

графией

9

Развитие речи. Что

1

Урок разви-

Виды речевой дея-

Тематиче-

Письменная

Закончить

такое детская лите-

тия связной

тельности: слушание,

ский кон-

творческая ра-

сочинение

ратура?

речи

говорение, письмо.

троль: твор-

бота на задан-

«Мой лю-

Текст-рассуждение.

ческая работа

ную тему

бимый дет-

Простейший рассказ о своих впечатлениях

ский писатель»


Раздел 2 У истоков русской детской

литературы

10

1

Урок введе-

Тема. Главная мысль

Знать названия, ос-

Осмысление

Выучить

Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская

ния новых знаний

текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

новное содержание изученных произведе-. ний, их авторов. Уметь:

цели чтения. История детской литературы

один текст наизусть

«Вмонастырской келье узкой...»

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский

11

«Повесть временных лет». Расселе-

1

Урок введения новых

Понимание содержания произведения: со-

Текущий контроль:

Отрывки из русской летописи

Составить «летопись»

знании

бытия, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

текст;

-        оценивать события,
героев произведения;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть

чтение текста наизусть

о своем крае

12

Славяне и их про-

1

Урок разви-

Понимание содержа-

Текущий

Справочники,

Тетрадь,

светители. Изобретение славянской

тия умении и навыков

ния произведения: события, их последова-

контроль: выразитель-

энциклопедии, периодические

с. 16. Творческое

азбуки

тельность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Поста-

ное чтение «летописных» текстов

издания для детей

задание

новка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

13

«Похвала книгам»

1

Урок закреп-

Осознанное чтение, пра-

Текущий

Справочники,

Задание № 3

Ярослава Мудрого

ления изученного

вильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повест-

контроль: выразительное чтение текста

энциклопедии

нас. 41 учебника

 

_  _   _   _ ._  _


 

14

«Поучение» Владимира Мономаха детям.  

1

Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь:

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоятельно прочитать сказку Д. Герасимова, с. 45 учебника

15

1

Урок разви-

Эмоциональная и сти-

Текущий

Стихи для детей

Вырази-

 Справщик Савватий – первый детский поэт.

тия умении и навыков

листическая окрашенность

текст;

- оценивать события,

героев произведения;

контроль: выразительное чтение

поэтов XVII в. Савватия

тельно читать отрывок из сти-

 Стихи Савватия

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть;

-        отличать древнерус
ские стихи от совре-

текста

хотворения Савватия

16

Стихи Симеона Полоцкого и Ка-риона Истомина...

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное

Текущий

контроль:

выразитель-

Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона По-

Выучить наизусть любое сти-

чтение, использование

менных

ное чтение

лоцкого, Карио-

хотворение

интонаций

отрывка

на Истомина

17

XVIII век. Сон не-

1

Урок развития умений

Герои произведения. Восприятие и пони-

Знать темы и героев путешествия

Текущий контроль:

Справочники, энциклопедии,

С. 57-59, читать по

знакомого маль-

и навыков

мание их эмоциональ-

чтение сти-

периодические

учебнику

чика

но-нравственных переживаний

хотворения наизусть

издания для детей

18

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

1

Урок повторения изученного

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

Текущий контроль: выразительное чтение

С. 59-63, читать по учебнику

19

Обобщение по раз-

1

Урок обоб-

Жанры. Автор. Связ-

Уметь:

Тематиче-

Отрывки из рус-

Задание

делу «У истоков

щения и кон-

ный рассказ о прочи-

- выполнять творче-

ский кон-

ских летописей.

№ 4 по тет-

русской детской

троля изу-

танном. Обобщающая

ские задания;

троль: вы-

Стихи для детей

ради для

литературы».

ченного

беседа

- определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

полнение

проверочной

работы

поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы

чтения


20

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

Урок обобщения изученного

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь:

-        составлять неболь
шое монологическое
высказывание с опо
рой на авторский
текст;

-        оценивать события,
героев произведения;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть

Тематический контроль: пересказ прочитанного

Предисловие. Послесловие

21-

22

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

2

Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий контроль: выразительное чтение повести. Рассказ о герое книги

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1-3 повести С. Аксакова

23

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30

24-

25

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

2

Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. рактеры персонажей, особенности их речи

*

Знать:

-        о Н. И. Новикове как
издателе, писателе,
ученом;

-        отличие современ
ных статей из детских
журналов от изданий
ранних периодов.
Уметь:

-        сравнивать построе
ние нравоучительных
статей;

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей

Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тет-

Г.иь, С. 3 I 1


 



 

26

Детские стихи А. Шишкова.

2

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. Уметь:

-        составлять неболь
шое монологическое
высказывание с опо
рой на авторский
текст;

-        оценивать события,
героев произведения;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть

Текущий контроль: пересказ но плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста,

с. 84-85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова

27

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI-XVIII веков.

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Тематический контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравившихся книг

29

Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (минут)

1

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:

-        выбирать смысло
вые слова, тему;

-        анализировать тему
и содержание сочине
ния

Текущий контроль: выполнение творческой работы

Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему


 .

Р а з д е л 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов)

30

Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части,состав
лять его простой план;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть.

-        различать жанры
художественной лите
ратуры

Текущий контроль

Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню

31

И. А. Крылов «Квартет».

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение басни

Наблюдение над языком художественных произведений

Выучить наизусть басню

32

Обобщение. Басни И. А. Крылова

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Текущий контроль: чтение басни наизусть

Место произведения в истории русской детской литературы

Проиллюстрировать басню И. А. Крылова

33

1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок развития умений и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать до конца 1-ю часть

34

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

-        характеризовать об
раз Алеши, составлять
план пути проникно
вения в сказку;

-        составлять стилизо
ванный план;

-        делать вывод

Текущий контроль: выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Найти другие сказки этого автора

35

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: краткий пересказ

Выделение языковых средств художественной выразительности

Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей»


 

36

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок обобщения изученного

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения; пересказы-

Текущий контроль: творческий пересказ

Усганавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя

Прочитать сказку А. Погорельского целиком

37

 Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

1

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский

Текущий контроль: краткий пересказ

Н. В. Гоголь

Подготовить рассказ об А. С. Пушкине

вать текст;

- Делить текст на смы-

словые части, составлять его простой план; - читать стихотворные произведения наизусть.

38

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Урок развития знаний и умений

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональ-

Текущий контроль: краткий пе-

Характер героя, его поступки и их мотивы. Оз-

с. 118-126, самостоятельно чи-

ная окрашенность. Выразительное чте-

- различать жанры художественной лите-

ресказ

накомление с историей созда-

тать

ние, выделение смы-

ратуры

ния произведе-

словых частей

ния, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

39

А. С. Пушкин

1

Урок разви-

Понимание содержа-

Текущий:

Устанавливать

с. 127-132,

«Сказка о царе Салтане»

тия знании и умений

ния литературного произведения

выразительное чтение

смысловые связи частей текста

самостоятельно чи-

сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации

и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

тать


 .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

40

А. С. Пушкин

1

Урок закреп-

Герои произведения.

Знать названия, основ-

Текущий

Работать над

с. 132-145,

«Сказка о царе Салтане»

ления изученного

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

ное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

- читать осознанно текст художественно-

контроль: выразительное чтение

образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

самостоятельно читать

41

А. С. Пушкин

1

Урок закреп-

Иллюстрация в книге

Текущий

Работать над

Выучить

«Сказка о царе Салтане»

ления изученного

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

го произведения «про себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части, состав-

контроль: выразитель-нос чтение

образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

наизусть отрывок из сказки

42

А. С. Пушкин

1

Урок повто-

Устное изложение

Текущий

Находить в тек-

Составить

«Сказка о царе Салтане»

рения изученного

текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

лять его простои план;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть;

-        различать жанры

контроль: чтение отрывка наизусть

сте материал для составления рассказа на определенную тему

мультфильм (из рисунков), озвучить

43

Внеклассное чте-

1

Урок обоб-

Сюжет, герой-

Самостоятельно

Найти и

ние. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

щения изученного

персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

художественной литературы

осмысливать заглавие произведения

прочитать сказку Ш. Перро «Спящая

красавица» (или братьев Гримм «Шиповни-чек»)

44

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Характер героя, его поступки, их мотивы

Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жу-

                     

        

ковского



 

 

 

45

Литературные сказки. Поэтическое состязание

A.        С. Пушкина и

B.        А. Жуковского
(обобщение)

1

Урок обобщения изученною

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения; пересказы
вать текст;

-        делить текст на смы
словые части, состав
лять его простой план;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть;

-        различать жанры
художественной лите
ратуры

Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть

Наблюдение над языком художественных произведений

Наитии прочитать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке»

—        

46

В. Даль «Война грибов с ягодами»

1

Урок развития умений и навыков

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

В. Даль. Сказки и игры для детей

11рочитать любую сказку в обработке В.Даля

47

Развитие речи. Обработка народной сказки (подражание В. И. Далю)

1

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

Тематический контроль: творческая работа

В. Даль. Сказки и игры для детей

48

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника

49

Обобщение по разделу  «XIX век. Путешествие продолжается»

1

Урок обобщения изученного

Жанры. Главная мысль

Текущий контроль: краткий пересказ текста

Задания-размышления в тетради

50

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (литературные сказки писателей XIX века)

1

Урок обобщения изученного

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым»


 

51

 С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ-

Текущий контроль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи с весной, со сказкой

52

Библиотечный урок. Справочная литература

1

Урок сообщения информации о пра-

Умение работать

с книгой

Текущий контроль

Энциклопедии. Словари

вилах работы с книгой

ведения; пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части, состав
лять его простой план;

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть;

-        различать жанры

53

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева

1

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Любое стихотворение выучить наизусть

54

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихо-

Текущий контроль: чтение сти-

Выразительно читать оба

творения с закличкои-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» сти-

художественной литературы

хотворения наизусть

стихотворения. К одному из них

хотворения

нарисовать иллюстрацию

55

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок закрепления изу-

Виды текстов: описание, повествование.

Текущий контроль:

Написать этюд «Лет-

ченного

Герой-персонаж, его поступки, характер

выразительное чтение

ний дождь»

56

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составле-

Выучить наизусть отрывок

i

ние плана

из стихотворения


 

57

1

Урок разви-

Знакомство с писате-

Знать названия, основ-

Текущий:

Ответить

Школа Л. Н. Тол-

тия знаний

лем. Творчество писа-

ное содержание изу-

чтение сти-

на вопросы

стого в Ясной По-

и умении

теля. «Азбука»

ченных литературных

хотворения

1-3 в учеб-

ляне. Учебные кни-

Л. Н. Толстого

произведений, их авто-

(отрывка)

нике на

ги

ров. Уметь:

наизусть

с. 190

58

Л. Н. Толстой «Два

1

Урок закреп-

Жанры: сказка, описа-

Текущий:

Найти и

брата», «Какая бы-

ления изу-

ние, рассказ

- читать осознанно

коллективное

прочитать

вает роса на траве»

ченного

текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произ-

составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом

тексты других жанров, написанные Л. Толстым

59

Л. Н. Толстой «Как

1

Урок повто-

Текст-описание. Фор-

Выучить

ходят деревья»

рения изученного

мулирование вопросов и ответов на них

ведения; пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простои план;

наизусть первый абзац описания

60

Проверка техники

1

Урок контро-

Правильное, созна-

Итоговый:

Темп чтения

чтения.

ля и коррек-

тельное и выразитель-

- читать стихотворные

чтение текста

вслух - 80-90

ции

ное чтение

произведения наизусть; - различать жанры

вслух и про себя

слов. Про себя -115-120 слов

61

К. Д. Ушинский

1

Урок закреп-

Главная мысль. Жанр.

Текущий

Ответить на

«Столица и губерн-

ления изу-

Элементы

художественной лите-

контроль:

сформули-

ский город»

ченного

ратуры

чтение по ролям

рованные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»

62-

К. Д. Ушинский

2

Уроки повто-

Работа с рассказами.

Текущий

Самостоя-

63

«Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

рения изученного

Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

контроль: чтение по ролям

тельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на вопросы 1,2,4


64

К. Д. Ушинскии

1

Урок повто-

Главная мысль. Сло-

Знать названия, основ-

Тематиче-

Самостоя-

«Наше Отечество»

рения изученного

варное богатство русского языка. Составление плана

ное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: - читать осознанно

ский контроль: творческие задания в тетради по чтению

тельно читать текст К. Ушинско го «Жалобы зайки»

65

К. Д. Ушинскии

1

Урок повто-

Связной рассказ. Эле-

Тематиче-

Сочинение на

Дописать

«Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому

рения изученного

менты

текст художественного произведения «про себя»; - определять тему и

ский контроль: творческая работа

заданную тему

сочинение

66

А. И. Куприн

1

Урок повто-

Герой-персонаж: ха-

Тематиче-

Деление текста

Самостоя-

«Слон»

рения изученного

рактер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану

главную мысль произведения; пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части,состав
лять его простой план:

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть;

-        различать жанры
художественной лите-

ский контроль: выявление художественных средств

на части. Составление плана

тельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

67

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок развития знаний и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование лич-

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Подробный, сжатый, выборочный пересказ

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вы-

ной оценки, аргумен-

ратуры

вести слона

тация своего мнения

из дома

68

А. И. Куприн

1

Урок обоб-

Построение неболь-

Тематиче-

Работа над об-

Выполнить

«Слон»

щения изу-

шого монологическо-

ский кон-

разом литера-

задания

ченного

го высказывания о произведении (героях, событиях)

-

троль: творческий пересказ

турного героя

в тетради

69

Обобщение

1

Урок обоб-

Тематиче-

по разделу «Детская литература XIX века»

щения и проверки знаний, умений, навыков

        .—

ский контроль: выполнение проверочной работы

70

Внеклассное чте-

1

Урок обоб-

Произведения А. П. Че-

Уметь:

Характер героя,

Чтение тек-

ние. Произведения

щения изу-

хова. Понимание со-

- выразить собствен-

его поступки и

стов по вы-

А. П. Чехова для

ченного

держания литератур-

ное отношение к про-

их мотивы

бору:

детей

ного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

читанным произведениям А. П. Чехова;

-        охарактеризовать
отношение автора к
героям, событиям
произведений;

-        выразительно читать
(пересказывать)

Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

Р

а з д е л 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (35 часов)

71

1

Урок разви-

Герои произведения.

Знать названия, ос-

Текущий

Отрывки из по-

Прочитать

тия знаний

Восприятие и пони-

новное содержание

контроль

вести Лидии

главу 8. Со-

Загадка Лидии

и умении

мание их эмоциональ-

изученных литератур-

Чарской «За-

ставить сло-

Чарской

но-нравственных переживаний

ных произведений; их

авторов.

Уметь:

- читать осознанно

писки маленькой гимназистки»

варик эпохи (задание в тетради)

72

Л. Чарская «Запис-

1

Урок повто-

Осознанное, правиль-

Текущий

Повествование

Чтение глав

ки маленькой гим-

рения изу-

ное, выразительное

текст художественно-

контроль:

от первого лица.

10-11, отве-

назистки»

ченного

чтение. Пересказ

го произведения «про

себя»;

- определять тему и

главную мысль произ-

толкование слов и словосочетаний

Творческие пересказы

ты на вопросы 1,2, 4 учебника

73

Л. Чарская «Запис-

1

Урок повто-

Участие в диалоге при

Текущий

Характер героя,

Составить

ки маленькой гим-

рения изу-

обсуждение прочи-

ведения;

контроль:

его поступки и

биографию

назистки»

ченного

танного. Построение

- пересказывать текст;

ответы на

их МОТИВЫ

(описание

небольшого монологического высказывания о героях произве-

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план

вопросы

жизни) Лены Икони-ной (по гла-

дения

вам учебника)

74

Л. Чарская «Запис-

1

Урок приме-

Выдающиеся предста-

Текущий:

Различие жан-

Подгото-

ки маленькой гим-

нения знании

вители русской лите-

чтение со-

ров произведе-

виться к

назистки» (обоб-

и умении

ратуры: Пушкин,

ставленных

ний: повесть

уроку вне-

щение)

Жуковский

учащимися биографий

классного чтения


75

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков

1

Урок обобщения изученного

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Тематический контроль: индивидуальный опрос; написание отзывов

Произведения: Д. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, Д. Григоровича, В. Короленко

Читать книги Г. Осте-ра, Э. Успенского, Л. Петру-шевской

76

 Петроград. 1923 год

1

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулиро-

Текущий контроль: фронтальный опрос

Детские периодические издания. Творческая индивидуаль-

Прочитать рассказ Б. Житкова,

с. 36^2

вание личной оценки,

- определять тему и

ность писателя

аргументация своего мнения

главную мысль произведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части,состав
лять его простой план

77

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и

Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное вы-

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художе-

Подготовить рассказ о морском капитане;

понимание эмоцио-

полнение за-

ственного про-

выполнить

нально-нравственных

дании

изведения

задания

переживаний

.

в тетради

78

К. Чуковский «Се-

1

Урок повто-

Иллюстрация в книге

Текущий

Работать над

Подгото-

ребряный герб»

рения изученного

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Вы-

контроль: пересказ текста

образом литературного героя. Наблюдение над

вить пересказ текста, с. 44-49

разительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

языком художественного произведения

79

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал...»

1

Урок повторения изученного

Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров про-

Текущий

контроль:

выборочный

Находить в тексте материал для составления

Выразительно читать. Отве-

изведений. Иллюстра-

пересказ тек-

рассказа на оп-

тить на во-

ция в книге и ее роль в понимании произведения

ста

ределенную тему

просы, с. 51-53

 

 .

80

Юрий Владимиров

1

Урок закреп-

Выразительное чтение

Знать названия, ос-

Текущий кон-

Выделение язы-

Выучить

«Чудаки»

ления изученного

новное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

троль: выразительное чтение стихотворения

ковых средств художественной выразительности

стихотворение наизусть, с. 53-54

81

Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Выучить стихотворение наизусть, с. 55-56

82

Внеклассное чте-

1

Урок приме-

Умение работать с

Тематиче-

Юмор и сатира

Подгото-

ние.

нения зна-

книгой. Иллюстрация

ский кон-

в произведениях

вить рас-

Современные чу-

нии, умении,

в книге и ее роль в

- пересказывать текст;

троль: инди-

детской литера-

сказ об од-

даки

навыков

понимании произведения. Выразительное

- делить текст на смысловые части, состав-

видуальный опрос

туры

ном из современных

чтение

лять его простой план;

детских

- использовать статьи литературных крити-

журналов

83

Путешествие

1

Урок закреп-

Участие в диалоге при

Текущий

Самостоятель-

с. 58-59,

Вокруг Маршака»

ления изу-

обсуждении прослу-

ков;

контроль:

ное формулиро-

читать.

ченного

шанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

-        участвовать в обсу
ждении текстов;

-        объяснить смысл
названия путешест
вия;

чтение наизусть стихотворения

вание вопросов по ходу чтения текста

Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке

84

С. Сивоконь. «Ве-

1

Урок закреп-

Классики детской ли-

Текущий

Свободные

Прочитать

зите все, как есть,

ления изу-

тературы

- рассказывать о по-

контроль:

высказывания

одно из

почитаем!»

ченного

любившихся детских журналах

рассказ о С. Я. Маршаке

о выступлениях одноклассников

произведений классиков детской литературы

85

Внеклассное чте-

1

Урок приме-

Восприятие произве-

Тематичес-

Периодические

ние.

нения зна-

дении на слух

кий контроль:

издания для де-

Современные дет-

ний, умений,

индивидуаль-

тей

ские журналы

навыков

ный опрос, дискуссия


86

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок усвоения новых знаний

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части,состав
лять его простой план;

-        анализировать сказ
ки;

-        составлять цитатный
план;

-        сравнивать сказки со
схожим сюжетом;

-        выразительно читать
фрагменты сказок

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Дочитать сказку до конца

87

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: выразительное чтение сказки

Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

88

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание в тетради,

с. 76

89 90

Б. Галанов «Книжка про КНИЖКИ» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

1

Урок развития умений и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85

А. Н. Толстой «Фофка»

1

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения

Рассказать о своем воображаемом герое

91

 А. Н. Толстой

1

Урок повторения изу-

Выразительное чтение, использование

Текущий: индивидуальный опрос-

Способы работы над текстом

Выучить наизусть любой фрагмент


 

.

92

М. Пришвин «Изобретатель»

1

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части, состав
лять его простой план;

-        выполнять творче
скую работу: пона
блюдать, иллюстриро
вать и др.;

-        выявлять авторское
отношение к героям,
сюжетам произведе
ний

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану

Пересказ текста от 3-го лица

93

С. Я. Маршак «Сила жизни»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного

Текущий контроль: фронтальный опрос, самостоятельная работа

Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

Выполнить задания в тетради на с. 79

94

Р. Киплинг «На далекой Амазонке»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения

Текущий: подробный пересказ текста; самостоятельная работа

Осмысление цели чтения.

Выразительно читать стихотворение

95

Р. Берне «В горах мое сердце»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения

Текущий: чтение наизусть любого стихотворения в переводе С. Маршака

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительно читать стихотворение

96

С. Я. Маршак -критик, поэт, переводчик, редактор

1

Урок повторения изученного

Особенности творчества С. Я. Маршака

Текущий

контроль:

фронтальный

Аргументированное высказывание своего

Выучить наизусть любое сти-

и индивидуальный опрос

отношения к прочитанному

хотворение в переводе С. Маршака

97

Обобщение.

1

Урок обоб-

Особенности творче-

Тематиче-

Подгото-

щения и про-

ства писателей XX в.

ский кон-

вить сооб-

«Детская литература XX века».

верки знании, умений, навыков

троль: проверочная работа

щение «Особенности детской

литературы 20-х годов»


.

98

Внеклассное чте-

1

Урок обоб-

Библиографические

Знать названия, ос-

Тематиче-

Читать

ние. Творцы книг

щения изу-

сведения. Биографи-

новное содержание

ский кон-

юмористи-

(рассказы о писаписате-

ченного

ческие сведения о пи-

изученных литератур-

троль: инди-

ческие рас-

иллюстраторах)

сателе

ных произведении; их авторов. Уметь:

- читать осознанно

видуальный опрос

сказы

99

Библиотечный урок

1

Урок-сообщение

Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Ко-

нашевич, Т. Маврина

текст художественного произведения «про себя»;

- определять тему и главную мысль произ-

100

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание

Текущий контроль: самостоятельное вы-

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительно читать сказку В. Маяков-

В. Маяковский

их эмоционально-

ведения;

полнение за-

ского

«Сказка о Пете, толстом ребёнке,

нравственных переживаний

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы-

даний

и о Симе, который

словые части, состав-

тонкий»

лять его простои план;

-        давать определение
понятиям
гротеск,
антитеза, цвет, иро
ния, пейзаж;

-        характеризовать
персонажей, их пове
дение, авторское от
ношение

101

А. Барто «Снегирь»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворения. Выразительное чтение

Текущий контроль: выразительное чтение сказки

Выделение языковых средств художественной выразительности

Выучить стихотворение А. Барто наизусть

102

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Ознакомление с историей создания литературного произведения

Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника

103

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения

Текущий

контроль:

фронтальный

Характер героя, его поступки и их мотивы

Прочитать 5-ю часть сказки

опрос

104

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок обобщения изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Текущий: фронтальный опрос, стилистический

Установление смысловых связей частей текста. План

Ответить на вопросы, с. 128


105

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?».

1

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

-        выделять ключевые
фразы, мысли при
чтении:

-        комментировать
прочитанное

Тематический контроль: практическая работа

Приемы работы с текстом

с. 128-130, выразительно читать

Раздел 5. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50-х ГОДОВ (10 часов)

106

 «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. Иметь целостное представление о книге. Уметь:

-        относить прочитан
ное произведение к
определенному виду и
жанру;

-        выразительно читать
по ролям, инсцениро
вать;

-        пересказывать текст
с добавлением диа
лога;

-        характеризовать ге
роев;

-        участвовать в обоб
щающей беседе по
вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос

Биографические сведения о жизни А. Гайдара

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

107

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Исторические приметы времени создания повести

Прочитать 3 и 4-ю части текста

108

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать текст

109

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок обобщения изученного

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

Текущий контроль: фронтальный опрос

Выучить наизусть отрывок из текста

ПО

 Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

Урок усвоения новых знаний

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения

Задание 5, с. 156 учебника


111

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанною

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

-        читать осознанно
текст художественно
го произведения «про
себя»;

-        определять тему и
главную мысль произ
ведения;

-        пересказывать текст;

-        делить текст на смы
словые части,состав
лять его простой план

Текущий

контроль:

пересказ

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя

Подробный пересказ

112

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

Читать рассказы и стихи В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова

113

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н. Носова

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

114

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение

Текущий контроль: фронтальный опрос

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

115

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой)

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Наитии прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно из них

Р а з д е л 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х ГОДОВ (21 час)

116

«Стихи Е. Благининой

1

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть любое стихотворение


.

117

Стихи И.Токмако-

1

Урок повто-

Выразительное чте-

Знать:

Текущий:

Различие жан-

Выучить

вой и Г. Сапгира

рения изученного

ние. Жанр: небылица

- отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х

чтение стихотворения наизусть

ров произведений

наизусть любое стихотворение

118

Стихи Э. Мошков-

1

Урок повто-

Жанр: стихотворение.

Текущий:

Средства худо-

Вырази-

ской и Э. Успен-

рения изу-

Эмоциональная окра-

годов;

чтение наи-

жественной вы-

тельное

ского

ченного

шенность речи

- авторов и их произведения данного периода.

зусть стихотворения

разительности

чтение стихотворений

119

Стихи С. Чёрного.

1

Урок повто-

Жанр: стихотворение.

Текущий

Средства худо-

Вспомнить

В. Долиной

рения изученного

Выразительное чтение

Уметь:

-        читать стихотворные
произведения наи
зусть (по выбору);

-        сравнивать и анали-

контроль: выразительное чтение стихотворений

жественной выразительности

прочитанные ранее произведения Г. Цыферова

120

Миниатюры

1

Урок повто-

Выразительное чтение

Текущий

Средства худо-

Продол-

Г. Цыферова

рения изученного

миниатюр

зировать стихотворения разных авторов; - определять авторские особенности;

контроль:

творческая

работа

жественной выразительности

жить сочинение-миниатюру

121

Стихи

1

Урок повто-

Герои произведения.

Текущий

Средства худо-

Выучить на-

Н. Матвеевой

рения изу-

Выразительное чте-

- выполнять различ-

контроль:

жественной вы-

изусть одно

ченного

ние, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

ные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

фронтальный и индивидуальный опрос

разительности

из стихотворений Н. Матвеевой

122

Внеклассное чтение

1

Урок приме-

Жанр: стихотворение.

Текущий

Сведения об ав-

11одгото-

 Любимые сти-

нения зна-

Выразительное чтение

- импровизировать

контроль:

торе. Средства

виться К

хи

нии, умении и навыков

произведения;

-        размышлять о твор
честве поэтов;

-        рассказывать об
авторах произведе
ний;

-        создавать собствен-

индивидуальный опрос

выразительности

уроку-отчету. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях

123

Практикум. «Учусь

1

Урок-

Тема. Главная мысль.

Тематиче-

Выделение язы-

читать лирический

практикум

Понимание прочитан-

ные миниатюры

ский кон-

ковых средств

текст» по стихотво-

ного

троль: прак-

художественной

рению Н. Матвеевой

тическая ра-

выразительно-

«Лето»

бота

сти


.

124

Обобщение по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Жанры. Герои произведений

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Тематический контроль: проверочная работа

Произведения XX в. для детей, их авторы

125

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок закрепления изученного

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Уметь:

-        анализировать ха
рактеры героев;

-        инсценировать пье
су;

-        читать по ролям;

-        рисовать волшебный
цветок;

-        участвовать в обоб
щающей беседе

Текущий контроль: творческая работа

Место произведения в истории русской детской литературы

Прочитать картины

3-5

126

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос

Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка

127

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении

Текущий контроль: фронтальный опрос, инсценировка

Особенности создания образов в пьесе

Выучить роли к инсценировке

128

Библиотечный урок

1

Урок обобщения

129 130

К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

2

Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Текущий контроль: фронтальный опрос. Текущий контроль: индивидуальный опрос

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»


131

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет»

1

Урок повторения изученного

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

-        читать выборочно,
цитировать текст;

-        замечать философ
ский подтекст в со
держании произведе
ния, настроение, раз
мышления автора

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

132

Проверка техники чтения з

1

Урок контроля и коррекции

Итоговый контроль: техника чтения

Темп чтения вслух - 85-90 слов, про себя -от 100-140 слов

133

Обобщение по всему курсу.

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Итоговый контроль: проверочная работа

Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей - представителей этих этапов

134

Эпилог. Письмо к читателям

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Тематический контроль: фронтальный опрос

Пролог и эпилог в художественном произведении

Оформить письмо рисунками

135

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать

1

Урок применения знаний, навыков и умений

Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Итоговый: инсценировки, отчет о работе групп

Изучить список литературы для чтения летом

136

Путешествие

по «океану света»

1

Урок-игра

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Тематический контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА

Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 1 класса. УМК Школа России. Составлена на основе авторской программы  Л.Ф. Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" учителя Дьяковой С.А.

Данная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" разработанная для 1 класса согласно программы "Школа России"....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1-4 класс Составители: учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50

Рабочая  программа  предмета  «Литературное  чтение»  обязательной  предметной  области "Литературное  чтение"  для  началь...