Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
проект по чтению (2 класс) по теме

Гайнова Татьяна Владимировна

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования

 «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».

«Создание учебного диафильма для чтения учащихся

2 класса по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta._poslovitsy_i_pogovorki_glazami_detey.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования

 «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».

«Создание учебного диафильма для чтения учащихся

2 класса по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Предмет исследования: русские народные пословицы и поговорки по сюжету сказки «Колобок».

Цель: формирование навыков толерантных отношений между детьми разных национальностей, обучающихся в одном классе через проектно – исследовательскую деятельность, формирование художественной культуры личности учащихся,  расширение представления детей о пословицах и поговорках русского народа, обобщение и закрепление знаний детей о построении русской народной сказки; содействие развитию интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения в классах и семьях, активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная: обобщить и закрепить знания детей о традиционном построении русской народной сказки, (посредством  проектно - исследовательской деятельности); обобщить и закрепить знания детей об отличительных признаках народных сказок; учить анализу пословиц и поговорок, формирование умения подбирать пословицы и поговорки к сюжетам сказок и фрагментам сказок, а также иллюстрировать пословицы и поговорки, применять знания, полученные при анализе иллюстраций и содержания русской народной сказки при изготовлении макета и составлении композиций по сюжету сказки.

Развивающая: развивать творческие способности; развивать умение находить структурные части русской народной сказки в печатном тексте, умение слушать собеседника, вести диалог и монолог; развивать интерес к произведениям устного народного творчества.

Воспитательная: воспитывать уважение к русской традиционной  культуре; формировать навыки толерантного поведения по отношению к одноклассникам разных национальностей и учащимся младшего возраста, воспитывать чувство ответственности по отношению к общему делу.

Источники: русская народная сказка «Колобок»; Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Пояснительный словарь; Интернет.

Участники проекта – учащиеся 2 класса ГОУ СОШ №141: Киселёва Лиза, Нечеснюк Глеб, Каменев Миша, Гайдаржи Тася, Бочкарёв Костя, Чапилина Ксюша, Новиков Алексей, Мирошниченко Лиза, Меликджанов Артём, Паршина Полина, Молоканов Арсений, Геворкян Артур.

Руководитель и идейный вдохновитель проекта: учитель начальных классов ГОУ СОШ №141 Гайнова Т.В.

*Планируемый результат: создание учащимися 2 класса учебного пособия для тренировки навыка чтения первоклассников по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Методы работы: изучение литературных источников, беседа, дискуссия, конструирование из природных материалов, составление композиции, фотографирование, монтаж слайдов.

Описание объекта исследования: объект исследования – русские народные пословицы, поговорки и русская народная сказка «Колобок».

        В современной российской школе учатся дети разных национальностей. Каждый из них – носитель своей культуры. Возникает серьёзная необходимость в приобщении школьников к истокам русской культуры и  в знакомстве с культурой других стран. Способствует этому знакомству работа над произведениями устного народного творчества разных народов на уроках чтения и во время домашнего чтения. А проектно-исследовательская деятельность на основе прочитанных произведений помогает лучше понять язык страны, его особенности и многогранность.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И. может быть ни в одной из форм языкового творчества с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, …его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. ИХ тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях , они перелетают из века в век, от одного поколении к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

                                                                   М.Шолохов.

 

    Пословицы и поговорки занимают особое место среди различных жанров народного творчества. Родившись в гуще народной жизни, они широко употребляются не только во всех сферах устной речи, но и в художественных произведениях, в публицистике. В средствах массовой информации – в теле- и радиопередачах, в периодической печати.

    Уместное употребление пословиц и поговорок делает речь выразительной, точной, меткой, эмоционально окрашенной и экспрессивно насыщенной. Это обычно свидетельствует о высокой культуре человека, о его образованности.

     В пословицах и поговорках нашла отражение вся многогранная жизнь народа, все сферы деятельности человека. Центральной фигурой в них всегда выступает человек в своих различных «проявлениях»- во всём своём блеске и во всех своих неприглядностях «На всякого Егорку есть поговорка». Обычно пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в той или иной ситуации, и нам бывает полезно прислушаться к голосу разума, голосу народной мудрости: «Делу время, а потехе - час», «Бережёного бог бережёт», «Куй железо, пока горячо».       Очень важно знать пословицы и поговорки, уместно вспомнить их в сложных условиях, чтобы разумно воспользоваться заложенным в них советом.

      Употребление пословиц и поговорок в русских народных сказках даёт назидательный эффект, помогает детям лучше понять содержание и главную мысль сказки. Пословицы критикуют, высмеивают зло (обман, воровство, болтливость, гордыня, трусость, неосмотрительность) и утверждают добро (хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, щедрость, бережливость, правдивость, разумность, храбрость). Многие пословицы поясняют, что надо ценить в жизни, как достигается добро и благо.

       Важно учить детей видеть в сказочных сюжетах ситуации, в которых можно употребить ту или иную пословицу или поговорку, т.к. это в свою очередь учит школьников разумно пользоваться заложенным в них советом в жизненных ситуациях.

        СКАЗКА – повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.  (Словарь С. И. Ожегова)

     Учёные по-разному определяли сказку как особый жанр устного народного творчества. Одни учёные с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел  как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности.

     Так что же такое сказка? В. П. Акининым  было дано следующее определение сказки: «Сказки – это созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приёмов неправдоподобного изображения реальности». Они не повторяются больше ни в каком жанре фольклора.

Сказка о животных (животный эпос) – это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»), либо

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

  1. Дикие животные.
  • Лиса.
  • Другие дикие животные.
  1. Дикие и домашние животные.
  2. Человек и дикие животные.
  3. Домашние животные.
  4. Птицы и рыбы.
  5. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Другой классификацией сказок о животных является классификация по признаку целевой аудитории. Разделяют сказки о животных на:

  1. Детские сказки.
  • Сказки, рассказанные для детей.
  • Сказки, рассказанные детьми.
  1. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки, рассказанные для детей, имеют упрощённую структуру.

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

   Очень рано ребёнок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

   Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

   Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

   У каждого ребёнка есть любимые сказки, герои. Они приходят к детям вечером и на утренней заре. Сказочные персонажи такие разные – грустные и весёлые, простодушные и лукавые. Незаметно пролетают часы счастливых детских чтений, закрывается книга, а её герои остаются. Надолго. На всю жизнь. И с годами не утрачивают они своего волшебного очарования, а самое главное – своей отнюдь не сказочной сути. 

    Как много мудрости спрятано, например, в знакомой всем сказке «Колобок»!

В начале сказки дед просит бабку испечь колобок: «Пойди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наберёшь ли муки на колобок.»

Т.е. он просит приложить усилия, чтобы они со старухой могли поесть.

На ум приходит пословица: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

          Испечённый только что колобок скучает, лёжа на подоконнике. Он убегает из дома искать приключения. «Скушен день до вечера, коли делать нечего.»

          По дороге он встречается с зайцем. «Труслив, как заяц», говорили в старину про людей, не отличавшихся смелостью. Образ зайца люди связывали с робостью и наивностью. Вот и колобок воспользовался этим и, ловко обманув зайца, убежал. «У каждого голова, да не каждая умна.»

          Встреча колобка с волком – это встреча с большой опасностью. В народе волк был символом злобы и вызывал страх. «Злой, как волк», «волчий характер», «волчий аппетит», так говорили про человека, похожего по характеру на волка. Но и эта опасность обходит колобка стороной.

«Стращай того, кто не смыслит ничего.»

           Когда колобок встречается с медведем, он сталкивает с огромной силой. В народе про рослых, сильных, с отменным здоровьем людей говорили: «силища медвежья», «здоровый, как медведь». Но сильный, не всегда умный. Поэтому колобку удаётся убежать и от него. «Сила есть, ума не надо».

            И только встреча с лисой, кажется, не грозила колобку опасностью. Лиса не угрожала колобку: «Я тебя съем!» Она стала хвалить колобка за песенку и даже захотела послушать её ещё раз. Образ лисы в русской культуре всегда был связан не только с красотой, но и с хитростью, лестью и коварством. Про людей, обладавших такими качествами, говорили: «Мягко стелет, да жёстко спать». Вот и колобок, пройдя столько испытаний, не смог пройти мимо хитрости и лести. Похвала лисы сбила его с толку.  «Доверяй, но проверяй» гласит народная мудрость.

   Через народные сказки ребята познают народную мудрость, примеряют на себя образы героев, знакомятся с обычаями и обрядами разных народностей, что необходимо в условиях обучения и воспитания  детей в многонациональных классах. Именно поэтому учителем начальных классов ГОУ СОШ №141 Гайновой Т.В. уделяется большое внимание работе с детьми над сказкой.

Обоснование выбора материала:

    Для проектной работы учащимися 2 «Б» класса была выбрана русская народная сказка «Колобок». Выбор сказки обусловлен ситуацией, сложившейся в ГОУ и во 2 «Б» классе:

  1. Так как дети обучаются в ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом»,  на уроках и во внеурочной деятельности они знакомятся с традициями русского народа, а также, постоянно взаимодействуют со школьниками более младшего возраста (участвуют в совместных праздниках, внеклассных мероприятиях, общаются в группе продлённого дня).
  2. Дети младшего школьного возраста, любят сказки  о животных. А, читая и слушая сказки, в которых герои -  дикие животные, ребята избавляются от некоторых из своих страхов. Научившись читать самостоятельно, второклассники захотели помочь ребятам 1 классов быстрее овладеть чтением. Решено было создать пособие для тренировки техники чтения, взяв за основу не сложную по сюжету, знакомую первоклассникам сказку «Колобок».
  3. Во 2 классе учатся дети пяти разных национальностей (буряты, мордвины, армяне, украинцы и русские). Совместная работа над одной проблемой укрепляет дружеские отношения в классе, помогает формированию навыков толерантных отношений.

Анализ материала.

     В классификации по признаку целевой аудитории русская народная сказка «Колобок» относится детским сказкам (сказка, рассказанная для детей). В классификации по главному герою – это сказка о предмете (хлебо-булочное изделие – колобок) и диких животных. При анализе сюжета сказки и определении состава героев, детьми было определено:

  • В сказке действует несколько героев: главный герой – Колобок, бабушка и дедушка, дикие животные: заяц, волк, медведь и лиса.
  • Действие происходит сначала в деревне, в доме бабушки и дедушки, затем в лесу. По сюжету Колобок, испечённый бабушкой по просьбе дедушки, убегает от стариков в лес. Там он встречается с трусостью и глупостью, со злобой и силой, с хитростью и коварством в лице героев – животных: зайца, волка, медведя и лисы. Каждый зверь хочет съесть главного героя, но Колобку удаётся, обхитрив зайца, волка и медведя, убежать. Только против лести хитрой лисы Колобок не может устоять, лиса съедает Колобка.
  • У каждого героя сказки свой характер, своя внешность, особенности поведения.
  • Сказку можно разделить по сюжету на части; к каждой части можно подобрать русскую народную пословицу или поговорку.

Особенности проведённого исследования:

     Работа групповым проектом проводилась учащимися 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 в несколько этапов:

  1. Беседа с учащимися о русских народных сказках, их особенностях и традициях построения, а также о пословицах и поговорках; выбор сказки для проекта.
  2. Изучение литературы: содержания сказки, иллюстраций разных художников к одной и той же сказке;
  3. Оформление мини-макетов, с использованием природных материалов, по русской народной сказке «Колобок»;
  4. Составление композиций для фотографирования и последующего монтажа слайдов к сказке;
  5. Фотографирование составленных по сюжету сказки композиций;
  6. Оформление и монтаж слайдов диафильма с использованием отснятых кадров.
  7. Рефлексия. Подбор русских народных пословиц и поговорок к каждому кадру диафильма.

     8. Рефлексия. Совместное озвучивание диафильма по сказке «Колобок»    

          учащимися 1 и 2 классов.

            Проведённая работа позволила учащимся  подробно ознакомиться с особенностями и традициями построения русских народных сказок, в частности с русской народной сказкой «Колобок». Учителем Гайновой Т.В. работа над проектом была выстроена таким образом, что исследовательская деятельность коснулась каждого ребёнка в классе. Каждый ребёнок познакомился с традиционным содержанием сказки «Колобок», часть ребят участвовала в создании макета к сказке, другие учащиеся класса принимали участие в составлении композиций и их фотографировании, каждый ребёнок попробовал подобрать хотя бы по одной пословице или поговорке по сюжету сказки. Наиболее подходящие пословицы и поговорки выбирали все вместе.  

   

           В итоге работы на свет появились мини - макеты по русской народной сказке «Колобок» и тренажёр для чтения по ролям – диафильм, кадры которого можно переключать вручную, с нужной скоростью. В конце работы над проектом детям было предложено показать диафильм первоклассникам и подарить им диск с записью диафильма. Ребята 1 класса с удовольствием озвучивали  сказочных героев, читая сказку на экране по ролям. Второклассники же были довольны тем,  что попробовали свои силы и приобрели положительный опыт в творческой проектно – исследовательской деятельности.

         Результат достигался с помощью следующих форм деятельности:

  1. На этапе активизации: беседа, дискуссия, направленная на осознанный выбор учащимися русской народной сказки для проектной деятельности.
  2. На основном этапе: групповая форма работы через проблемную деятельность: работа над созданием макета на основе изученного источника – русской народной сказки «Колобок», составление композиций с помощью макета, оформление слайдов и монтаж диафильма по русской народной сказке. Групповая форма работы сочеталась с индивидуальной: изготовление фигурок персонажей сказки, деталей макета.
  3. На этапе детской рефлексии – подбор русских народных пословиц и  

     поговорок к слайдам диафильма; совместное озвучивание диафильма по

     сказке «Колобок» учащимися 1 и 2 классов.

Все задачи решены.

Образовательная: во время работы над содержанием и структурой русской народной сказки «Колобок» осуществлялось обобщение  и закрепление знаний детей о традиционном построении русской народной сказки, (посредством  проектно - исследовательской деятельности), знаний детей об отличительных признаках народных сказок; шла работа над формированием навыка анализа иллюстраций разных художников к одной и той же сказке, русских народных пословиц и поговорок; ребята учились подбирать пословицы и поговорки к сюжетам сказок и фрагментам сказок, а также иллюстрировать пословицы и поговорки, учились применять знания, полученные при анализе иллюстраций и содержания русской народной сказки для изготовления фигурок сказочных персонажей и составлении композиций по сюжету сказки.

Развивающая: осуществлялось развитие творческих способностей; развитие умения находить структурные части русской народной сказки в печатном тексте, умение слушать собеседника, вести диалог и монолог; развитие интереса к произведениям устного народного творчества.

Воспитательная: в процессе работы над проектом уделялось большое внимание воспитанию уважения к русской традиционной  культуре, воспитанию чувства ответственности по отношению к ребятам младшего возраста; совместная  проектно – исследовательская деятельность способствовала формированию толерантных отношений между одноклассникам разных национальностей и учащимися разных классов начальной школы.

Перспектива: на основе учёта особенностей построения русских народных

 сказок, продолжать учить детей анализу и сопоставлению русских народных пословиц и поговорок со сказками, инсценированию русских народных сказок; использовать эти особенности при проведении интегрированных занятий с учащимися 2 «Б» класса и первоклассниками ГОУ СОШ №141.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

"Морозко" русская народная сказка. Диафильм.

Работа может быть использована на уроке чтения, в группе продлённого дня, на уроках рисования, во внеурочной деятельности....

Показ русской народной сказки "Теремок" детям 1класса

Дети 4 класса готовят и показывают кукольный спектакль "Теремок".Перед показом рисуют ,афишу,билеты для спектакля,изучают правила поведения в театре....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Учебно - исследовательская работа На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"

Учебно - исследовательская работа  На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"...

Самое дорогое русская народная сказка диафильм

Диафильм по русской народной сказке "Самое дорогое" в виде презентации. По программе "Гармония" 2 класс...

Презентация "Пословицы и поговорки к русским народным сказкам"

В презентации рассматривается, есть ли пословицы в сказках, можно ли провести параллель пословиц и сказок. Ведь и сказки, и пословицы учат нас мудрости....