ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».)
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Ионова Марина Владимировна

Конспект урока  с УУД по теме: ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».) ОС Школа 2100.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Иванович Чарушин

Слайд 2

Дом, в котором прошли детские и юношеские годы Е. Чарушина в Вятке.

Слайд 4

Автор. Иллюстрация. Заголовок. Читаем текст. Отвечаем на вопросы. ?

Слайд 5

Никита и папа весёлые любят животных серьёзные наблюдательные фантазёры

Слайд 6

Сегодня на уроке я узнал… мне понравилось… мне было трудно… я хотел бы…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс, учитель

1 «А». Ионова Марина Владимировна

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

ПЯТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ. КАКИЕ СНЫ СНЯТСЯ ЩЕНКАМ? (Рассказ Е. Чарушина «Томкины сны».)

Цель

– формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтение;

– формировать умение прогнозировать и анализировать текст, раскрывать смысл художественного произведения;

– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формировать умение различать рассказы и стихотворения.

-   обогащать словарный запас учащихся;

-   воспитывать бережное отношение к животным.

Основные термины, понятия

Рассказ, герои рассказа, рассказчик, автор.

Планируемый результат

Предметные умения

навыки сознательного, правильного, выразительного чтение;

умение прогнозировать и анализировать текст, раскрывать смысл художественного произведения;

умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формировать умение различать рассказы и стихотворения.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


                   Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный момент

1.  Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

- Давайте вспомним правила поведения на  уроке.

-Теперь можем начинать

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2. Определение темы  и целей урока.

- Как называется раздел, с которым мы сейчас знакомимся на уроках чтения?

- О чём эти произведения?

- Где живут животные?

-А вы бывали в лесу?

- Но мы в лесу не живём, мы приходим туда в гости к птицам, зверям, растениям.

- Но в гостях надо вести себя вежливо. Сегодня мы познакомимся с пятым уроком вежливости. Как вы думаете, о чём он будет? (Предположения детей)

– Откройте учебники на стр.134.

– Прочитайте, как он называется (Как вести себя в гостях у природы)

– Чьи версии совпали?

-Кто уже знает как надо вести себя в гостях у природы, поднимите руку.

- Как вас много! Давайте организуем работу в группах, и каждая группа потом расскажет нам о своём правиле поведения в лесу.

- Какие правила работы группы нам понадобятся? (умение выслушать одноклассников, если не понял, переспроси, своё несогласие выражай вежливо)

Работа группами (6 групп)

1-5 группы

С. 134 в учебнике на картинке обвести зелёным кружком то, что дети делают правильно. Зачеркнуть красной линией то, что делают неправильно.

6 группа.

Составь экологический знак. Выбери к нему правильную надпись.

Проверка с использованием документ-камеры.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

– Мы ребята – гости в этом большом доме, который называется природа. В этом доме живут птицы, звери, деревья, цветы. А в гостях принято вести себя вежливо.

 - А у кого из вас дома  живут животные? Поднимите руки, у кого дома живут кошки? А у кого – собаки? Они являются частью природы. Мы заботимся о них, можем много интересного о них рассказать. Почему? Потому что внимательно наблюдаем за ними, и может быть, кто-то из вас станет потом писателем, и расскажет нам о своих наблюдениях.

3. Обращение к автору.

- Прочитайте имя автора нашего рассказа.

- А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине? (Посмотрите на его портрет.)

- Знакомы ли вам его произведения? («Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Как Никита охотился»)

- Евгений Иванович Чарушин был очень наблюдательным человеком.

- В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного». 

Конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.

Он не только пишет, но и сам рисует своих героев - показ иллюстраций.  Обратите внимание на его манеру изображать своих героев – они такие пушистые, мягкие, смешные, круглые.

Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин.

4. Прогнозирование содержания.

- Это новое произведение, а как мы знакомимся с новыми произведениями? (по плану)

1. Рассматриваем иллюстрацию, читаем заглавие, предполагаем.(А зачем нам это надо?)

2. Читаем текст.

3. Отвечаем на вопросы

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.

- Кто изображён на ней?

- Почему этот рисунок кажется необычным?

- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?

- Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя? Это человек?

- О ком будем читать?

- Как звали любимца автора?

- За чем наблюдал автор? (как спит его питомец)

- Кто же кому приснился, как узнать? (прочитать)

- Сейчас мы будем читать и определять, про кого и что хотел нам сказать автор в этом произведении.

-В тексте встретятся труднопроизносимые, длинные слова.

- Перед тем как начать читать мы должны потренироваться в чтении  этих слов

5. Тренировка в чтении трудных слов (тетрадь, задание I.1, с. 34).

   Прочитайте их про себя.

- А теперь читаем хором.

Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня

По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне

Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается

По-драть-ся – подраться – подраться с тигром

Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним

  Физкультминутка.

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

находить ответы на вопросы в иллюстрации

) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

 Чтение рассказа по частям.

Евгений Чарушин «ТОМКИНЫ СНЫ»

1

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

 Никита спрашивает у меня:

– Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

– Он сны видит, – отвечаю.

– А какие?

– Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны – про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

– Вот интересно-то! – говорит Никита.

- А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?

- Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами?  Кто является рассказчиком истории?

- Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.

- Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.

                                                      (Повизгивает, лапки)

- Вы хотите узнать, что было дальше?

- Давайте прочитаем II часть?   

Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…

2

Подошёл мальчик к Томке, глядит, как он спит.

А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. (Что же ему сейчас приснилось?)

Я и спрашиваю у Никиты:

– Чего же это он во сне видит?

– Понятно, – говорит Никита. – Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил. (А сейчас что ему снится?)

– Вот, – говорит Никита, – это Томка побежал.

– За кем побежал?

– Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял. (Отчего зарычал? Что же ему приснилось?)

– Проснись! – закричал Никита. – Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

– Кто, – спрашиваю, – съест?

– Тигр! Томка с ним подраться хочет. Тигр-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

2) Вопросы после чтения,

-Понравилось?

- Кто герои?

-Чьи же сны отгадывал герой?

Выборочное чтение.

- Почему на иллюстрации в учебнике  нарисовано несколько животных?

-Давайте перечитаем 2 часть и найдём ответ в тексте.

-Как реагировал Томка на зайца? На козу? На тигра?

-Как мы поняли, что это ему снится? (от  Никиты)

-А как сам Никита понял, что это снится Томке? (наблюдал, угадывал, фантазировал)

- Значит Никита какой? 

- А можно увидеть чужие сны?

- А Никита увидел, значит, он какой мальчишка? (фантазёр)

- Как Никита относится к Томке? (любит, заботится, переживает за него, волнуется, жалеет)

- Как мы это поняли? (Хотел спасти от тигра)

3)Как нам показать, что Никита переживает за Томку, как передать чувства и мысли героев? (при помощи интонации)

Эталонное чтение учителем.

Тренируемся читать выразительно.

Физкультминутка.

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

развиваем умение слушать и понимать других;

развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение знаний.

Работа с текстом после чтения.

- Какое по жанру произведение мы читали? (рассказ)

- Почему? (говорится о реальном событии, Состоит из частей, мало героев)

-Действительно это  рассказ и в нём Чарушин описывает события из жизни своего сына Никиты и себя.

– Сколько частей в рассказе?

- Давайте откроем тетради с. 34 № 2 и выберем самое точное название для каждой части.

- О чём 1 часть? 2 часть?

–часть № 2: - а почему Никита хотел разбудить Томку?

                     - значит Никита какой?

ТОУУ

ΙV. Рефлексия.

- За кем же наблюдал герой?  Было ли вам интересно?

- Что хотел сказать Евгений Чарушин, написав это произведение? (хотел показать, как интересно наблюдать за животным, что только  любящий и наблюдательный человек поймёт своего питомца и даже сны его сможет разгадать)  

Кто любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Сам автор рассказов для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке. А может быть у вас и дома есть книги Чарушина.

Продолжите предложение

Сегодня на уроке

я узнал…

мне понравилось…

мне было трудно…

я хотел бы…

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

Урок литературного чтения 1 класс Е. Чарушин "Томкины сны"

Анализ видеоурока Ссылка для просмотра видео: https://youtu.be/9Sz5cwnhuOI?list=UUWS7F8LPvYOjnrzmaSKnMMQ...

Разработка урока по теме "Е.Чарушин "Томкины сны" 1 класс

Разработка урока и презентации к нему с упражнениями по отработке навыков чтения....

Материал к уроку по теме "Е.И.Чарушин "Томкины сны""

Ссылка для скачивания: https://easyen.ru/load/chtenie/2_klass/material_k_uroku_literaturnogo_chtenija_vo_vtorom_klasse_tema_e_i_charushin_tomkiny_sny/389-1-0-73998Презентация составлена для самос...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Евгений Чарушин "Томкины сны" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Е.Чарушина «Томкины сны».Задачи ур...

Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин "Томкины сны", 2 класс, "Перспективная начальная школа"...