Урок литературного чтения "Былины".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бухарова Татьяна Александровна

Урок литературного чтения "Былины".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byliny.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Былины"

Подготовила  Бухарова Т. А.

I. Орг. момент

Отрывок из былины

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

     Раным - рано выехал Илья из Муром, и хотелось ему попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь к городу Чернигову. А под Черинговым стоит вражья сила несметная. Ни пешему проходу, ни конному проезду нет. Вражьи полчища по крепостным стенам подбираются, помышляют Ченигов полонить-разорить. Подъехал Илья к несметной рати и принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить. И мечом, и копьем, и тяжелой палицей, а конь богатырский топчет врагов. И в скорости прибил, притоптал ту силу вражью, великую.

II. Постановка проблемы

-Ребята, то что вы сейчас услышали  похоже на сказку?

- На самом деле - это былина.  И сегодня на уроке мы поговорим, что же такое былина.

III. Объяснение нового.

- Былины - это прежде всего греческие народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли.

- А от кого нужно было защищать русскую землю?

- Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые-воинтственные соседи.

- Какое зло они несли на русскую землю?

- Разоряли селения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой богатсва.

     И застонал, братья Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по русской земле, печаль обильная потекла посреди земли Русской.

- Конечно же, страшные потресения не могли не взволновать душу народа. И создал народ героические песни, которые и назвали былинами.

- Само слово былина происходит от слова быль, т. .е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

- Но в самом деле то, о чем расскахывают былины, правда? Вопрос этот не такой простой.

- Кто из вас читал о Змее Горыныче или о мече-кладинце?

- Чкажите, чем покрыт змей? (чешуей)

- Чем необычен был Змей Горыныч? (иллюстрация)

- Он был огнедышащим, с тремя головами. Таков н в сказках и былинах. А если бы мы посмотрели с крепостных стен города Киева на колонну врагов в железных доспехах, то мы увидели бы стальную змею, ползущую по дороге, а по бокам зарево пожаров горящих деревень. А со стороны степи к Киеву ведут три дороги. Вот вам и трехглавый огнедышащий Змей Горыныч

- А что же такое меч-кладинец? (иллюстрации). Хороший меч в старину стоил очень дорого. Лучшим мечам присваивались даже имена. Позволить себе такой меч могли далеко не все воины. Поэтому для них такой меч действительно был кладом.

- Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали прошлого, но и богатейшей фантазией.

- О ком же рассказывают былины?

- Что бы ответить на этото вопрос, мы с вами прочитаем отрывок из былины:

Под славным под градом Киевом,

На тех степях Днепровских

Стояла застава Богатырская

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович.

А конь под Ильей, словно лютый зверь

И сам на коне, как ясный сокол.

А был на заставе еще Добрыня Никитич млад,

И пошел его конь богатырский

С горы на гору перескакивать.

А и был там Алеша Попович млад,

Что из красна города Ростова.

Свой тугой луч разрывчатый

От правого от стремечка от булатного,

Накрадывая то стрелочку каменную,

И потягивал тетевочку шелковую.

-Кто главные герои этого отрывка? (появляются богатыри)

Сценка.

Снова звучат гусли. Появляются богатыри.

Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим – лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.

Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть. Напали на нас разбойники, да разогнали мы их всех и обратно к камню вернулись.

Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться? Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.

Илья. А вот повеселиться мы мастера! После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали-то? Не пойму, не ведаю: то ли на пир честной к князю Владимиру Красно Солнышко, то ли еще куда?

Ведущий. Добрый день вам, уважаемые богатыри! А попали вы к нам в гости, в школу. Перед вами наследники вашей силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит и чествует: ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.

У. Дорогие богатыри! Мы очень рады, что вы к нам пришли. Сегодня на уроке мы как раз вспоминаем о вас, говорим о ваших славных подвигах, о любви к Руси-матушке. Не поможете ли вы нашим детям показать свои знания о сказочных и былинных героях? Можно Вас, Илья, попросить подсесть к этим ребятам?

Илья. Да, вот я – не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит?

Дети. Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.

У. А Вас, Добрыня Никитич, я прошу подсесть к этим ребятам.

Добрыня. А почему я Никитич?

Д. Никитич – это отчество. Отца богатыря звали Никитой Романовичем.

У. А Вас, Алеша Попович, прошу подсесть к этим ребятам.

Алеша. Объясните происхождение моего прозвища – Попович.

Д. Вы из семьи священнослужителей

- Вот теперь перед нами мимо ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит. Так и говорится в былины: "Раз пробегал мимо горностай, да и тот шубу оставил, пролетал мимо сокол - перо выронил".

IV. Физ. минутка.

Вот у нас и физ. минутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

(наклоны вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб смотреть и понимать

И совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай голова

(вращения головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(дите садятся за парты).

V. Закрепление нового.

- Богатырей воспевали не только в былинах, но и художники в своих картинах.

- Посмотрите каким изобразил художник в своей картине "Богатыри" (могучими, сильными, бесстрашными).

- Правильно! Даже кони под ними сильные, крепкие.

- А что вам известно о подвигах этих богатырей, изображенных на картине художника? (отрывок из былины)

      Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-Разбойника во чисто поле:

- Тебе полно, злодей, людей губить!- И отрубил Соловью буйну голову.

     Столько Соловей-разбойник и на свете жил. И на том сказ о нем и окончился.

     Добрыня Никитич сражантся со Змеем Горынычем.

    А поганый Змеинище-Горынище учуял Добрыню за полпоприща, налетел, стал огнем палить да биться-ратиться. Бьются они час и другой. Изнурился борзый конь, спотыкаться стал, и у Добрыни правая рука умахнулась, в глазах свет померк. Тут и вспомнил богатырь материнский наказ. Сам утерся расшитым платком белополотным и коня утор. Стал его верный конь поскакивать в три раза резвее прежнего. И у Добрыни вся усталость прошла, его сила утроилась. Улучил он время, махнул над землей плеткой семишилковой, и сила у Змея истощилася: приник-припал он к сырой земле.

     Рвал-рубли Добрыня хоботы змеиные, а под конец отрубил все три головы у поганого чудовища, порубил мечом, потоптал конем всех змеенышей и пошел во глубокие норы змеиные, разрубил-разломал запоры крпекие, выпускал из полона народу множество, отпускал всех на волю-вольную.

Алеша Попович-Тугарин Змей.

     Тут Алешенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу зиаграл:

- Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!

      Оглянулся Тугарин, а в ту пору, в то времечко подскочил к нему Алешенька - он догадлив да сноровист был, - взмахнул богатырским мечом своим и отсек Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и коночился.

- Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественней победа богатыря.

- Русский народ сичинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословица? Что бы их прочитать нужно соеденить две части пословиц стрелками. Игра "Собери пословицу"

Сам погибай                                                                   Умей защищать      

Родину-мать                                                             На добрые дела

Кто за Родину горой,                                               А Родину защищать

Жизнь дана                                                              Тот истинный герой.

Молодцы!

VI. Итог

- Ребята, давайте подведем итог, кого можно назвать богатырями?

- Но эти люди обязательно должны любить свою Родину и влюбой момент встать на ее защиту.

- А в наше время можно встретить богатырей? Ведь сейчас не ездят на лошадях, не носят доспехи.

- Правильно, в наше время это защитники Отечества, которые стоит на страже нашей Родины. Это люди, которые в любую минуту придут к нам на помощь (милиционеры, пожарные, спецназ).

Проходят дни, бегут года-

И где-то там и тут

Шумят большие города,

Дороги вдоль ведут

И сколько б ни было дорог

И бесконечных дней,

Стоят солдаты на посту

На страже Родины своей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...