Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Сергеева Тамара Павловна

 На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает  у учащихся любовь к родному краю. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 4 класс.

Тема: П.П.Бажов  «Серебряное копытце».

                                                          МОУ Измайловская СОШ.    

Учитель 1квалификационной категории.

                                             Сергеева Тамара Павловна.

 Цель:      ознакомить с жизнью и творчеством П.П.Бажова;

                   отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать память, речь, мышление,

прививать любовь к родному краю.

Оборудование: плакат с кроссвордом, презентация, аудиокассета.

2014 учебный год.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

                     

                           Каждый день – всегда, везде,

                           На занятиях, в игре

                           Смело, четко говорим

                           И тихонечко сидим.

  1. Актуализация знаний.

               «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

  • О чем  будем говорить на уроке?
  • Назовите сказки, которые вы читали?
  • Чем отличаются сказки от других произведений?
  • Кто пишет сказки?
  • Как называются сказки, которые сочинил народ?
  • А как называются сказки, которые написали писатели?

Каких  писателей – сказочников вы можете назвать?

  1. Введение в тему.

Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя – сказочника, с творчеством которого мы познакомимся на уроке

.

  1. Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П.Бажова.

                            (Презентация.)

       Ребята, мы живем в огромной стране – России. Прекрасна ее природа, сказочно богаты ее недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором мы родились и живем. Это – наш родной Урал. Немного на земле уголков, которые по своей красоте и природным богатствам могут соперничать с Уралом.

       Богат наш Урал и талантливыми людьми. Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографии П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в  самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

         Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 г. В семье горнозаводского мастера в городе Сисерти.

         С детства Бажов много слышал рассказов о «Медной горе» от бабушки и отца. Привлекали его предания, сказки и песни родного Урала.

          В 1899г. Он закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык.

           В течение 15 лет Павел Петрович ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.

           В 1924 г. Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были», а за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы.

           Они были радостным открытием для всех читателей. В этих сказках фантастическое сливается с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в сказках: добро побеждает зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью.

           Писателю были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна.

           Его влекли духовная красота и достоинство трудового человека.

           Красота Хозяйки, Малахитницы, Каменной девки – это красота драгоценных камней, металлов, красота земных недр.

           Хозяйка Медной горы властвует над ящерицами, она – распорядительница земного богатства. Бажов говорил, что рисунок малахита динамичен и напоминает подвижность ящерицы.

           Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден, и тут же впервые стали разрабатываться его месторождения. Малахит относится к поделочным камням, из него вырезают вещи крупных размеров:  знаменитые десятиметровые малахитовые колонны Исаакиевского собора, стены всемирно известной малахитовой комнаты Зимнего дворца, великолепные громадные чаши, вазы, хранящиеся в Эрмитаже.

            По мотивам сказов созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки , скульптуры, живописи.

            Слава нового необыкновенного сказочного разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.

Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем,

                       Справа от нас – зимний луг,

                       Слева находится лес.

                       В таком лесу полно чудес.

                       Белка с ветки на ветку скок.

                       Филин крыльями машет. Ух!

                       Ах захватывает дух!

                       Солнце над березами светит нам.

                       Мы рады ягодам, грибам.

  1. Подведем итог всему сказанному

            (Выходят 5 учеников)

Недалеко от Исети

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник,

Мудрый сказочник седой.

След Копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи.

Ящерки мелькнули рядом, Встал  Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

И будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

Волшебный каменный цветок.

  Ребята, давайте позовем сказку!

           О чем-то скрипит половица,

           И спице опять не спится.

           Присев на кровати, подушки

           Уже навострили ушки.

           И сразу меняются лица.

           Меняются звуки и краски…

           Тихонько скрипит половица.

           И к нам приходит сказка.

  1. Знакомство со сказкой П.П.Бажова «Серебряное копытце».

       

     Словарно-лексическая работа.

Барская рукодельня – ручной труд (вышивание, вязание, шитье).

Взъ

есться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать.

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

Несподручно – неудобно.

Пособник – помощник в делах.

Покосные ложки – широкие пологие овраги, покрытые травой.

Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

7. Работа над сказкой.

   

            (Аудиокассета. Звучит сказка).

Прослушайте образец выразительного чтения, затем продолжим читать эту сказку вслух.

8. Беседа после чтения.

 .

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Назовите главных героев сказки.

9. Итог урока.

  • С  творчеством какого писателя  вы познакомились на уроке?
  • Что вы запомнили о нем?

10 Домашнее задание..    Прочитать сказку (с.182 – 193).

                                             Подготовить  выразительное

                                             безошибочное чтение.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»Урок соо...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...