КТП по литературному чтению. Система Л.Занкова.1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по ФГОС. Система Л.В.Занкова. Литературное чтение. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ уроков. Тема (раздел), кол-во часов. | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Примерные календарные сроки | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | планируемые | факти ческие | ||
Глава 1. Книги - твои друзья (6 час) 1. Что такое книга. Книга в нашей жизни. С.Морозов, С.Маршак. Стихотворения | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме. Учебная презентация «С.Я.Маршак» | Личностные УУД доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; основы для эмоционального переживания художественного текста; основы для развития творческого воображения; интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. Регулятивные УУД принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. Познавательные УУД работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; выполнять логические действия (анализ, сравнение); выбирать книгу в библиотеке; уметь выделить и сформулировать познавательную цель; группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. Коммуникативные УУД проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями др. участников в процессе коллект. деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации (при помощи учителя). Создавать устное сочинение по иллюстрации. Озаглавливать иллюстрации. | ||
2. Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (По Д. Биссету) | Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Первичное представление о писателе, герое литературного произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям. Создавать устно небольшой текст: продолжение истории. | |||
3. Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма», «поэзия», «проза». Портрет поэта. Д. Хармс «Я проснусь...», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок) | Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. Учебная презентация « К. Чуковский «Мойдодыр» | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение, главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Характеризовать и сравнивать книги, приготовленные учителем или учащимися (одного автора, одно произведение разного издания и т.п.). Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. | |||
4. Связь книги с самыми разными сторонами человеч. жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. | Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения. Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. | Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. | |||
5. Ориентация в структуре книги. В. Берестов «Читалочка» | Ориентирование в структуре книги. Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворного текста. Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения. | Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения, анализируя использование разной интонации, паузы, темп. Ориентироваться в библиотеке. | |||
6. Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. В. Лунин «Я видела чудо» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Рефлексия, оценка своих знаний, полученный за определённый период учебного времени. | Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. | |||
Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов) 7. Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера, Г. Остер «Я ползу» | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов), ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице | Личностные УУД -доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; способность испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; основы для эмоционального переживания художественного текста; интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; любовь к природе родного края; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. Регулятивные УУД осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. Познавательные УУД работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; выбирать книгу в библиотеке; выделять события, видеть их последовательность в произведении; выделять в тексте основные части; выполнять логические действия (анализ, сравнение); группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; видеть особенности характера героя в литературном произведении; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. Коммуникативные УУД задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, используя текст, ориентируясь в специфике научного и художественного текстов. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. | ||
8. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд», скороговорки, загадки народные и авторские. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку) | Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам. | |||
9. Литературный герой, его имя, характер. «Винни Пух и все- все-все», К. Чуковский «Барабек» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, небылица). Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). Устное сочинение. Инсценирование. Оценка и самооценка инсценирования. Учебная презентация «Барабек» | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать жанровые особенности текста, находить в нем доказательства такой принадлежности. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях). | |||
10. Различение научного и худ. текстов. Худ. и научное описание. Угадайте-ка. Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели» | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Первичное представление о монологе. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста. | Характеризовать и сравнивать книги (как знакомые, так и незнакомые). Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (забавную азбуку). Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. | |||
11. Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. М. Яснов «Радость» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). | |||
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 час) 12. Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Учебная презентация «Л. Толстой» | Личностные УУД положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; способность испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. Регулятивные УУД понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | ||
13. Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался» | Использование простейших приемов анализа текстов. Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е.Чарушина, особенностями этих произведений. Первичное представление о характере героя литературного произведения. Представление о путях и способах поиска информации. | Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов. Пересказывать текст по картинному плану. | |||
14. Различение фольклора и авт. литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою. Первичное представление о малых фольклорных формах: потешке, прибаутке и побасенке. Образовательный диск | Познавательные УУД уметь выделить и сформулировать познавательную цель; уметь структурировать знания; группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; выделять события, видеть их последовательность в произведении; выделять в тексте основные части; выбирать книгу в библиотеке; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. Коммуникативные УУД задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Сравнивать авторские и фольклорные произведения, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. Анализировать средства, используемые автором для подчеркивания особенностей изображаемого, в том числе, форму произведения. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных учебником слов. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | ||
15.Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |||
16. Средства выражения авторского отношения к герою. А.Барто «Я одна ничья сестра…»,В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании. Ориентироваться на ленте времени. | |||
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 ч) 17. Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно...» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление об олицетворении (без введения термина). | Личностные УУД -способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; -умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; -способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; -умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; -позитивная самооценка; -стремление к успешности в учебной деятельности; -осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; -осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых. Регулятивные УУД понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. | Читать вслух стихотворение И. Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Воспринимать стихотворение Л. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. Создавать текст по заданным свойствам | ||
18. Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Аудиозапись рассказов Драгунского | Воспринимать произведение на слух. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. | |||
19. Определ-е эмоц. настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести- печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Расширение представлений с произведениями А.Барто, их особенностями. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонац. выделением ос-стей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. удар-я. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова | |||
20. Признаки художественного текста. Олицетворение как художеств. прием. В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления об олицетворении (без использования термина) Образовательный диск | Познавательные УУД уметь выделить и сформулировать познавательную цель; уметь структурировать знания; группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; выделять события, видеть их последовательность в произведении; выделять в тексте основные части; выбирать книгу в библиотеке; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. Коммуникативные УУД задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонац. выделением ос-стей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. удар-я. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст - художественный (формулируя цель и тему текста, анализируя выбор языковых средств). Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). | ||
21. Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки | Представление об олицетворении. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка сод-я текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. Образовательный диск | Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Воспринимать художественное произведение в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. Отвечать на вопросы по сод-ю лит. текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать авторск. и фолькл. произвед. Анализировать прием сравнения, используемые для подчеркивания особенностей изображаемого. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения) | |||
22. Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. | |||
23. Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели.», Р. Сеф «На свете все на все похоже…» | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. | Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | |||
24. Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В. Панова «Кто такой Сережа» (фрагменты) | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонац. выделением особ-стей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. удар-я. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. Характеризовать текст, анализируя выбор автором язык. средств для созд-я мягкого юмора текста, его лиричности. | |||
Глава5. Сказочные дорожки: твой путеводитель( 8 ч.) 25. Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…» | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление о русской народной сказке. | Регулятивные УУД понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. | Сравнивать авторские и фолькл. произ¬ведения по настроению, тональности. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логич. ударения. | ||
26. Сказки о животных. Русская народная сказка. «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса» | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. | Личностные УУД интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; способность испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; установка на здоровый образ жизни; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. Познавательные УУД уметь выделить и сформулировать познавательную цель; уметь структурировать знания; группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; видеть особенности характера героя в сказке; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям. | ||
27. Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Ориентироваться в структуре книги. Анализировать принадлежность произведения к жанру сказки. Выделять особенности русской народной сказки о животных. | |||
28. Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Отрывок из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису» | Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского). | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Анализировать средства, используемые в сказках и других фольклорных произведениях для подчеркивания их особенностей (в скороговорке - звукопись; в потешке - повтор слов, ритм, настрой). Выразительно читать стихотворные произведения, используя интонации, паузы, темп. | |||
29. Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «особенностях поэтического текста». Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |||
30. Законы волшебной сказки. Русская народная сказка «Гуси- лебеди» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция - троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве. | Коммуникативные УУД задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему. | ||
31. Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. | Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | |||
32. Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. С. Михалков «Прививка», частушки. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Образовательный диск | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения. Сравнивать и анализировать тексты, народные и авторские. Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста. | |||
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) 33. Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц- барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературн. героя». Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е.Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. | Личностные УУД интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; способность испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; установка на здоровый образ жизни; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая характер героя авторского произведения, сопоставляя с традиционным характером героя фольклорного произведения. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного. | ||
34. Различение художественного и научн. текста. К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. Представление о научно-популярной литературе | Регулятивные УУД понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. Познавательные УУД уметь выделить и сформулировать познавательную цель; уметь структурировать знания; группировать и классифицировать тексты по разным основаниям; воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; различать малые фольклорныежанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; видеть особенности характера героя в сказке; работать с информацией, искать информацию в учебных текстах. | Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | ||
35. Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Подбор рифм и эпитетов. Расширение читательского опыта. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. | |||
36. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. B.Берестов «Весенняя сказка», C.Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст», «олицетворение». Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Подбор заголовка к рассказу. | Личностные УУД положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и взрослых; способность испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики; способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; умение передавать свое эмоциональное отношение к произведению; позитивная самооценка; стремление к успешности в учебной деятельности. Регулятивные УУД понимать цель и смысл выполняемых заданий; понимать важность планирования своей деятельности; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий. Коммуникативные УУД задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов. | ||
37 Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя или подготовленное заранее учениками. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев. | |||
38. Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова. Учебная презентация «Н.Носов» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. | |||
39. Изобрази-тельные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…» | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство произведениями Ю. Мориц. | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Инсценировать стихотворение. | |||
40. Проверь себя. Что читать летом. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом. | Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/26/picture-27357.jpg)
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-52781-1613549579.jpg)
конспект урока по литературному чтению (система Занкова Л.В)
конспект урока по литературному чтению Чарушин "Волчишко"(развивающпая система Л.В.Занкова...
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-520716-1415522413.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению (система РО Л.В.Занкова)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-639648-1433252578.jpg)
Урок по литературному чтению для учащихся 2 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Сергей Козлов – писатель, автор сказок и поэт. «В небе туча хмурится».
Урок литературного чтения предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Исходя из общей цели обучения по данной системе на уроке решаются следующие зада...
Тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой) 2 класс
Уметь анализировать язык разных видов искусства: литературы, живописи и музыки, обнаружить поэтический взгляд на мир в прозаическом и поэтическом тексте; сравнивать поэтические образы речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-1012150-1518638939.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте (предметная область Литературное чтение, Система Л.В.Занкова) по теме "Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма"
Учитель: Захаренкова Елена ЭдуардовнаПредметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)Образовательная программа: Развивающая система ЗанковаКласс: 1Тип уро...