Урок внеклассного чтения по произвединиям Ф.А. Абрамова 4 класс
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Силантьева Елена Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Тема: Жизнь и творчество Федора Александровича Абрамова. 4 класс

Цели: познакомить с творчеством Ф.А.Абрамова

 Задачи урока:

 Образовательные: совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения; умение давать характеристику главному герою, сравнивать характеры героев одного произведения; учить подтверждать своё мнение фрагментами или отдельными строчками из произведения; умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка; делить текст на смысловые части, составлять план, использовать план текста для пересказа, умение видеть авторскую позицию.

Развивающие: умение обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы на основе полученной информации.

Воспитательные: воспитание любви к природе, стремления заботиться об окружающих людях, помогать им – делать добро    

Ход урока

Этап подготовки к восприятию и постановке учебной задачи

Чтение( наизусть) учащимися рассказов Ф. А. Абрамова

1 ученик

Лесная дорога

   Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые, как из бочки вышли.

   Лесная дорога – широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.

2 ученик

Сосны

   В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.

3 ученик

Ржаное поле

   Чем пахнет ржаное поле в жаркий день?

   Печеным хлебом, только что вытянутым из печи.

4 ученик

   Жаворонок

   Самая трогательная птица – жаворонок. Наивная и бесхитростная, как ребенок. И поет, т радуется, как ребенок. Простенько, но так чисто!

5 ученик

Картошка цветет.

   Опять вокруг моего дома собрались на свой лет ласточки, опять цветет и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветет картошка. Кажется, я в жизни не видал такой мощной травы и такого цвета. До окон поднялись картофельники.

6 ученик

Соловьи

Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.

7 ученик

Осеннее солнце

   Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров.

8 ученик

Пинега

   Утром вышел к реке и ахнул, не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, все в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика .Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

9 ученик

Тишина

   Теплый, солнечный день.

   Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.

10 ученик

Сентябрь

  Брусничным соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново – розовые  листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными березами.

   Лимонно – солнечные кустарники.

     Поле капустное. Иссиня морозные кочаны.

    Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной.

11 ученик

Первый снег

     Первый снег. Землю, как на праздник, накрыли чистейшей, белоснежной скатертью.

12 ученик

Утренняя заря

     Одно из самых величественных зрелищ – как разгорается утренняя заря зимой. Зарево – в пол - неба. Торжественно является солнце миру.

13 ученик

Где лето с зимою встречаются

     Встречаются ли лето и зима? Встречаются.

     Сегодня видел эту встречу за Щучьим озером: вверху летнее голубое небо, а внизу  - белоснежная зима.

14 ученик

Январь

     Запорошенные снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившееся стада оленей, вслушивающихся в тишину. А на лапах елей и сосен разные звери из снега: зайцы, медведи, лисы.

     Ночью пришло тепло, и дождем смыло с лап все зверье.

     И олени убежали.

15 ученик

Снегирь

Свист снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса.

16 ученик

Февраль

     В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром.

17 ученик

Зеленая весна

Удивительно разнообразие зеленого цвета весной! Светло – зеленые елки(новые побеги), дымчато – седой сосняк, зелено – скромная береза, серебристая зелень ивы, желтовато зеленый дубок, румяно – зеленый, красноватый клен… И только к середине лета все это растворится в едином океане.

18 ученик

Верба

     Цветущая верба среди иссиня – черных елей, как луч света в темном царстве.

19 ученик

Черемуха

     Погасли, отгорели ивы. Природа как бы в раздумье, как снова взяться за кисть, чтобы сотворить новую красоту. На очереди- черемуха – белая ярость, белый взрыв забродившей земли.

20 ученик

Комары

     В лесу к веселым радостным звукам прибавился еще один звук – назойливо – тоскливый стон комара.

21 ученик

Осина

     Осина, как журавли среди деревьев: все время курлычет.

     Осина – дерево нервное. .

Березка и другие шумят ветками, а эта каждым листочком.

О писателе.

 - Федор Александрович Абрамов – известный русский писатель – родился в деревне Верколе Архангельской области, на реке Пинеге.

   Все свои произведения он посвятил простым русским людям – стойким и душевно богатым, людям – труженикам. И, конечно, родной северной природе.

 - Вам было дано задание собрать материалы о жизни писателя.

 - Выберите и прочитайте 2-3 предложения. (Что вы узнали о Федоре Александровиче Абрамове)

( 1941 – 1945 – студент филологического факультета Ленинградского университета, ушел на фронт. После войны завершил образование Стал кандидатом наук. Заведующий кафедрой советской литературы. Первый роман «Братья и сестры»- 1958 год)

 - А теперь подвиньте к себе лист.

 - найдите на нем такие сведения о писателе, о которых мы еще не говорили. Что нового вы встретили?

Обратите внимание на постановку спектаклей по его произведениям.

(Спектакль по роману «Дом» - в Малом драматическом театре. – 20 лет в репертуаре театра. – Государственная премия. «Братья и сестры» - объездил почти все европейские страны, в США и Японии. Удостоин многих премий. «Лучший иностранный спектакль года» - Великобритания. Итальянская театральная премия.

 - Скажите, а почему мы говорим сегодня ( в феврале) о Ф.Абрамове? ( 29 февраля – день его рождения)

 - Ф.А.Абрамов писал: «Писать – значит творить добро».

 - Сегодня на уроке мы постараемся понять, что такое добро, как это понимал, объяснил, донес до нас писатель.

Этап самостоятельного восприятия произведения

Чтение «Из рассказов Олены Даниловны»

Первоначальное чтение

 Учитель, 3 учащихся

 Проверка первичного восприятия

 - Назовите героев рассказа.

 - Что запомнилось, понравилось?

 - Что узнали об Олене Даниловне.

 Этап прочитывания и анализа произведения

Повторное чтение

По – цепочке – по 1, 2 предложению.

 - А сейчас мы все вместе будем читать этот рассказ.

 - Мы уже знакомились с произведениями Ф.А.Абрамова. Это не первый рассказ, который мы с вами будем читать. Это и маленькие рассказики, которые мы читали вначале урока. По этим рассказам мы создали свои книжки. На уроке русского языка мы писали контрольное списывание, текстом которого  были его рассказы «Погожим летом» и «Закат». Читали рассказ «Несмышленыши»

 - И во всех рассказах отмечали особый язык писателя; особые слова и выражения, употребляемые жителями его деревни Верколе.И сейчас обращайте внимание на эти слова. Возьмите в руки карандаш и отмечайте эти слова и выражения. Используйте их при ответе на вопросы.

 - От чьего имени ведется рассказ?

 - Где происходят события, описываемые в рассказе?

 - Прочитайте, как выглядел домик?

- Что значит «неказистый»?

 - Подберите синонимы к этому слову. (некрасивый, невзрачный с виду)

 - А кто искал объяснение этого слова в толковом словаре?

 - Смогли объяснить и без словаря. Язык писателя понятен.

 - Почему «домик», а не «дом»?

 - Как он еще называется? (чтобы избежать повтора)

 - Дачка. Не «дача».

 - Понравился бы вам этот домик?

-А автору понравился этот домик?

- Какой глагол он употребляет» (влюбился)

- А существительное? ( благодать)

 - Что такое «благодать»? (очень хорошо, прекрасно)

 - Что же понравилось автору на этой дачке? Прочитайте.

 - Как автор передает, что птиц очень много? (в жизни не видел, мелочь)

 - Прочитайте, какие птицы там жили.

 - Что особенного подметил автор? (закоренелый, индивидуальный – тот, кто живет, в данном случае, отдельно от всех, индивидуально)

 - Дрозды – рябинники любят густолесье, а здесь вьют гнезда чуть ли не на песке.

 - Как вы думаете, почему автору понравилось это множество птиц, именно это он назвал «благодатью»? (Сам любил природу, все живое.)

 - Чему пытался автор дать объяснение? (Почему здесь селятся птицы.)

 - Как он это объяснил?

 - Правильным ли было это объяснение?-

 - Кто не согласился с этим объяснением?

 - Какой глагол употребил автор? (забраковал)

 - Как объясняет Вовка?

 - Это его мнение?

 = Как вы думаете, почему он так говорит? ( мнение окружающих)

 - Согласна бабушка с этим объяснением? Прочитайте. ( понапраслину возводить, ложное обвинение)

 -  Прочитайте, чем же она кормила птиц. (тем, которым в магазинах торгуют, особенный корм)

 - В этой части мы встретили описание бабушки. Прочитайте.

 - Художники, создававшие книгу по словесному портрету, сделали свой рисунок. Такой вы представляли себе бабушку? (тучная – полная – синоним – антоним?; веселые глаза – художник?; лучики – морщинки; белый платок, простая одежда; кружат птицы, тарелочка с кормом – приготовилась кормить)

 - Что мы узнали о ее характере? Доказывайте строками из рассказа. ( мягко выговаривала, не строго возражала, птички – ласковая, нежная; веселые глаза – веселая, жизнерадостная; чистейший платок – аккуратная, любит порядок)

 - Портрет внука. Зачитываем.. (Показ иллюстрации)

 - Есть что – то общего между бабушкой и внуком? ( веселый, улыбается; ласковый; вокруг птицы)

 - Почему же они похожи?

 - Добро делает и окружающих нас людей лучше, добрее.

 - В чем добро Олены Даниловны?

 - О чем рассказывается в этой части? ( история жизни, смолоду, живя послушницей – прислужник в монастыре, готовящийся к пострижению в монахи4 она полюбила все живое)

 - Как бабушка попала в монастырь? Прочитайте. (исправный – вполне годный)

- Нравилось ли ей в монастыре? Докажите это словами из текста. («строго, молодых нету» «света белого я не взвидела, хуже темницы всякой», «меня кто из темницы вызволит»

 - Какую работу выполняла в монастыре?

 - В чем же было спасение?

 - Почему она говорила с птичками? (скучала; «томить» - мучить, изнурять, «подворье» - огород, хозяйство при сельском доме, «так вот и жила со старухами за каменной стеной», «на волю вышла»)

 - Что мы узнали о бабушке из этой части? (нравилась матери – казначейше – «Оленушка»; «пощебечи» - ласковая, нежная, знала много стишков: Пушкина, Некрасова, Кольцова; получалось усыпить)

 - О каком добре мы узнали в этой части?

 - Прочитайте, что доказывает, что бабушка была доктором Айболитом?

 - кто живет в усадьбе Олены Даниловны? Прочитайте.

 - Как звали лягушку? (Василиса Прекрасная)

 - А черепаху? (Марья – торопыга)

 - Почему?

Иллюстрация. Изображение Василисы. – Как догадались?

  - Как вы думаете, какие чувства охватывали каждого, кто попадал в это птичье и звериное царство? (автор – благодать, влюбился) Выберите из данных слов.

                      восторг        изумление

                      ужас        восхищение

                      радость        страх

                      благодарность

(выговаривать – строгое словесное внушение)

 - Что же такое добро в понимании Ф.А. Абрамова?

 - Любить все живое.

 - Уметь заметить, кому нужна помощь.

 - В заботе.

Включение в систему знаний и повторение

«Несмышленыши»

 - В каком рассказе мы еще узнали о тех «бессловесных тварях», которым помогала бабушка?

 - Кому в этот раз помогла бабушка? О ком она заботилась? – Дома вы нарисовали рисунки к произведению. Составили план.

 - почему Олена Даниловна заботилась о бельчатах? («съел кто – то ихнюю матерь»)

 - Нравилось ли ей это?

 - «Горе с ними, моята одна» . О чем говорят эти строки?(трудно; несчастный конец, тяжело вспоминать)

 - Весь рассказ пересказывать не будем.

 - Давайте вспомним, как заботились о бельчатах Олена Даниловна и Вовка.

 - Посмотрите на план, он поможет вам вспомнить содержание рассказа.

План

  1. «Весной мы первое знакомство свели с белками.»
  2. «Котята на елушке»
  3. «Горе с ними, моята одна»

        а) «Съел кто – то ихнюю матерь»

        б) «Первое дело – люди»

        в) Ночной дозор

        г) «Матери нету – с голоду помрут»

        д) «Мертвый номер в цирке»

        е) «Страшная буря»

       ж) «А ему после этого дождя лучше стало?»

4. «Их осенью загубил Васька Шиш»

 - Из предыдущего рассказа мы сделали вывод: Олена Даниловна – добрая, заботливая и ее доброта и любовь распространяется на все, что ее окружает. На внука Вовку.

 - А что мы видим в этом рассказе? 

 - Что не только на людей,  но и на животных. Заботливый кот.

Рефлексия

 - Наш урок приближается к завершению.

 - О творчестве какого писателя мы говорили?

 - Почему?

 - Какие слова стали главными для нас на уроке?(Объяснили нам смысл его творчества)

 - А сейчас подвиньте к себе чистые листы.

 - Напишите вопросы по рассказам Ф.А.Абрамова, отвечая на которые, мы бы подтвердили, что писатель учит нас творить добро: дарить любовь и заботу окружающему нас миру.

 

 - Действительно ли произведения Ф.А.Абрамова, прочитанные нами, творят добро?

 - Чему они нас учат?

 - Изменили ли они нас?

 - Стали ли мы лучше, добрее, прочитав эти произведения?

 - Кому–то захотелось делать добро? (Мы  изменяем мир, делаем его добрее)

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Литературные сказки XIX века" 4 класс (ОС "Школа 2100") Тест.

Тест составлен  к уроку внеклассного чтения  по теме: "Литературные сказки XIX века"  4 класс.Программа "Школа 2100"...

Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающий мир в 3 классе

Тема: «Земля наш дом родной »( урок – конференция) Цель урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и...

Методическое пособие "Уроки внеклассного чтения в системе работы учителя начальных классов"

Выпускник начальной школы должен владеть оптимальными навыками чтения, которые характеризуются не только беглостью, правильностью, выразительностью, но и сознательностью. Таким чтением овладеть непрос...

Урок внеклассного чтения «Сказки А.С. Пушкина» 2 класс

Предлагается конспект урока по внеклассному чтению для второго класса. Тема урока - Сказки А.С.Пушкина....

Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс

Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс Учебник                 Л.Ф. Климанова, В....

Приложения к уроку внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс

Приложения к уроку внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс...

Портреты к уроку внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс

Портреты  к уроку внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс...