Согласные глухие звуки [к], [к*], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы К,к.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Петренко Светлана Вадимовна

На  этом уроке  дети знакомятся с согласными звуками [к], [к,] и буквами К,к. Обучающиеся ведут разговор о правильном питании. Составляют меню на букву К. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Петренко  Светлана  Вадимовна     

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1-й класс.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий  (УМК «Перспективная начальная школа»).

Технологическая карта урока

Тема

Согласные  глухие  звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку  мягкости-твёрдости.  Буквы К,к

Цели

  Формировать умение различать звуки [к], [к,] по признаку  мягкости-твёрдости; читать слоги, слова и текст с буквами К,к. Совершенствовать навык чтения. 

   Формировать УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; формулировать тему урока, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать проблему и предлагать  пути её решения; находить и исправлять ошибки самостоятельно; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД);

- сформировать положительное отношение к  здоровому образу жизни  (Личностные УУД)

– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

– умение воспринимать  смысл  слов  и  словообразования  в  процессе  знакомства  с  текстом; сравнивать модель слова с целью  выделения  звуков, обозначаемых новой  буквой; (Познавательные УУД).

Основные понятия

Порядок действий

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

–  Агаркова Н.Г.,  Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс.  С 65-66.

– индивидуальные листы, маркеры;

– презентация к уроку;

– алгоритм самооценки;

- шапочки с изображением овощей и фруктов;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

        Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).

Цели: 

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;  

    Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете эти слова?

- Кто хочет быть успешным учеником?

- Что пожелаем друг другу для успешности ? Пожелайте своему соседу по парте.

Удача-это когда у нас что-то получается…

Успех состоит из маленьких удач

Я желаю тебе  …., удачи!(успеха!)

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(5 мин.).

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами.  Но сначала давайте вспомним, какие  буквы  мы уже знаем.

Игра «Живые буквы»

1) Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Назовите лишнюю букву. Почему?

3) Назовите «хитрые буквы».

4) Поставьте карточки с буквами, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

5) Образуйте пары к имеющимся буквам, обозначающие  звонкие согласные звуки.

Участвуют в игре, называют соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)

2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, ю, ё, е)

4) (Й, н, л, м, р)

5) ( Г, д, з,)

      ( к, т, с)

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

- Молодцы! Мы вспомнили все известные нам буквы, а узнать с какой буквой мы сегодня продолжим  знакомство,  поможет игра «Доскажи словечко». (Вывешиваю картинку-отгадку, после того, как дети отгадают  загадку)

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла

Ты посоли её немножко

Ведь правда вкусная …

Никого не огорчаю,

А всех плакать заставляю.

                     

- Ребята, а  как сказать одним словом, что это?

- Назовите  звук, который есть в каждой  отгадке.

- Какой это звук?

- А звук  [к,]?

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Буква К считает, что овощи, в  названии которых есть буква К  - самые полезные. Вам предстоит выяснить, так ли  это.  

Отгадывают загадки.

капуста

картофель

лук

-Овощи

Называют  звук [к].

Звук [к] – глухой, твёрдый .

Звук [к,] – глухой, мягкий

Формулируют тему урока:

Звуки [к], [к,] и буква К.

Формулируют цели:

 - различать звуки [к], [к,]

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с  буквой К.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Регулятивные: целеполагание

постановка учебной задачи

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» новых знании).

5. Инсценировка «Спор овощей» (групповая форма работы)

- Может, кто-то из вас  знает, почему  буква К  так считает?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование  вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

 1. Выяснить в  каких  овощах  есть буква К.

2. Узнать у специалиста о ценности  овощей.

3. Какую роль  овощи имеют в жизни школьника.

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- К  нам пришло видеообращение (СЛАЙД )  от садовода, только вот задача, произошёл сбой в системе и  теперь мы не знаем  как его  зовут. Известно, только  что его имя и  отчество на  букву К.

-Ребята, как зовут садовода?

- Посмотрите (СЛАЙД ) какой богатый урожай у садовода ….

- Ребята, посовещайтесь в группах и напечатайте  названия овощей, в которых есть буква К.

(Капуста, картофель, морковь, свёкла, кабачок, баклажан, лук)

- Но что я слышу? Наши овощи спор завели. 

- Действительно, все овощи полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.

- А что же общего во всех этих овощах?  (СЛАЙД )

-Слово «витамин» придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» - жизнь и слово «амин» получил «витамин». Детям семи-восьми лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.

3. Представление результатов исследования.

 А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.  

- Какие проблемы возникли при исследовании?

- Была ли права буква К?

4. Игра «Юный повар»

- Чтобы быть здоровыми, нужно  правильно питаться. Сейчас мы придумаем меню.

- На  мой  вопрос  отвечайте  словом,  которое  начинается  со  звуков [к] и [к′].

- Что можно приготовить на завтрак?

- что приготовим на обед?

- а что на ужин?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

 Если в слове услышите  звуки [к], [к,], значит гость долгожданный – ему низкий поклон, а если нет – прячемся под парту.

-Выдвигают версии.

- Константин,  Кирилл

Участвуют в исследовании: рассматривают  предметные картинки-овощи, выясняют название овощей, определяют  наличие К.

Участвуют в сценке.

Овощи  

Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горошек (весело)

 Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свёкла( важно)               

Дай сказать хоть слово мне,

 Выслушай сначала:

 Свёклу надо для борща и для винегрета.

 Кушай сам и угощай- лучше свёклы нету!

Капуста(перебивая)           

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи.

 А какие вкусные пирожки капустные!

 Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

 Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец(задорно)                 

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный,

 А уж свежий огуречик

 Вам понравится, конечно!

Редиска (скромно)           

 Я – румяная редиска,

 Поклонюсь вам низко-низко.

 А хвалить себя зачем?

 Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо)           

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку.

Будешь ты тогда,  дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор (обиженно)               

 Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Садовод

У окна поставьте ящик.

Поливайте только чаще.

 И тогда, как верный друг

К вам придёт зелёный….лук.

Лук                                             

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг,

Я- простой зелёный лук!

 

Картошка (скромно)                 

Я, картошка, так скромна-

Слова не сказала…

Но картошка так нужна

И большим и малым!

Баклажаны (робко)                   

Баклажанная икра так вкусна, полезна…

Садовник                                          

Спор давно кончать пора!

Овощи (хором)                         

Спорить бесполезно!    

(стук в дверь)

Кто-то кажется стучит….

 (Входит ученик в костюме доктора)

Это доктор Айболит!

Айболит                                    

Ну, конечно, это  я!

О чём спорите, друзья?

Овощи                                     

Кто из нас, из овощей,  всех вкусней и всех                                         нужней?    

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Айболит                                 

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

 Все без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

 И решить я не берусь:

 Кто из вас вкуснее, кто из вас полезней.

- В них содержатся полезные вещества.

Представитель от каждой группы представляет результат исследований.

-Наша группа выяснила, что буква К  находится в  словах ……..

Нам стало известно, что все овощи одинаково полезны  и они нужны каждому ребёнку.

-Каша, кофе, крендель.

-Котлеты из курицы, креветки, картофель варёный, калач, компот, кекс.

-Кефир, курица, круассаны.

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

Регулятивные: планирование

- составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели

Познавательные:

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Личностные:

установка на здоровое питание.

6. Рефлексия

1. Занимательные задания

  Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.65)

 1 группа

 - Составьте лесенку  из слов  на букву К

К _ _

К _ _ _

К _ _ _ _

К _ _ _ _ _

2 группа

 - Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 группа

- Игра «Найди слово в слове».

2. Чтение рассказа «Зайка» (с.66)

  - Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

 Вопросы по содержанию:

 - С чего начал свой день  зайка?

 - Какими делами он занялся позже?

 - Куда отправился заяц с детками?

 - Какие  развлечения  на  зелёном лугу?

 - Где  можно увидеть самых грамотных?

- Чему  рад лесной народ?

 - Вы можете предположить, какое настроение у зайки?

- Вам понравился  зайка? Чему вы можете у него научиться?

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

 - Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Какую проблему решали на уроке?

- Выяснили  ли  вы  правду об овощах?

-  Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

 - Если  у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.

Выдвигают версии.

Чтение рассказа детьми вслух.

- Делать зарядку,  выращивать овощи на огороде.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Звуки [к], [к,] и буква К.

- различать звуки [к], [к,]

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с  буквой К.

-Да.

- Буква К утверждала, что овощи, в  названии которых есть буква К  - самые полезные.

- Да

-Да.

-Да

Показывают сигналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".

   Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...

Обучение грамоте Урок “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”.

Тезисы к уроку обучение грамоте по теме: “Согласные звонкие звуки [в], [в,], отличающиеся по признаку мягкости - твердости. Буквы В, в”. Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализ...

Презентация к уроку. "Согласные звонкие звуки [в], [в\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости"

Материал к уроку по обучению грамоте. Согласные звонкие звуки [в], [в\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости....

Урок по теме: "Согласные звуки [п], [пʼ], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы П, п."

Разработка урока по предмету Обучение грамоте с использованием ИКТ. Разработан в соответствии с ФГОС...

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Согласные глухие звуки [т] [т\'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы Т, т.

Конспект урока обучения грамоте по программе ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...

Фрагмент урока обучения грамоте (1 класс ПНШ) СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [х], [х’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Х, х

Реализация деятельностного подхода на уроках обучения грамоте младших школьников. Цель: познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков при помощи букв Х, х, создать на уро...