Упражнения для повышения техники чтения
учебно-методический материал по чтению по теме

Серова Мария Юрьевна

Все упражнения опробованы на практике неоднократно. Результат - высокая техника чтения у учащихся ( 4 класс: из 25 - 3 учащихся в пределах нормы, остальные - далеко за 100 слов и без ошибочное чтение у всех). Упражнения хороши еще и тем, что педагог с фантазией может на их основе создавать новые вариации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для повышения техники чтения учащихся

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

         Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы, отбивающей желание читать).

 2. Жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

 3. Выборочные буквы. Учащийся должен прочитать только гласные или только согласные в определенном отрывке.

 4. Догони. Разноскоростное чтение учителем текста. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за ним. Путем внезапной остановки на каком-либо слове, учитель осуществляет выборочную проверку. Ученик должен показать слово или продолжить чтение.  

 5. Наоборот. Чтение строчек (предложений) наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Затем задание усложняется: первое предложение правильно, второе – наоборот. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.

 6. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат (например, чтение в темпе скороговорки).

 7. Приём стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание слов и запись в дневник (ежедневно).

8.  Ловушка. Учитель или хорошо читающий ученик читает текст и заменяет какое – либо слово синонимом, учащиеся должны найти замену.

9. Прыжки. Чтение через слово.

10. Голова и хвост. Учитель начинает читать предложение, дети быстро его

находят  и дочитывают вместе.

11. Первый и последний. Чтение первой и последней буквы в слове; первого

 и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

12. Прятки. Нахождение слова в тексте с определённым признаком(начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)

13.Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.

14. Зрительные диктанты. Молчаливое чтение предложения, записанного на доске. Предложение закрывается, дети записывают его в тетрадь. Постепенно размер предложения увеличивается.

 Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

 Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.

 Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...

Упражнения для повышения техники чтения в начальной школе

Упражнения для повышения техники чтения учащихсяЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений....

Повышение техники чтения

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению, родители могут воспользоваться следующими приемами....

Приёмы повышения техники чтения через привитие интереса к чтению

Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, это...

10 упражнений для повышения техники чтения

Я предлагаю 10 самых полезных, на мой взгляд, упражнений для повышения техники чтения....

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Набор упражнений для скорочтения.Повышение техники чтения.

Набор упражнений для скорочтения. Повышение скорости чтения....