Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова. Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих имён,   учит решать кроссворды и разгадывать ребусы,  учит выразительно читать и распределять роли в тексте,развивает коммуникативные способности, творческие способности, монологическую речь, логику, память, мышление, учит сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы, прививает любовь к книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  учителя начальных классов Носаревой Елены Викторовны

Открытый урок по обучению грамоте (чтение)

Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан».

Цели: - познакомить детей со старинными именами и историей имён,                                                                    учить решать кроссворды и разгадывать ребусы,  умение выразительно читать и распределять роли в тексте,

- развивать коммуникативные способности, творческие способности, монологическую речь, логику, память, мышление, учить сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы,

- прививать любовь к книге.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  2. Работа над темой.
  1. Разгадайте ребусы.

Ша           жда   

та           де

Наташа                       Надежда                 Вера                       Вова

- Что можете сказать о получившихся словах?

-Какое слово лишнее и почему? (Надежда – полное, Вера - ?, Вова –мужское)

-Назовите полные имена.

- Определите тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об именах, о том        , как они появились в Древней Руси.

- Давным-давно, более тысячи лет назад на Руси не было имён, а были клички и прозвища. Прозвища давали по каким-либо признакам. Если ребёнок родился в семье первым, его называли Первак или Первуня, вторым – Вторак, последним – Последышек.

Если у малыша был рыжий цвет волос, его называли – Рыжик, тот, кто много плакал – Плакса, хромого – Хромоножка и так далее.

Имена были заимствованы у других государств. Каждое имя обозначало что-либо. Например, Людмила – людям мила, Любомир – люблю мир.

Огромное количество имён было заимствовано в Древней Греции.             К ним относятся:

- Александр и Александра, а также  Алексей –в переводе обозначает «защитник  и оберегающий» 

Татьяна – устроительница.

А вот еврейские имена:                                                                                                Даниил – Бог мой судья

Илья – Крепость Господня.

Михаил – подобный Богу.

Анна - благодать,

Мария – госпожа.

Латинские имена : 

Константин – твёрдый, постоянный,

Максим – величественный,

Алевтина – сильная,

Диана – божественная,

Наталья – родная.

Персидские имена:

Кирилл – солнце или повелитель.

Дарья – сильная, побеждающая.

Германское имя

-Глеб – защищаемый Богом, доброжелательный и твёрдый.

И, наконец, славянские имена:

Лада – ладная, милая,

Светлана – светлая.

Мини- вывод.

- Что нового вы  узнали о своих именах?  (корни имени)

На парте раздаточный материал. Работа в парах.

(Женя, Валя, Саша, Катя , Вова, Света, Галя, Миша, Маша, Дима, Флор)

-Что общего у этих имён? (краткое имя)

-Назовите полные имена.

- На какие 2 группы можно разделить имена людей? (женские и мужские)

-Разложите  слова на 2 группы.

-Что вы заметили?

 -Какое слово лишнее и почему? (Света – 5 б., Флор – 1 слог)

-Что общего у остальных  слов? (двусложные)

-1 р.  -Выберите слова, соответствующие схеме:  

с

к

с

к

(Саша, Маша, Вова)  

-2 р.  -Выберите слова, соответствующие схеме:

с

к

з

к

(Катя, Галя, Женя)

-3 р. -Выберите слова, соответствующие схеме:

з

к

с

к

(Дима, Миша)

Работа с учебником с . 55. (напечатано на доске)

Капитолина – Капа

Евдокия – Дуня

Прасковья – Паша

-Прочитайте старинные имена .

-Встречались ли вы с ними и где?

Мини- вывод.

-С какими старинными именами вы познакомились?

Чтение и разучивание скороговорки С. Белорусца.                                   (Напечатано на доске)

Капин папа – капитан.

Капитана Капа

Называла папитан,

Потому что – папа.

-Кто такой капитан?

1. Мужчина или женщина. Офицерское звание в милиции или в рядах вооружённых сил.

2.Глава, руководитель спортивной команды.

3.Командир, начальник судна.

-У нас оказалось, что слово капитан имеет 3 значения. Значит,  данное слово…  (многозначное)

-Давайте попробуем предположить, кто у Капы папа: спортсмен, военный или моряк?

-Маша и Саша подготовили диалог. Как вы думаете, о ком идёт речь и почему?

Чтение текста (Я читаю. С.20).

-Ответ на интересующий нас вопрос мы получим, соединив буквы в алфавитном порядке. Откройте книгу «Я читаю» на странице 18. Найдите нижний рисунок. Возьмите в руки простой карандаш. Найдите  букву  А. Работаем.

-Кто  у  Капы папа?

Физминутка .

-Сейчас мы с вами будем мореплавателями. Мы будем путешествовать и наблюдать объекты с палубы нашего судна.  Если в слове, которое прозвучит встречаются вчера  изученные нами звуки, (к),(к), (п), (п), то мы машем руками, если нет, то приседаем. Будьте внимательны.

Кит, дельфины,  чайки, лебеди, буревестники, скалы, леса, пальмы, кипарисы, люди, причал.

Работа с учебником с . 55.

Команда корабля.

Чтение текста детьми по цепочке.

- Подчеркните в этом тексте имена людей и разделите их на слоги.

- Назовите имена, в которых есть мягкие согласные звуки. Какие они?

-Что указывает на мягкость предыдущего согласного звука?

-Почему не стали брать слово Даши?

- Чей папа кормит всю команду?

-Как называют повара на корабле?

-Чем занимаются матросы, радисты?

-Кто ещё служит на корабле? (боцман (командир у матросов), штурман                 (с картами), моторист-механик (обслуживание двигателя)

Кроссворд (учебник с. 55)

Работа в группах. Кто быстрее?

  1. Канат
  2. Парус
  3. Матрос
  4. Швабра

Мини- вывод.

-Чему учились, выполняя данное задание? (разгадывать ребусы, работать сообща)

-Обратите  внимание на картинке справа изображён встроенный шкаф. Что за этой дверью? (ПК- пожарный кран)

-Для чего он нужен? ( для тушения пожара в случаях воспламенения)

Работа над сказкой «Паук-капитан» . Книга «Я читаю.» с. 21.

Чтение текста детьми.

-Продолжите сказку.

Мини- вывод.

-Чему учились, работая с текстом «Паук-капитан»?  (выразительно читать,

сочинять)

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Что было наиболее интересным?

-Кто доволен своей работой?

-У кого всё получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [г], [г’], [д], [д’] и буквы Г, г, Д, д. Заклички. (Система Занкова)

Цель деятельности учителя: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], [д], [д’] и познакомить с буквы Г, г, Д, д; способствова...

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан».

Урок обучения грамоте 1 класс Л.В. Занков. Тема: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан». Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих имён,  уч...

Урок обучения грамоте по теме "Слог" УМК Л.В.Занкова

Урок обучения грамоте по теме "Слог"  УМК Л.В.Занкова...

Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....

Конспект + презентация урока обучения грамоте по теме «Буква З как знак для звуков [з] – [з’]» 1 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [з], [з,], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные:&bull...

Конспект урока обучения грамоте на тему: "Знакомство со звуками [д], [д’], буковой Д, д" 1 класс (УМК Начальная школа XXI века) + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о букве Д, д и звуках, которые она обозначает - [д], [д’]; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять з...

Конспект урока обучения грамоте по теме:"Буквы У, у, звук [у]".УМК "Школа России" 1 класс

Конспект урока по теме "Буквы У, у, звук [у]"разработан по предмету обучение грамоте для обучающихся 1 класса УМК "Школа России".  Задачи:Познакомить учащихся с буквами У...