Сценарий урока А.Гайдар "Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Антоновская Ольга Владимировна

В данной работе представлен урок по произведению А.П.Гайдара "Совесть" для 2 класса по УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 А.П.Гайдар «Совесть»

Педагогическая цель: содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.

Планируемые результаты:

Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы, объясняют смысл названия, определяют свое отношение к прочитанному; сравнивают героев; читают по ролям, передавая состояние героев; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним.

Личностные: оценивают собственную работу: свои достижения, самостоятельность, инициативу; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, оценивают  конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают»  текст, выражая свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивают правильность выполнения учебных действий, внесенных корректив.

Познавательные: находят объяснение незнакомых слов в словаре.

Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения, оценивают свои переживания по поводу собственных поступков.

       

                                         Сценарий  урока

1.Орг. момент

 На уроке будь старательным, спокойным и внимательным

Все читай, не отставай, слушай и запоминай

Отвечай все четко, внятно, чтобы было всем понятно.

Если друг стал отвечать, не спеши  перебивать.

Как только он ответ закончит –

Смело можешь дополнять.

Итак, начинаем урок чтения, пожелаем друг другу успеха.

2. Стадия вызова.

На слайде предлагается сенквейн без первой строчки.

1.---------------

2.беспощадная, грызущая

3.мучает, стыдит, терзает

4.Это голос твоего сердца.

5.Судья.

- Определите первое слово сенквейна.

- Как вы думаете, что такое «совесть»?

(После ответов учеников зачитывается толкование из словаря)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Каким должен быть совестливый человек?

(Человек, который ведет себя достойно, правильно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей)

Знакомство с портретом писателя ( на слайде)

Посмотрите на портрет этого писателя. Может быть вы знаете кто это? Это А.П. Гайдар.

Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет.

(Человек одет в военную форму, но не такую как сейчас носят военные. Значит, мы можем сказать, что это человек другой эпохи. Открытый взгляд нам говорит о доброте и честности этого человека. Ясные и правдивые глаза очень внимательно смотрят на нас. А.П.Гайдар дарит с портрета нам свою согревающую улыбку. Высокий открытый лоб говорит нам о сильном, волевом характере этого человека.

Одним из замечательных качеств Гайдара была способность «ощупывать ребячью жизнь». Он очень любит своих героев, с которыми будет нас сегодня знакомить.)

3. Формулировка темы и постановка задач урока.

Попробуйте сформулировать тему урока и пользуясь опорными словами поставьте учебные задачи.

На слайде:

Познакомиться…( со сведениями из биографии А.П.Гайдара)

Прочитать…( произведение А.П.Гайдара)

Проанализировать…(поступки героев этого произведения)

4.Открытие нового знания.

Настоящая фамилия писателя голиков, а Гайдар – это псевдоним.

(Значение слова «псевдоним» вычитывается из толкового словаря.)

Сообщение детей:

Гайдар – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».

Родился 9 сентября 1904 года в городе Льгов курской губернии. Когда началась Первая Мировая война, он сбежал из дома , чтобы уехать к отцу на фронт, но его задержали и вернули.

Гайдар был рослым и крепким парнем. В 14 лет он командовал ротой курсантов, а в 17 лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В 20 лет Гайдар уходит из армии из-за ранения. Начинает писать свои произведения.

Лучшими автор считал «Р.В.С», «Дальние страны», «Школа», «Тимур и его команда». Когда началась ВОВ, писатель вернулся на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. 26 окт. 1941 года на Украине Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят

Он жил, как должен жить боец

И умер, как солдат.

5. Знакомство с произведением. С.94-95

Прогнозирование по названию

-О чем может быть рассказ с таким названием?

- Как вы думаете, он будет юмористический, серьезный, поучительный?

Словарная разминка.

Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть.

Прослушивание аудиозаписи и чтение детьми произведения.

6.Работа по содержанию тексту.

-Почему Нина решила не идти в школу.

-Это было правильное решение? Дети всегда в таких случаях так поступают?

-Понимала ли Нина, что она поступает плохо? Какие слова из текста вам об этом говорят?

-Какое у нее было настроение? Подтвердите словами из текста.

Давайте проведем исследование: Какое впечатление на Вас произвела Нина до встречи с мальчиком?

ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.

Выберите имена прилагательные, характеризующие Нину.

(Веселая, скучная, беззаботная, радостная, злая, грустная, легкомысленная)

7.Работа по углублению начатого произведения.

-Вопрос№2 из учебника.

-Знала ли Нина этого мальчика? Каким Вы себе его представляете? (словесный портрет)

-Как Вы думаете, каким тоном разговаривает Нина с мальчиком?

-Меняется ли настроение Нины?

-Чтобы Вы чувствовали, если бы с Вами разговаривали таким тоном? (чтение отрывка по ролям с соблюдением интонации)

-Давайте подберем слова, характеризующие мальчика. ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.

Выбор прилагательных (смешной, правдивый, лживый, добродушный, доверчивый, капризный)

8.Завершение работы по содержанию.

-Почему Нина решила помочь и провела его через рощу?

-Отчего девочка заплакала? (зачитать)

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание по группам.

1гр. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

2гр. Почему Гайдар назвал рассказ не «История с Ниной», а «Совесть».

3гр. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать?

4гр. Каким человеком станет Нина? Кто ей помог исправиться?

5гр. Какая из пословиц подходит к тексту?

-На обмане далеко не уедешь?

-Поспешишь людей насмешишь?

-Счастлив тот, у кого совесть спокойна?

9.Что чувствует Нина, когда осталось одна? ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.

Стыд, радость, обида, грусть, тяжесть на сердце.

10.Самостоятельная работа учащихся.

Расставьте данные предложения в нужном порядке, чтобы получился план-пересказ.

1. Разговор с малышом.

2. Встреча.

3. Невыученные уроки.

4. Угрызения совести.

5. В роще.

6. Съеденный завтрак.

(правильность восстанавливается на слайде)

11.Работа в парах.

На партах разрезаны предложения, дети собирают его.

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

Могут ли эти слова стать итогом сегодняшнего урока.

12.Рефлексия учебной деятельности.

-Какие учебные задачи ставили на уроке?

-Где можно применить новые знания.

У Вас на столах солнечные зайчики.

Зеленый зайчик - я всегда поступаю по совести.

Красный - по сегодняшнего урока я постараюсь всегда поступать по совести.

Коричневый – мне трудно прислушиваться к зову совести.

Приклеить свои зайчики вокруг солнышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...