Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100")
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Мелешкина Ольга Николаевна

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса (УМК "Школа 2100") полностью соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит необходимые разделы и элементы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritorike_3_a_klass.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по курсу «Риторика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. №373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 01.09.2012 г. Приказом № 446- од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.; авторской программы по «Риторике» Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- Изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011. -416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Программа «Риторика», 3 класс, с. 385-386.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно -методического комплекса):

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что:

- рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;

- обеспечивает достижение новых образовательных результатов;

- обеспечивает воспитание функционально грамотной личности;

- является инновационной, практико-ориентированной, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне;

- способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»;

- учит продуктивному чтению и работе с информацией;

- нацелены на развитие исследовательской деятельности учащихся;

- нацелены на осуществление духовно-нравственного воспитания учащихся.

В соответствии с учебным планом риторика изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Программа в 3-м классе  рассчитана на  34 ч. в год (1 час в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Рабочая программа по риторике  имеет целью  научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь,  и  способствует решению следующих задач изучения риторики на ступени начального образования:

- познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;

-осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Данная программа составлена для реализации курса риторики, который является частью непрерывного  филологического образования в основной школе  и разработан в логике современного филологического образования в его реальном функционировании, в основе которого

лежит коммуникация, общение, речь; внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

   Ключевая идея данной программы в том, что в основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико – ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий  на метапредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.                                             

Cпецифика курса риторики  заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, так как в основе всех учебных дисциплин лежит коммуникация и общение:  в единстве с курсами ”Русский язык“ и  ”Литературное чтение“ развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру и требует особой организации учебной деятельности школьников в форме классно-урочной и внеурочной деятельности. Курс риторики дает широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет).

Курс риторики играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона  курса риторики связана с  формированием коммуникативных способов деятельности.  В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Духовная сторона изучения курса риторики заключается в осмыслении и присвоении учащимися системы ценностей:

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Практическая полезность курса риторики обусловлена тем, что  обучающиеся овладевают правильной эффективной речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Без базовой  речевой  подготовки невозможно стать образованным человеком, так как общение, коммуникация являются основами  для успешного  взаимодействия людей в самых различных сферах деятельности.

Обучение риторике дает возможность развивать у учащихся такие риторические умения:

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

  • правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
  • уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;
  • соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

  • умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;
  • умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).

Филологическое образование вносит свой вклад в духовно-нравственное развитие личности ребенка, значительно повышает уровень речевого развития учащихся, культуру их речи и поведения, дает возможность сознательно отбирать речевой материал для разных видов общения.

Новизна данной программы определяется тем, что риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества».

При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологии продуктивного чтения; проблемно-диалогической технологии; технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме организации занятий по программам О.Холодовой  «Юным умникам и умницам»; «Олимпиады по русскому языку». А.О. Орг, Н.Г.Белицкая, «Развиваем способности детей». Н.К. Винокурова, «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Г.А.Бакулина.

           Формы контрольно – оценочной деятельности на уроке:

УО – устный опрос; Т – тест; ТР – творческая работа (сообщения, иллюстрировано – наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация)

Промежуточная аттестация по данному курсу не проводится.

Программа адресована обучающимся  3 а класса МБОУ СОШ № 13 с разноуровневой подготовкой. Рабочая программа учитывает специфику обучающихся данного класса. Рабочая программа актуальна для данного класса по следующим причинам:

- классный коллектив многонациональный;

- дети поступили в школу из разных ДОУ;

- 20% обучающихся имеют логопедические проблемы.

 Поэтому  многие обучающиеся  испытывают серьезные проблемы в общении, а значит,  курс риторики поможет детям уважительно относиться друг к другу, успешно общаться, толерантно относится к другим людям, улучшит их поведение.

   

Требования к уровню освоения обучающимися

(личностных, метапредметных и предметных) результатов

по риторике

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

-  оценивать свою вежливость;

- определять степень вежливости при общении людей (вежливо -невежливо - грубо);

-  осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

   Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

-  определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

-  осознавать разнообразие текстов (жанров),  продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

-  продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

-  перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

-  осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

-  анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

-  продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

- знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,  схему; репетировать выступление и т.д.;

- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

-  в предложенных коммуникативных ситуациях,  опираясь на изученные правила общения,  выбирать уместные,  эффективные речевые средства.

   Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

-  приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-  реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

- знать особенности диалога и монолога;

- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

- пользоваться основными способами правки текста

Содержание учебного предмета «Риторика»

34 ч (1 час в неделю)

Общение.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и другие выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Текст. Речевые жанры

 Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.


Учебно-тематический план по риторике

Тема

Кол-во

часов

Практические работы

I

Раздел

«Общение»

17

1

 Наука риторика  

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

2

Учимся говорить

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

3

Похвала (комплимент)

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).

4

Слушаем, вдумываемся

2

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н).

5

Учимся читать, писать

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

6

Вежливое общение

2

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

II.

Раздел «Текст»

17

1

Разные тексты

2

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

2

Правильная речь

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

3

Правила успешного пересказа

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

4

Поздравляю тебя… Вас…

2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

5

Учись объяснять и доказывать

2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

6

Что общего - чем отличаются

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

7

Подведем итоги

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Итого

34 часа


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по риторике.

Учебно- методическое обеспечение для обучающихся.

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Учебно- методическое обеспечение для учителя.

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Ладыженская Т. А. и др.

Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2. — Изд. 2-е, доп. и перераб. / Т.А. Ладыженская и др. -  М.: Издательство «Ювента»; ООО «Баласс»;  2011. — 128 с: ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Материально – техническое обеспечение.

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет)

Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

                                   http://school-collection.edu.ru

                                   http://window.edu.ru

                                   www.edu.ru


Календарно-тематическое  планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во

часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

Общение (1 часть – 17 часов)

Тема 1: «Наука риторика»   Всего часов 4

1

07.09

1.1 Проверь себя.

Урок обобщение. Урок-диалог.

1

Чему учит риторика.

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Оформлять свое высказывание в соответствии с речевыми нормами

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/211844/

2

14.09

1.2 Что мы помним о речевой ситуации

Комбинированный урок. Урок-диалог.

1

Элементы речевой ситуации. Адресат-адресант.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://sagand.moy.su/news/prezentaciju_na_temu_govorim_o_pravilakh_obshhenija/2013-06-26-123

3

21.09

1.3 Твои речевые роли (повторение)

Урок открытия новых знаний. Урок-диалог.

1

С разными людьми мы общаемся по разному, речевые роли.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи  

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-ritoriki-po-temedialog-i-monolog

4

28.09

1.4 С какой целью? Зачем? (Задачи общения)

Урок рефлексии. Урок-диалог.

1

Речевые задачи.

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://infourok.ru/material.html?mid=2106

Тема 2: «Учимся говорить»   Всего часов 5

5

05.10

2.1 Неподготовленная речь.

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Неподготовленная  речь, ее признаки. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://netedu.ru/node/9281

6

12.10

2.2 Подготовленная речь.

Урок открытия новых знании.

Урок-диалог.

1

Подготовленная устная речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ritorika-3-klass-podgotovlennaya-rech

7

19.10

2.3 Приемы подготовки. Урок открытия новых знании.

1

Приёмы подготовки.

Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ritorika-3-klass-podgotovlennaya-rech

8

26.10

2.4 Говорим подробно, кратко

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Высказывания краткие и подробные. Схема высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-ritoriki-po-temedialog-i-monolog

9

02.11

2.5 Говорим подробно, кратко

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Высказывания краткие и подробные. Схема высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-ritoriki-po-temedialog-i-monolog

Тема 3: «Похвала (комплимент)»   Всего часов 1

10

16.11

3.1 Похвала (комплимент)

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Этикетные жанры: похвала (комплимент)

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://festival.1september.ru/articles/104145/

Тема 4: «Слушаем, вдумываемся»   Всего часов 2

11

23.11

4.1 Слушаем, вдумываемся.

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д.

Называть задачи слушания.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/urok-ritoriki-2-klass-slushaem-i-staraemsya-ponyat-0

12

30.11

4.2 Слушаем по -разному

Урок открытия новых знаний.

1

Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.school2100.ru/upload/iblock/2ff/2fff55ca9134b60e3a715c32cb5e906b.pdf

Тема 5: «Учимся читать, писать»   Всего часов 3

13

07.12

5.1 Читаем учебные тексты.

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-6988

14

14.12

5.2 Учимся писать, редактировать.

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.proshkolu.ru/user/Gor154/file/2031836/

15

21.12

5.3 Как правильно исправить текст? Правка текста.

Урок открытия новых знаний.

1

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами .

Владеть разнообразными приемами редактирования текста

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/521453/

Тема 6: «Вежливое общение»   Всего часов 2

16

28.12

6.1 Что такое вежливость

Урок открытия новых знаний.

1

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо.

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://festival.1september.ru/articles/516244/

17

18.01

6.2 Добрые дела - добрые слова. Урок открытия новых знаний.

1

Речевой этикет. Добрые слова – добрые дела.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://festival.1september.ru/articles/413759/

Текст (2 часть – 17 часов)

Тема 7: «Разные тексты»   Всего часов 2

18

25.01

7.1 Проверь себя. Тексты разные нужны.

Комбинированный урок.

1

Текст. Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-6988

19

01.02

7.2 Диалог и монолог.

Урок открытия новых знаний.

1

Текст. Речевые жанры. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-i-prezentaciya-k-uroku-ritoriki-po-temedialog-i-monolog

Тема 8: «Правильная речь»   Всего часов 3

20

08.02

8.1 Пиши правильно!

Комбинированный урок.

1

Правильная и хорошая (эффективная) речь.

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/577531/

21

15.02

8.2 Произноси правильно!

Урок рефлексии.

1

Нормы – что это такое. Зачем они нужны.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/577531/

22

22.02

8.3 Употребляй слова правильно!

Урок рефлексии.

1

 Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/urok-ritoriki-v-3-kl-vezhlivost-i-dobrota

Тема 9: «Правила успешного пересказа»   Всего часов 4

23

01.03

9.1 Пересказ

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста.

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения .

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/214374/

24

15.03

9.2 Выбери нужное (выборочный пересказ)

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.

Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.podsekay.net/inside/katalog/uroki-ritoriki-3-klass.html

25

22.03

9.3 Цитата в пересказе.

Комбинированный урок.

1

Цитата в пересказах, её роль.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-3-klass/11/

26

05.04

9.4 Кратко о книге (аннотация)

Комбинированный урок.

1

 Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://www.zavuch.info/methodlib/324/49301

Тема 10: «Поздравляю тебя… Вас…»   Всего часов 2

27

12.04

10.1 Поздравляю… Кого?

С чем? Как?

Желаю… Кому? Чего? Как?

Урок открытия новых знаний.

1

Этикетные жанры: поздравление (устное и письменное).

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://festival.1september.ru/articles/568944/

28

19.04

10.2 С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!

Урок рефлексии. Урок-диалог.

1

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

В предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч, ТР

http://www.zavuch.info/methodlib/62/34440/

Тема 11: «Учись объяснять и доказывать»   Всего часов 2

29

26.04

11.1 Рассуждение  

Вывод в рассуждении

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении.

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://www.openclass.ru/node/339822

30

03.05

11.2 Правило и цитата  в доказательстве

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

 

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/-argumentacija-na-urokakh.html

Тема 12: «Что общего - чем отличаются»   Всего часов 3

31

10.05

12.1 Сравни и скажи

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Сравнительное описание с задачей различения и сходства.

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://festival.1september.ru/articles/417057/

32

17.05

12.2 Правила сравнения.

Урок открытия новых знаний.

Урок-диалог.

1

Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры.

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/urok-ritorika-3-klass-sochinyaem-zagadki

33

22.05

12.3 Как строятся сравнительные тексты

Комбинированный урок.

Урок-диалог.

1

Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Реализовывать сравнительное описание разными способами .

Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

текущий

самоконтроль/взаимопроверка

УО, Ч

http://pedsovet.su/load/143-1-0-6991

Тема 13: «Подведем итоги»   Всего часов 1

34

24.05

13.1 Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали на уроках риторики»

Урок обобщение. Урок-диалог

1

Изученный материал за 3 класс

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры.

итоговый

тест

http://pedsovet.su/load/143-1-0-6991




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...