Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Венера Константиновна Артамонова

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

Все этапы взаимосвязаны. Цель урока и тема сформулирована учащимися. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, анализируются такие нравственные понятия,  как доброта, ответственность, агрессия и т.д. (метапредметность)

Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся.

            Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_alenkiy_tsvetochek.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:       Сказки литературные. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок

Как всегда и без заминки

 Начнем урок с читательской разминки.

За темными лесами,

Под ходячими облаками,

Под чистыми звездами,

Под красным солнышком.

Облачается небесами,

Подпоясывается зорями,

Застегивается звездами.

- Прочитайте присказку медленно.

- Назовите имена существительные.

- Прочитайте присказку, произнося существительные с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.

- Прочитайте скороговоркой.

- Прочитайте выразительно.

Начинается урок

Учащиеся выполняют задания. Работают в паре.

2.Проверка домашнего задания

Пересказ понравившегося отрывка сказки «Серебряное копытце»

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.

Выполним структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

На карточке нужно зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово

с

о

е

у

о

э

о

к

о

е

у

э

э

ы

а

о

о

е

ы

о

я

з

я

о

я

у

о

е

к

е

э

о

е

о

я

и

Какое слово составили?  

Какие бывают сказки?

 Какие сказки  называют авторскими?  

 Назовите фамилии  писателей-сказочников, произведения

 которых вы читали

Сказки

Народные, авторские

обработанные или пересказанные   авторами

А.С. Пушкин,  П.П. Ершов,  П.Бажов

4. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся

О какой сказке поется в песне?

Сегодня на уроке мы встретимся с литературной

сказкой  Сергея Тимофеевича Аксакова

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Прослушивание песни «Аленький цветочек»

Аленький цветочек

Сообщения детей.

Наследник старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе «знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки.

Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»

 Работа с учебником

– Сказку, которую мы начнем читать сегодня, – «Аленький цветочек», – написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

Структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Вы читали эту сказку?

А еще другие сказки этого автора читали?

– Но вначале прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки.

– Что это значит?

– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

От какого слова образовалась слово ключница?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Сказка ключницы Пелагеи.

Это обозначает, что сказку  С. Т. Аксаков услышал от ключницы Пелагем, а потом записал ее.

Ответы детей.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Вы читали?

 А теперь все быстро встали!

   

Мы читали!

Вверх поднимем наши ручки

 И дотянемся до тучки!

 Уходи от нас скорей!

 Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло,

 Стало весело, светло!

  Громче музыка играй,

 Нас на танец приглашай!

   (Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).

Первичное ознакомление с текстом сказки.

А теперь почитаем сказку.

Словарная работа: именитый, не ведаю, тувалет, венец, сажень.

Какие подарки заказали дочери?

Приближается праздник. Какой это праздник?

Какой бы подарок вы заказали Деду Морозу?

А теперь проведем структуру КОНАРС.

Вы выбираете себе подарок. Идете к тому углу, где ваш выбранный подарок.

Почему этот подарок выбрали?

Подумайте и объясните.

Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Объясни свой выбор партнеру

Чтение  второй части сказки

Словарная работа: колода, чертог, паче зеницы ока, пяльцы.

Нарисуйте рисунок к этой части

Чтение учащимися по логически завершенным частям.

Ученики читают сказку до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку» (с. 198, часть 1-я).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Объяснения детей

Дети  продолжают чтение сказки до слов: «…а снял со своей руки золотой перстень и подал его честному купцу» (с. 202, часть 1-я).

6.Закрепление изученного материала.

Цель: применение знаний в типовых заданиях.

Структуру какую можно?

* Чья просьба оказалась самой трудной?

  • Сколько дочерей было у купца?
  • Куда собирался уезжать купец?
  • Какие гостинцы просили привезти его дочери?
  • Где увидел отец цветок?
  • Как купец понял, что это именно тот  цветок?
  • Что случилось, когда он сорвал цветок?

7.Домашнее задание.

Цель: осознание метода построения нового знания.

Объяснение домашнего задания

* Читать сказку.

* Подготовить пересказ стр.202-206.

* Нарисовать, каким представляете аленький цветочек.

Записывают домашнее задание

8.Итог урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

- Скоро прозвенит звонок

  Подведем сейчас итог.

- Легко ли читать сказки и почему?

- Что было непонятно, сложно?

- Чем понравилась сказка?

- Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?

- Какое волшебство вы увидали в сказке?

- Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка.

-  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!

- Сегодня на уроке активно работали и с выражением читали …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Представлен план- конспект урока в соответствии  с требованиями ФГОС...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» Цели деятельности учителя: закрепление знаний об английской сказке «Сказка про трёх поросят»; развитие навыка ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»"...