Открытый урок литературного чтения в 4 классе ОС "Школа 2100" по теме: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  по теме: "Сказка о царе Салтане .."      ОС "Школа 2100". Расширить знание о творчестве А. С. Пушкина. Составление книжки - малышки по прочитанной сказке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

По программе «Школа 2100»

Мецлер Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов

первой категории,

МКОУ «Перегрёбинская средняя

общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Тюменской области

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цели: обобщить знания  по сказке «Сказка о царе Салтане» и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.

Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, на нем – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага, книги;; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник , тетрадь

Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, , жетоны для поощрения,

Ход урока

.I.Орг. момент

Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения                                                                     а) вдох носом, выдох через рот;                                                                                                              б) вдох, задержка дыхания, выдох;                                                                                              в) вдох, выдох по порциям.                                                                                                            Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.                                                                                                     Летела оса около носа: с-с-с,                                                                                                               Летел комар и звенел: з-з-з,                                                                                                                     Сел на лоб, а мы его хлоп!                                                                                                                      И поймали (кулачок прижимается к уху)   з-з-з                                                                                                                   Пусть летит!

II. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма «Вальс» Штрауса

Благословен и день, и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Зажигается  свеча к портрету А.С. Пушкина.

Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать кроссворд

3

 

 

 7

 1

 

 5

 

 8

2

 

 

 

 9

 

 

 6

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1..Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.

2. Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп.)

    3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)

    4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)

    5. Кто чахнет над златом (Кощей)

    6. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)

    7. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)

     8. Герой сказки, который произносит слова: «Ты волна, моя волна!

                                         Ты гульвива и вольна!

                                        Не губи ты нашу душу:

                                         Выплеснуты нас наружу!».   (Гвидон.)

     9. Исполнитель песни "Во саду ли, в огороде". (Белка.)

- Ребята, какие слова получились в выделенном  столбце? ( обобщение)

- Кто сформулирует тему урока?

Сегодняшний наш обобщающий  урок мы посвящаем одной из 5 сказок, 5 великих поэм, самой светлой, волшебно счастливой сказке, которую можно ещё назвать «симфонией русской души», которая появилась в далёком 1831 году - «Сказка о царе Салтане».

- Автором этой сказки является…кто? (показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)

III   Открытие новых знаний

1. Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

-        А кто из вас знает, как звали няню? (Арина Родионовна.)

Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу. И маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык  искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, но  больше любил разговаривать с няней. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, слово боится  пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их. ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».)

2. Пока мы вспоминали сказки, у нас выросло  дерево с волшебными  яблоками. С обратной стороны  написаны  вопросы. Кто готов ответить  на вопрос ?

  • - С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркалу? (Свет мой зеркальце)
  • - Каким ремеслом занимался старик со старухой , живя в своей землянке? (Старик ловил рыбу, старуха пряла свою пряжу)
  • - Кем хотела стать старуха? (Владычицей морскою)
  • - С каких слов начинается  «Сказка о попе…»?
  • Инсценировка  1 части сказки  А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

-- Из какой сказки эти строки?

  • - Какие чудесные дары получил  от царевны  - лебедя князь Гвидон ? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря, царевна )
  • - В кого превращался князь  Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
  • - Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по  свету? (монета)
  • - Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки ? (« Я там был: мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
  • - Какое зло  наказано в сказке  А. С. Пушкина?  (зависть)
  • - Как по вашему  относится к ним автор?  (с  осуждением)

        Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем                        Руки вверх и руки вбок,

И немножко отдохнем.                                И на месте прыг да скок!

Вправо, влево повернитесь,                        А теперь бегом, в  припрыжку,

Наклонитесь, поклонитесь!                        Молодцы вы ребятишки!

IV.        Работа с текстом во время чтения.

             А сейчас прочитаем  финал сказки.

1)         Выборочное чтение 16-й части учащихся (финал). Читают вслух законченными смысловыми отрывками.

  • С кем из героев вам особенно жаль расставаться? Почему?
  • Почему счастливый князь Гвидон все-таки грустит - «Под окном сидит, молча на море глядит»?
  • Как рисует Пушкин радость Гвидона, увидевшего корабли отца? Докажите.
  • Почему Гвидон сразу не открывается Салтану?

В город он повел царя, Ничего не говоря.

  • Сохранилась ли любовь к жене, сыну в душе Салтана? Почему вы так думаете?
  • А как чувствуют себя виновницы всех бед в сказке?
  • Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели?


V.
 Работа с текстом после чтения.

1. - Сколько кадров может быть в вашем кинофильме?

а)        Гвидон у окна;

б)        флот Салтана;

в)        радость Гвидона;

г)        флот подходит;

д)        Гвидон наводит трубу;

е)        царь наводит трубу;
ё) общее удивление;

ж)        приветствие гостей;

з)        встреча отца и гостей с Гвидоном.

2.. Просмотр видео фрагмента

 Обращается внимание детей на одежду героев, речь.

- Чем отличается наша речь от речи в мультфильме? (старославянская речь, костюмы?)

3.Работа в тетради  с. 42 задание  3.1

. Определение главного смысла сказки: сила любви, апофеоз крепкой семьи, мысль о победе жизни над смертью

 4  Задание III.2.   (Т) «Сказка о царе Салтане» говорит: и тогда все будут счастливы. «Сказка о рыбаке и рыбке» предостерегает...

  1. Сравнение сказки Пушкина и волшебной сказки, выявление общего и отличительного;   задание III.3 в «Тетради по чтению».

VI  Обобщение        

  Составление книжки- малышки

- Сколько страниц будет в  вашей книге? Почему?

VI. Домашнее задание. задание III.4. Выучить понравившийся отрывок

Оценки за урок:

VII. Итог урока.  Читают учащиеся. 

  1. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
  2. Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
  3. строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
  4. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!

Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого доброго! До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...