Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 Конспект урока.

Сказки А. С. Пушкина.

Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Оборудование: выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-- С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (С русскими народными сказками.)

-- Почему они называются народными?(Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

-- Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока.

-- Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать?(Сегодня мы будем читать сказки А. С. Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.)

3. Постановка целей урока.

-- Сегодня вы познакомитесь со сказками А. С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

4. Изучение нового материала.

-- Чтение учителем:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

-- Из какого произведения эти строки?( Из поэмы Руслан и Людмила.)

-- А сколько сказок написал А. С. Пушкин?( Пять, шестая осталась не законченная.)

-- Как называется шестая сказка?( Медведиха.)

-- Перечислите название всех сказок Пушкина?( «Сказка о рыбаке и рыбке.», «Сказка о царе Салтане…», « Сказка о золотом петушке.», « Сказка о мертвой царевне…», « Сказка о попе и работнике его Балде.»)

В детстве Саша начал рано читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Радионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились ему на всю жизнь.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Радионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.

2. Рассматривание выставки книг.

-- Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали?( « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и работнике его Балде», « Сказка о мертвой царевне…», « Сказка о царе Салтане…», « Сказка о золотом петушке».)

-- Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках здесь добро торжествует над злом.

3. Чтение сказок.

-- Чтение начала сказки учителем. « Сказка о царе Салтане…».

-- Далее чтение сказки учащимися.

-- Какие волшебные чудеса происходят в сказке?( Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон-в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

-- Назовите отрицательных персонажей сказки.( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

-- Как наказано зло в сказках?( Злой коршун погиб.)

-- Как вы считаете, избежали ли наказание ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой?( Нет, потому, что правда открыта.)

-- А теперь послушаем « Сказку о мертвой царевне…»

-- Чтение начала сказки учителем.

4. Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите положительных героев сказки. ( Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

-- Чьи поступки осуждает автор?( Царицы, чернавки.)

-- Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. ( Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

-- Опишите внешний вид царевны и царицы. (Читаются отрывки.)

-- Всегда ли внешняя красота сопутствует внутренней?

-- Зачитайте отрывки о характере героинь.

-- Как зло было наказано в сказке?( Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

А теперь послушаем следующую сказку.

-- Чтение начала сказки учителем.( « Сказка о рыбаке и рыбке».)

-- Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите отрицательных героев сказки.( Старуха.)

-- Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом.( « Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)

-- Можно ли старика назвать положительным героем?( Да, он отпустил рыбку ни чего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старуху, не смеет сказать ей слова «поперек».)

-- Прочтите, как природа в образе моря осуждает желание старухи и бездействие старика?( « Море слегка разыгралось», « Не спокойно синее море», « Почернело синее море», « Видит, на море черная буря».)

-- Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?( Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

-- Теперь послушаем другую сказку.

-- Чтение начала сказки учителем.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

5. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? ( Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

-- Почему? ( Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

-- Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? ( Ненавистный, жадный, глупый.)

-- Прочитайте, как был наказан поп?

-- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?( Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

-- А теперь поговорим о другой сказке – « Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили? ( Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

-- За что был наказан Дадон? ( Он был не верен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

6. Закрепление изученного. Работа в парах.

Карточки для работы в парах.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - -- --- -- - -- - -- -- -- ---- - - - - - --

\ Карточка № 1

\ Соедините слово с его значением. Из какой сказки эти слова?

\ Вареная полба Крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

\ Светлица Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж.

\ Земляника Старинный женский головной убор.

\ Приданое Каша из зерен дикой пшеницы.

\ Рать Светлая парадная комната в избе.

\ Кичка Войско на Руси.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- --- -- -- -- -- -- ---- --- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- --

 

\ Карточка № 2

\ Соедините название сказки А. С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

\ «Сказка о попе и работнике его Балде» Елисей

\ «Сказка о мертвой царевне…» Дадон

\ «Сказка о золотом петушке» Столбовая дворянка

\ «Сказка о царе Салтане…» Сватья баба Бабариха

\ «Сказка о рыбаке и рыбке» Бесенок

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- --- -

\ Карточка № 3

\ Соедините название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

\ «Сказка о золотом петущке» Зависть

\ «Сказка о царе Салтане…» Жадность

\ «Сказка о мортвой царевне…» Скупость

\ «Сказка о рыбаке и рыбке» Лживость

\ «Сказка о попе и работнике его Балде» Корыстолюбие

\ Высокомерие

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- --

\ Карточка № 4

\ Зачеркните признак, не относящийся к признакам сказки.

\ Троекратный повтор, сказочный зачин, сказочная концовка, волшебные события, \ устойчивое сочетание слов, реальные события, волшебные предметы.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- - -- -- -- -- -- --

7. Итог урока.

-- Какая сказка Пушкина вам понравилась больше всего. Почему?

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта в течение всех школьных лет. Сказки Пушкина знают и любят люди из разных стран. Сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов.

8. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pushkina.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока.

                                Сказки А. С. Пушкина.

Цели урока:  ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Оборудование:  выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-- С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (С русскими народными сказками.)

-- Почему они называются народными?(Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

-- Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока.

-- Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать?(Сегодня мы будем читать сказки А. С. Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.)

3. Постановка целей урока.

-- Сегодня вы познакомитесь со сказками А. С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык  пушкинских сказок, их неповторимый  волшебный мир.

4. Изучение нового материала.

-- Чтение учителем:

          У лукоморья дуб зеленый,

          Златая цепь на дубе том:

          И днем и ночью кот ученый

          Все ходит по цепи кругом;

         Идет направо – песнь заводит,

        Налево – сказку говорит…

-- Из какого произведения эти строки?( Из поэмы Руслан и Людмила.)

-- А сколько сказок написал А. С. Пушкин?( Пять, шестая осталась не законченная.)

-- Как называется шестая сказка?( Медведиха.)

-- Перечислите название всех сказок Пушкина?( «Сказка о рыбаке и рыбке.», «Сказка о царе Салтане…», « Сказка о золотом петушке.», « Сказка о мертвой царевне…», « Сказка о попе и работнике его Балде.»)

В детстве Саша начал рано читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Радионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились ему на всю жизнь.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Радионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.

2. Рассматривание выставки книг.

-- Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали?( « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и работнике его Балде», « Сказка о мертвой царевне…», « Сказка о царе Салтане…», « Сказка о золотом петушке».)

-- Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках здесь добро торжествует над злом.

3. Чтение сказок.

-- Чтение начала сказки учителем. « Сказка о царе Салтане…».

-- Далее чтение сказки учащимися.

-- Какие волшебные чудеса происходят в сказке?( Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон-в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

-- Назовите отрицательных персонажей сказки.( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

-- Как наказано зло в сказках?( Злой коршун погиб.)

-- Как вы считаете, избежали ли наказание ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой?( Нет, потому, что правда открыта.)

-- А теперь послушаем « Сказку о мертвой царевне…»

-- Чтение начала сказки учителем.

4. Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите положительных героев сказки. ( Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

-- Чьи поступки осуждает автор?( Царицы, чернавки.)

-- Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. ( Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

-- Опишите внешний вид царевны и царицы. (Читаются отрывки.)

-- Всегда ли внешняя красота сопутствует внутренней?

-- Зачитайте отрывки о характере героинь.

-- Как зло было наказано в сказке?( Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

А теперь послушаем следующую сказку.

-- Чтение начала сказки учителем.( « Сказка о рыбаке и рыбке».)

-- Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите отрицательных героев сказки.( Старуха.)

-- Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом.( « Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)

-- Можно ли старика назвать положительным героем?( Да, он отпустил рыбку ни чего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старуху, не смеет сказать ей слова «поперек».)

-- Прочтите, как природа в образе моря осуждает желание старухи и бездействие старика?( « Море слегка разыгралось», « Не спокойно синее море», « Почернело синее море», « Видит, на море черная буря».)

-- Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?( Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

-- Теперь послушаем другую сказку.

-- Чтение начала сказки учителем.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

5. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-- Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? ( Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

-- Почему? ( Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

-- Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? ( Ненавистный, жадный, глупый.)

-- Прочитайте, как был наказан поп?

-- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?( Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

-- А теперь поговорим о другой сказке – « Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили? ( Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

-- За что был наказан Дадон? ( Он был не верен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

6. Закрепление изученного. Работа в парах.

                                          Карточки для работы в парах.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - -- --- -- - -- - -- -- -- ---- - - - - - --

\ Карточка № 1

\ Соедините слово с его значением. Из какой сказки эти слова?

\        Вареная полба          Крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

\       Светлица                    Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж.

\       Земляника                 Старинный женский головной убор.

\       Приданое                  Каша из зерен дикой пшеницы.

\       Рать                           Светлая парадная комната в избе.

\       Кичка                         Войско на Руси.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- --- -- -- -- -- -- ---- --- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- --

\ Карточка № 2

\   Соедините название сказки А. С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

\     «Сказка о попе и работнике его Балде»                 Елисей

\     «Сказка о мертвой царевне…»                               Дадон

\     «Сказка о золотом петушке»                                  Столбовая дворянка

\     «Сказка о царе Салтане…»                                   Сватья баба Бабариха

\     «Сказка о рыбаке и рыбке»                                   Бесенок

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- --- -

\  Карточка № 3

\   Соедините название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

\     «Сказка о золотом петущке»                                                       Зависть

\     «Сказка о царе Салтане…»                                                        Жадность

\     «Сказка о мортвой царевне…»                                                  Скупость

\     «Сказка о рыбаке и рыбке»                                                        Лживость

\     «Сказка о попе и работнике его Балде»                                   Корыстолюбие

\                                                                                                          Высокомерие

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- --

\   Карточка № 4

\    Зачеркните признак, не относящийся к признакам сказки.

\  Троекратный повтор, сказочный зачин, сказочная концовка, волшебные события,       \        устойчивое сочетание слов, реальные события, волшебные предметы.

\-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- - -- -- -- -- -- --

7. Итог урока.

-- Какая сказка Пушкина вам понравилась больше всего. Почему?

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта в течение всех школьных лет. Сказки Пушкина знают и любят люди из разных стран. Сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов.

8. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер" 3 класс УМК "21 век"...

конспект урока по литературному чтению А.С.Пушкина "Зимнее утро".

конспект открытого урока со слайдами презентации, как один из способоа проведения урока по чтению.На уроке была прведена подробная словарная работа и работа над выразительностью....

конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Тип урока: Урок развития знаний и уменийФорма урока: Заседание литературного клубаЦели урока:Обучение анализу произведения;●формирование умения характеризовать героев;●развитие речи, логического мышле...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Зимнее утро""

Данная разработка урока представляет собой конспект урока по литературному чтению для 3 класса в рамках УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...