Конспект интегрированного урока Вклад Кирилла и Мефодия в дело просвещения славян
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Гончарова Ирина Петровна

В данном конспекте мы попытались раскрыть значимый вклад просветителей Кирилла и Мефодия в развитие славянской писменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вклад Кирилла и Мефодия в просвещение славянских народов

Конспект открытого урока

Просвировой Н.Б., Гончаровой И.П., Тихоновой К.А.

Дата проведения: март 2014 года

Тема: Вклад Кирилла и Мефодия в просвещение славянских народов

Тип урока: комбинированный.

Цель: Показать детям значение вклада Кирилла и Мефодия в просвещение славянских народов. Создать коллективную творческую работу – старославянскую азбуку, по типу азбуки Кирилла и Мефодия.

Задачи:

- познакомить обучающихся с незнакомыми эпизодами жития Кирилла и Мефодия;

- рассказать детям о необходимости для славянских народов создания Кириллом и Мефодием азбуки;

- обратить внимание ребят на имяслов созданной азбуки, настраивающий на высокий духовный тон и складывающийся в нравственные поучения.

Приемы и методы: диалог, беседа по вопросам; работа с раздаточным материалом, выполнение творческого задания (написание нравственных поучений, используя имяслов (имена букв) азбуки, составленной Кириллом и Мефодием; создание общей творческой работы – старославянской азбуки, по типу азбуки Кирилла и Мефодия).

Необходимые материалы:

 раздаточный материал: старославянская азбука с написанием букв имяслова и его перевода; вариант азбучного послания Кирилла и Мефодия; листы бумаги, карандаши; краски и кисти;

оформление на доске:

- иллюстрации из книг о Кирилле и Мефодии;

- церковнославянский алфавит

Литература используемая при подготовки занятия.  

1. В. Воскобойников «Кирилл и Мефодий». Москва РОСМЭН 2004.

2. Н.П. Саблина «Буквица славянская». Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. Ижица. С-Петербург. 2002.

3. А.Н.Бахметева «Жития святых для детей». Май-июнь. Издательство Сретенского монастыря. 1997.

4. Л.В. Сурова «Церковный год». Беседы о православии. Паломник 2000.

Структура занятия:

Подготовка педагога;

Организация учебного процесса;

Дидактическая и методическая деятельность педагога;

Творческая и учебная деятельность детей;

Итоги занятия.

Ход занятия

- Ребята, кто из вас знает, какие дни сейчас празднуют славянские народы и какой день они отмечают 14 марта? (День православной книги)

- Какие образы у вас возникают когда вы слышите: «Православная книга», «Книжкина неделя»? Может кто вспомнит чьи-то имена, известные всем или мало кому известные? 

- Давайте с вами сегодня попытаемся найти ответ на вопрос какой вклад внесли святые Кирилл и Мефодий в дело просвещения славянских народов.

  Как вы думаете, почему, спустя столько веков, мы вспоминаем о них в этот день?   (они придумали азбуку этим народам)

- Была ли письменность у славянских народов, до того как братья создали свою азбуку? (да, была, славяне использовали руническое письмо – это знаки, обозначающие бытовые предметы)

- Для чего тогда славянским народам потребовалась другая азбука?

- В то время государственность на славянских землях только намечалась, и славянские князья думали, как устроить жизнь своих народов лучше. Земли у славян было много. Жили они разрозненно, обычаи были у всех разные, порядок жизни – разный. Часто то, что считалось добрым у одних, другими не принималось. Объединить народы могло лишь общее понимание о любви, добре и зле. Эти понятия несли книги, в то время это были православные книги. Некоторые народы, например Моравы, уже приняли христианство. И построили храмы. Только люди, стоя на службе, ни слова не понимали. Потому что духовные лица сплошь были немцы: разговаривали и читали проповеди на латыни.

- Для того, чтобы люди понимали, что происходит и о чем говорят в храме и потребовалась другая, более совершенная азбука и изменение письменного строя языка.

- Как вы думаете, почему именно Кирилл и Мефодий взялись за эту сложную работу?

Преподаватель дополняет ответы детей рассказом эпизодов из жития святых Кирилла и Мефодия, выбирая материалы для дополнений из нижеследующего текста.

- Братья родились в греческом городе Фессалоники. Их отец принадлежал к знатному роду и был храбрым воином, а мать – Мария, славянка. Поэтому с юных лет  им были равно близки и понятны и греческий и славянский язык. Отец мечтал, что сыновья тоже станут военными. С малых лет обучал он сыновей верховой езде, соколиной охоте, воинским приемам. Мефодий охотно осваивал эту науку, а Константин рос другим. Ему полюбились книги. Он и читать научился сам, никто ему не помогал.

Однажды из военного похода отец привез книгу знаменитого христианского писателя Григория Богослова, написанную на латыни. В доме была подобная книга, но на родном языке семейства – греческом. Константин целыми днями стал просиживать над обеими книгами, положив их рядом и что-то шепча про себя. Домашние удивлялись: чем он там занимается? А Константин сравнивал латинские слова с греческими и запоминал незнакомые. Так он самостоятельно выучил латинский язык.

Шло время. Мефодий поступил на воинскую службу, а Константин остался дома, наедине с книгами. И ждал вместе с матерью вестей теперь не только от отца, но и от брата.

… А потом пришла беда. Большой, сильный, веселый отец вернулся из похода весь израненный и скоро умер. В доме стало тихо, печально, пусто.

И вдруг из столицы привезли письмо. От дальнего родственника, главного министра Византии. Он призывал 14летнего Константина к себе. Писал, что поселит юношу в своем дворце и воспитает как собственного сына. Своих детей у него не было. И еще он сообщал, что много наслышан об учености Константина сам император.

 Прочитала Мария письмо и в который раз со дня смерти мужа тихо заплакала. Она поняла, что останется в своем доме совсем одна. Но с другой стороны, разве можно лишать сына такого замечательного будущего? Подумала Мария и решилась: дала Константину свое благословение.

Так юноша попал в Константинополь, центр христианской веры и мировой культуры, был взят в царевы палаты, в образец юному императору Михаилу.

Семь лет он учился в столице у православных ученых. Изучив разные иноземные языки, Константин прочитал много старинных книг и стал широко образованным, всеми уважаемым человеком. Ему предлагали высокие должности, что позволяло жить в роскоши, не особо утруждая себя. Он отказывался. Согласился только на предложение заведовать патриаршей библиотекой. Потом его уговорили занять место профессора философии в университете. Константину тогда исполнилось 23 года.

  Он принимал активное участие в диспутах (не мог оставаться в стороне от волнующих его событий) и за умение убеждать противника удостоился почетного наименования Философ. Еще лишь два человека во всей Византии уже имели наименования: Лев Математик и Иоанн Грамматик.

Однажды, Иоанн Грамматик,  решил сразиться в споре с Константином о котором был много наслышан и думал, что это зрелый муж. Увидев юношу гордый старец рассердился:

- Вы что, посмешище решили устроить вместо спора?! Не пристало мне равняться с этим юнцом. Ведите сюда Константина Философа, как уговаривались!

-Я и есть Константин Философ, - ответил спокойно юноша. – Жизненный опыт на вашей стороне, тем не менее, я готов начать диспут.

Константин выиграл этот спор. С тех пор прошло больше 1000 лет, а этот день Православная Церковь отмечает как праздник. Этот день называется Днем Торжества Православия.

Вскоре Константин принял сан священника, и его послали к Болгарам

- Ты хорошо знаешь славянский язык, тебе и крестить язычников, - сказали ему.

Он отправился к болгарам, рассказал   о заповедях, о правилах жизни, которые соблюдают христиане,  и крестил их. Константин увидел, что его проповеди народ слушает внимательно, но изменить свой жесткий нрав люди сами не могут.

Понял Константин: просвещать людей без книг, в которых Слово, на их родном языке – все равно, что писать вилами по воде.

…У старшего брата Мефодия дела тоже шли успешно. Он прославился в битвах и был столь талантлив как организатор, что ему было поручено, несмотря на молодость, возглавить войско в крупном славянском княжестве.

Отважный и честный воин, Мефодий дослужился до высокого звания. Но когда ему приказали подавить восстание славян в соседней области, он отказался:

- Вы же увеличили им налог вдвое. За что их карать? Не буду. Снизьте налог, и они сами успокоятся.

В армии распоряжение командира не обсуждается: получил – выполняй, не желаешь – уходи в отставку. Так Мефодий и поступил.

Отважный воин, нестарый, крепкий человек, дослужившийся до высокого звания, Мефодий попросился в крохотный монастырь. И его приняли.

        …Прошло четырнадцать лет. И в этом монастыре братья встретились и рассказали друг другу о том как жили в разлуке, о печалях и радостях. Иной бы удивился, послушав их. Не понял бы, чего все-таки они хотят, почему от богатства и славы отворачиваются. А хотели братья не много – жить честно и праведно.

        Долгое время проводили братья за разговорами о жизни и о книгах.

        - Хочу осуществить мечту, - говорил Константин Философ, - создать письменность для славян и перевести на славянские языки Священное Писание.

        - Если позволишь, я помогу тебе, - предложил Мефодий.

Отвечая на вопрос почему именно Кирилл и Мефодий взялись за эту сложную работу, мы выделили три основные мысли:

- Братьям с детства был близок как греческий, так и славянский языки;

- Оба они были высокообразованными людьми;

- Святые Кирилл и Мефодий были людьми   верующими и хорошо знавшими Священное Писание.


Что вы знаете о самой азбуке, о том как она создавалась?

        «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья.

        Потрудиться им пришлось немало. По начертанию буквы новой азбуки похожи на греческое уставное письмо, но в славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке. Для таких звуков Константин и Мефодий придумали новые буквы. В греческой азбуке отсутствовали буквы для обозначения звуков: «б», «ж», «ю», «ш», «з», «у», «ц», «ч», «щ», «я». Все эти звуки в созданном алфавите записывались новыми буквами. Но для перевода книги одной лишь азбуки мало. Нужно понять законы по которым живет язык. Иначе книжная речь будет звучать неестественно, любая фраза может принять противоположный смысл. Братья постоянно обсуждали особенности славянских наречий и очень хотели, чтобы работа их не пропала даром, а принесла славянским народам Добро и Свет.

        И вскоре все устроилось. Дивные события происходят в 862 году, при царском дворе Константинополя. Великоморавский  князь Ростислав, просит прислать учителей для новокрещенного народа своего.

        Император Михаил вызывает братьев.

        - Вы оба солунянина и чисто по-словенски беседуете. Вам и поручается перевести Священные книги и быть учителями славянам.

        Кирилл и Мефодий, как мы с вами уже знаем, давно работали над этим.  Братья тотчас представляют царю славянские письмена и перевод святого Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово…»

        Давайте посмотрим, какую азбуку создали Кирилл и Мефодий при помощи которой они перевели Евангелия и другие книги.

Обратимся к истории созданного Кириллом и Мефодием алфавита. Мы уже знаем, по начертанию буквы новой азбуки похожи на греческое уставное письмо. Основой же греческого алфавита был древний финикийский алфавит, в котором буквы называют земные предметы, есть такие имена букв, например: рыба, рука, вода, груз, подпорка. Святые же Кирилл и Мефодий творили имена букв не столько для обозначения бытовых предметов, главное для просвещения народов.

Детям раздается азбука, созданная Кириллом и Мефодием.

- Предлагаем вам поработать с «именами букв». Найдите незнакомые слова. Давайте выясним, что они обозначают.

- Заметили вы, что имяслов азбуки (имена букв) не обозначают земные предметы, а настраивает нас на высокий духовный тон. Имена букв складываются в наставления. Таких наставлений история знает множество.

- Давайте попробуем и мы с вами сложить имена букв в связный текст нравственного, поучительного содержания.

Детям дается время для работы составления из имен букв текста азбучной молитвы. Ребята  озвучивают тексты, которые у них получились.

А вот, что хотели сказать людям Кирилл и Мефодий в своих наставлениях, давая имена буквам и располагая их в такой последовательности:

Аз Буки Веди                                         – я буквы ведаю,

Глаголи Добро Есть                         – говорю Добро есть!

Живете Зело Земля                                 – Живи, земля, хорошо!

Иже и како,                                         - как и каким образом

люди мыслите.                                         – люди размышляйте.

Наш Он Покой                                         – наш покой в Боге

Рьци слово твердо                                 – говори твердо, прямо,

 не кривя душой

Оукъ фертъ                                         – в науке жизни есть два пути:

Херувим от печали                         – ангельский, стремящийся к Добру

ци червь                                                 – или путь червя.

Давайте подведем итог нашего занятия. Вклад Кирилла и Мефодия в просвещение славянских народов заключается не только в том, что они составили азбуку, им было важно не только улучшение письменной речи и строя языка. Они донесли необходимые для счастливой жизни поучения.

г. Санкт – Петербург, Выборгский район,

ГБОУ школа № 124, март 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Презентация к уроку ОПК "Кирилл и Мефодий"

В презентации - материал о первых славянских учителях Кирилле и Мефодии....

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...