Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Решня Вера Николаевна

конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 Решня Вера Николаевна

Урок литературного чтения в 1 классе

(Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема урока:  «Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя»

А. Барто «Я одна ничья сестра …», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В.Д. Берестов «Гляжу с высоты …», Л.Фадеева «Мне понравилось стоять»

Цель: овладение навыками правильного и выразительного чтения, осознанного восприятия и оценки содержания текста.

Задачи:

  1. Развивать умение определять главную мысль произведения, давать характеристику герою произведения, использовать простейшие приёмы анализа текстов, анализировать языковые средства для выражения отношения автора к герою
  2. Расширять словарный запас; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; ориентироваться на ленте времени
  3. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в группе; работать над развитием коммуникативных навыков; формировать самооценку учащихся, самостоятельность

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: положительное отношение к уроку литературы, эмоциональное восприятие поступков героев; формирование доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе; способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий

Познавательные: ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; понимать фактическое содержание текста; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; выполнять логические действия; видеть особенности характера героя в литературном произведении

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; уважать мнение собеседников; проявлять интерес к общению и групповой работе; входить в коммуникативную и игровую ситуацию

Предметные: овладение навыками осознанного, правильного выразительного чтения; использование простейших приёмов анализа текстов; рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени

Обязательные элементы содержания: Смысл заглавия. Сравнение позиции автора и его героя.

Термины «монолог», «диалог»

Средства наглядности.

У учителя: ЭОР, диск «Проверь себя», учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами»,  «Дерево радости».

У учащихся: ноутбуки (7 штук), учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами»,   набор разноцветных кружков, по одной фишке для оценки участников конкурса чтецов, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрые утро, друзья! Прежде, чем начать наш урок, пожелайте  друг другу добра.

 Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:

- Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если  будет трудно, я тебе помогу.

 - И я вам тоже желаю добра. А теперь пора  и за дело приниматься, ума-разума  набираться!

  1. Читательская разминка по пособию по чтению «Учись читать»

Цель: Развитие навыка чтения на материале словаря учебник, а именно: повышение слитности, скорости, выразительности, осознанности чтения.    ( с.22)  

  1. Введение в тему. Цель: Формирование  умения  целеполагания, представления о результатах деятельности.

- Послушайте выступление Маши С. и по выступлению постарайтесь определить,  чему сегодня будет посвящён наш урок литературного чтения.

Обида (Любовь Степанова)

 Славик взял у меня мяч

И с мячом помчался вскачь.

Я бежала, догоняла,

Но споткнулась и упала.

 На траве сижу и плачу,

Все колени содрала,

До чего ж плохой он мальчик -

Я сегодня поняла.

Д. – Маша прочитала стихотворение, значит, сегодня мы будем читать стихи.

Д. – Это стихотворение о том, что девочка упала, заплакала, ей больно! Она обиделась на мальчика.

Д. – Значит, мы будем читать о детях, об отношениях между детьми.

У. – Действительно, мы будем читать стихотворения разных авторов о детях, будем учиться на примере героев общаться друг с другом, будем учиться дружить. А в конце урока мы проверим наши знания по разделу.

  1. Открытие новых знаний.  Цель: Организовать открытие   новых знаний.  

УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

          Познавательные: определение критериев для сравнения;

          Коммуникативные: взаимодействие с партнерами, сотрудничество в сборе информации;

          Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию.

  1. – В.Орлов «Кто кого обидел первый …» с.49. – Не читая, определите, в какой форме написано это стихотворение? Докажите. (Это диалог)

- Прочитайте про себя и определите, между кем происходит разговор? (Разговор ведут три человека. Двое отвечают на вопрос третьего.)

- Прочитайте вслух. Почему вы улыбнулись? (Это юмористическая ситуация)

- Что делает происходящее особенно смешным?

Выборочное чтение.  (Одинаковость ответов делает ситуацию особенно смешной.)

- Присутствует ли при этом автор? Как поэт относится к мальчикам?

- Был ли повод для обид? (Возможно, ничтожный, или вообще не было.)

- Докажите. (Он очевидно настолько мал и неважен, что давно забыт в пылу ссоры.)

- Могли бы героями этого стихотворного диалога быть девочки?

- Как думаете, зачем поэт написал это стихотворение? (Нельзя обижаться по пустякам. Нужно уметь прощать обиды)

-  А как же тогда быть с обидой девочке из стихотворения Л. Степановой?

Д. – Не играть с ним. Девочка поняла, что он плохой.

Д. – А может быть он и не совсем плохой, просто решил поиграть, а девочка случайно упала.

Д. - Простить мальчика и не обижаться, ведь она сама упала.

(Выслушиваются разные мнения.)

У. – Присутствует ли при этом автор?

– Мы определили, что в данных стихотворениях отсутствует автор. Но в то же время мы чувствуем его отношение к своим героям. Почему? (В итоге  беседы дети читают информацию на с.48)

  1. – А. Барто «Я одна ничья сестра …»

Ознакомительное чтение про себя, вслух.

- В какой форме написано это стихотворение? (В форме монолога)

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени девочки)

- Найдите рифмы в этом стихотворении.

- Стихотворение смешное или грустное?  Тебе жалко девочку? Почему?

- Определим настроение текста, подобрав подходящую интонацию.

 - Представь себя этой девочкой... и прочитай или расскажи ее монолог выразительно. При этом сделай... (счастливое, злое, деловое...) лицо.

У. – Присутствует ли при этом автор? Нет. Но мы чувствуем по манере речи этой девочки авторскую оценку. На самом ли деле девочка так одинока и так уж враждебен к ней окружающий мир? Нет. Девочка явно преувеличивает своё одиночество. Это подчёркнуто троекратным повтором «одна, ничья, одна», троекратным повтором «цапнул, кусай, царапай» и повтором личного местоимения «я» в каждой строке.

3.     – Стихотворение В. Берестова «Обида» помещено в рубрику «Совет». - Подумай, о чём этот совет и почему он помещён после таких стихотворений.

- Какой вывод мы можем для себя сделать? (Нужно уметь прощать обиды и не обижаться по пустякам)

  1. Включение в систему знаний. Цель: . Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление. (Научились находить главное, систематизировать знания.)
  1. У. – Читая произведения, мы обращали внимание, что одни из них написаны в форме монолога, а другие  - диалога.

- На каких страницах учебника мы уже встречали примеры монолога и диалога? (Дети перелистывают страницы учебника, приводят примеры)

  • Предполагает ли монолог наличие собеседника, слушателя?

(В основном, да. Особенно в монологе ребенка, рассчитанном на слушателя: родителей, взрослого, сверстника. Если только мы не имеем дело с внутренней речью героя. В стихотворении Агнии Барто девочка обращается не только к коту, но «ко всему миру»).

  • Где труднее отличить точку зрения автора от точки зрения его героя: в монологе или в диалоге?

(В монологе. Например, лирический герой стихотворения Валентина Берестова «Обида» бесконечно близок автору.)

- В чем обнаруживается отношение автора к своим героям? (В монологе и диалоге отсутствует авторский комментарий, в котором можно вычитать авторское отношение к происходящему. Авторская оценка видна в выборе событий и манере речи героев.)

  1. Конкурс чтецов в свободной форме, где каждый читает любое из трех стихотворений или принимает участие в инсценировке, звучат и другие стихи по выбору учителя или учащихся, которые перекликаются с данными по этической проблематике: чувство обиды и как с ним бороться.
  • Стихотворение  «Давай мириться» (инсценировка)
  • Стихотворение  Вячеслава Лейкина «В последний раз»
  • А. Барто  «Совесть»
  • Б. Заходер «Никто» (инсценировка)

У.  - Я думаю, что каждый из нас, хотя бы раз, оказывался на месте героев этих стихотворений. И мы понимаем, что главное – не обижаться на других, а работать над собой.

- Оцените выступление своих одноклассников, вручив фишку тому, чьё выступление вам больше всего понравилось. Сначала это сделают девочки, а затем мальчики.  Выявляется победитель конкурса чтецов.

  1. Физминутка (дети выполняют в парах). - Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Систематизация знаний и повторение. Подготовка учащихся к подведению итогов урока  (Развитие коммуникативных навыков при работе в парах и группах).

  1. У. – Ситуации, о которых мы читали, говорили, происходили с героями в разное время дня. Но очень много времени вы проводите на уроках в школе. Людмила Фадеева написала для вас стихотворение «Мне понравилось стоять» о вашем сверстнике.

Стихотворение читает учитель.

- Почему вы улыбнулись?

- Почему же герою стихотворения так понравилось стоять?

- Каким можно назвать мальчика? (любит мечтать, наблюдательный)

- Как вам кажется, он ещё будет шуметь?

У. – Хочется верить, что такой внимательный и впечатлительный мальчик непременно научится вести себя уважительно к учителю и одноклассникам.

Работа в парах.  Задание:  Отметьте простым карандашом, какие строчки следует читать виновато, какие – мечтательно, задумчиво, какие – с удивлением или досадой? (Дети перечитывают стихотворение несколько раз)

Проверка. Выразительное чтение стихотворения вслух.

- Как думаете, зачем Л.Фадеева написала это стихотворение?

Д. - Я думаю, что нехорошо на уроках шуметь и мешать своим одноклассникам и учителю.

Д. –  Как бы ни было интересно за окном, нельзя отвлекаться на уроках и шуметь.

  1. Подводим итоги главы «Долина рассказов: тайна за тайной»
  • Работая в парах: учащиеся отвечают на вопросы на с.51.
  • Работа в группах:  выполняют задание по ленте времени.

-  Вместе с Федей Весёлкиным завершим подведение итогов главы работой на ноутбуках (диск «Проверь себя» - Проверка №3)

У. – Каковы результаты проверки? (Представитель группы озвучивает оценку работы на ноутбуке)    

VIII. Рефлексия. Цель: обобщение, фиксирование результатов деятельности во внешней речи.

  - Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

 - Какое задание  вам больше всего понравилось?

 - Что показалось трудным?

 - С каким настроением уходите с урока?

  1. Самооценка.

- Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости».  Дерево ценится плодами, а человек –делами. Наше дерево показало хорошие результаты работы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прил...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема: Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов. Цели урока: Познакомить учащихся с новыми звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами  Б, б, В, в; у...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....