К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Манышева Галина Владимировна

По программе на изучение данного произведения отводится два урока. Этот урок - второй по теме. На уроке ученики перечитывают страницы рассказа "Корзина с еловыми шишками", знакомятся с творчеством  норвежского композиторя Эдварда Грига, слушая музыкальные произведения. Дети убеждаются, что произведения Э. Грига и К. Паустовского - талантливы и прекрасны.

Ссылка на презентацию к уроку: http://yadi.sk/d/d8Ucw9FbKMt5R   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_paustovskomu_korzina_s_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Тема: К. Паустовский. « Корзина с еловыми шишками».

ЦЕЛЬ : познакомить учащихся с творчеством знаменитых людей, учить чувствовать, видеть, слышать мысли авторов, высказывать свои мысли,  обосновывать  точку зрения.

Задачи:  развивать умение работать с текстом;  

                  совершенствовать   навык выразительного чтения;

                  развивать речь и  воображение учащихся;

                  способствовать расширению кругозора детей;  

                  воспитывать любовь к  музыке и литературе.

                                                 

Оборудование:   презентация учителя, презентации учащихся о творчестве писателя, видеофайл о композиторе Э. Григе.

                                                 Ход  урока

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

     Учитель читает наизусть:

        (на доске слайд со словами на фоне музыки Э. Грига)

   Не жалейте сердца, не таите

   Доброты и нежности своей.

  Ни своих прозрений и открытий

  Не держите в тайне от людей…

                                 -- -- --- --- ---

  Торопитесь всё отдать при жизни,

  Чтоб, уйдя к небытию во власть,

  Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

  Снова к милой родине припасть.

Ребята! Давайте немного порассуждаем.

Как вы полагаете, о чем эти стихи?  (мнение учащихся)

Какой совет дает людям автор стихов?  (как правильно пройти свой жизненный путь, о том, что каждый человек должен оставить на земле свой след)

Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок литературы начался именно с этих стихов?

Именно так прожили свою жизнь Константин Георгиевич  Паустовский и композитор Эдуард Григ, люди которым будет посвящен наш урок.

Работа  по презентации

           На слайде  слова:

    « Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна   и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата».

 Прочитайте предложения, которые написаны на слайде. О чем эти слова? Да, они о жизни.     Но не все о жизни этих замечательных людей вы знаете.  На прошлом уроке мы познакомились с рассказом  К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» его содержанием и действующими героями.

Сегодня мы поработаем с произведением, как литераторы. Узнаем больше о самом авторе, великом мастере слова. И, конечно же,  о герое его произведения композиторе Эдуарде Григе.

           Работа по теме урока.

Дома вы прочитали это произведение. Какие чувства вызвало оно у вас?

(Вдохновение, переживание, печаль, восхищение, счастье, радость, доброта, тоска).

Что нового узнали вы о человеке, который написал это произведение?

Презентации учащихся о творчестве К.Г. Паустовского.

1 ученик.

Константин  Георгиевич  Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожника. Семья была большая и склонная к искусству: в ней много пели, играли на рояле, любили театр. Детство провел на Украине. Закончил Первую киевскую гимназию. Учился на историческом факультете киевского университета, потом в Москве на юридическом факультете МГУ.

 За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем.

2 ученик.

Писать Паустовский начал рано. В последнем классе гимназии написал рассказ и напечатал его в литературном журнале. Из воспоминаний писателя: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. В каждой повести, в каждом рассказе видны следы скитаний».

3 ученик.

Главное в творчестве Паустовского – поиск красоты в обычном и скромном. Любимый жанр писателя – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Его произведения  с удовольствием читают и взрослые, и дети.

Учитель.

В продолжение вашего рассказа о писателе я хочу дополнить сказанное словами автора.

«Читайте, читайте и читайте!

Человек, любящий и  умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги…

Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг…

Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».

Учитель.

Следуя этим советам,  мы и продолжим читать  рассказ «Корзина с еловыми шишками»

В какой стране происходят действия, описанные в рассказе?

Найдите в тексте, как великий мастер Паустовский описывает красоту и дыхание суровой и величественной природы в горном лесу в Бергене?

(стр.47)

Кто главные герои произведения?

Как они встретились? Зачитать этот диалог.( автор, Дагни, Григ)

Что вы можете сказать о Дагни?

Почему Эдвард Григ решил сделать девочке подарок?

Что надеялась Дагни получить в подарок?  Почему?

Почему Григ отложил свой подарок на несколько лег?

О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?

Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком? Что наполняло его счастьем?

Кто согласен с мнением Грига, объясните, почему?   (Да, действительно счастлив тот человек, который отдает все на благо другим. Но все ли окружающие люди думают так, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А что думаете по этому поводу?)

Просмотр видеофайла о Норвегии и Э. Григе.

Учитель.

       Опишите портрет повзрослевшей Дагни.

Какое впечатление произвела симфоническая музыка на девушку?

Как Дагни догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо ее имя? (зачитать) стр.56

За что же Дагни благодарна Григу? Стр.58

Что же сделало его бессмертным? (музыка, талант, любовь к людям, жизни, желание дарить себя, свою душу)

Прочитайте еще раз, чем заканчивается рассказ? О чем просит задуматься нас Паустовский?  ( о смысле жизни)

Что прекрасного открыли вы для себя в рассказе Паустовского?   (красота природы, прекрасные люди, наделенные душевной щедростью, умением создавать прекрасную музыку, делающую людей счастливыми и отдающими свой талант, приносящий им радость)

А вы догадываетесь, почему Паустовский называет Грига волшебником?     (благодаря музыке Дагни вспомнила детство; детство – прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть, им нужно успеть насладиться, не пропустить время, в котором можно много чего успеть и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много дала ему природа. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире – самый лучший подарок от природы)

Работа в группах.

Прочитайте на слайде качества людей. Обсудите и выберите среди них два самых важных. Ответ обоснуйте.

Доброта, щедрость, внимательность, отзывчивость, любовь, верность, преданность, чуткость.

Учитель. Я думаю, что все эти качества есть или зарождаются в ваших сердечках. А наши человеческие сердца раскрываются с детства, как листва деревьев весной.

Итог урока:

О ком эти строки?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

О ком эти слова?

«Волшебник и великий музыкант»

Какие открытия вы совершили на этом уроке?

Кто помог вам увидеть, услышать, почувствовать счастье?

Закончите фразы:

  • Я хочу сказать «спасибо»…
  • Я понял(а), что счастье…

Домашнее задание:

Подготовить пересказ от первого лица.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Урок литературнрго чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" с презентацией....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....