Конспект урока по теме : Звук [э]. Буквы Э э.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Непомнящих Татьяна Николаевна

Разработка урока по теме : Звук [э]. Буквы Э э. Научить  распознавать звук [э] и соответствующую букву; давать характеристику звука [э]; правильно писать строчную букву э; делить слова на слоги; находить в слове ударный звук; давать полный ответ на поставленный вопрос; работать в группах; оценивать  результаты своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук [э]. Буквы Э э. 54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока   по  чтению (обучение грамоте)

Тема урока: Звук [э]. Буквы Ээ.

Программа: Перспектива

Класс: 1Б класс

Дата: 15 октября 2014 года

 Цели:

  • познакомить учащихся с новым звуком  [э] и буквами Э э;
  •  научить читать слова с ними;
  • Научить печатать буквы Э э.

Задачи урока:

  1. Учить распознавать звук [э] и соответствующую букву, давать характеристику звуку  [э], правильно писать строчную  э;
  2. Закреплять умения выполнять звуко- буквенный анализ слов, делить слова на слоги, находить в слове ударный звук, ориентироваться на строке;
  3. Работать в группах, оценивать свой результат;
  4. Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса;
  5. Создать благоприятные условия для формирования умений слышать и слушать, формулировать ответ.

 Формирование УУД: распознавать звук [э] и соответствующую букву; давать характеристику звука [э]; правильно писать строчную букву э; делить слова на слоги; находить в слове ударный звук; давать полный ответ на поставленный вопрос; работать в группах; оценивать  результаты своей работы.

Наглядность и ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, презентация

Использованная литература:

  • Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; Рос. Акад. Наук, Рос. акад.  Образования, изд- во «Просвещение».. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  • Рабочая тетрадь «Мой алфавит» 1 класс. Пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова. – 4-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 63с.: ил. (Перспектива).
  • Электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

- Давайте «расшифруем »для себя слово урок.

- Назовите то полезное, что вы унесёте с урока, на каждую букву этого слова.

-Например: У-ум, умиротворение, учёность, усилие, упорство, умение, удовольствие;

                    Р- радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост;

                    О- отзывчивость, общительность, обаяние, обучение,  обязательность, оживление;

                    К- красоту, количество, критику, компетентность

II.   Эмоционально – волевая регуляция.

- Что должен уметь делать отзывчивый человек? (Утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться.)

Отзывчивый – легко отзывающийся  на чужие нужды, готовый помочь

Игра «Отзывчивое облако»

- Вы все – отзывчивые облака. Каждый должен придумать подарок жителям Земли.

Например: - Я подарю девочки пушистую подушечку.

                   - Я полью засыхающий росток.

III.   Развитие речевого аппарата

  1. Артикуляционная разминка.

-Резко надавить кулачками по надутым щекам.

      2.  Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Листопад»

-У вас на партах лежат листочки.

 - Поднимите листочки : у кого берёзовые?, у кого кленовые? ,у кого дубовые?.

-Как назовём одним словом? – (Осенние).

 -Подуйте на листья так, чтобы они полетели, закачались.

-Положите листочки на ладошку. Сделайте вдох носом, выдох ртом.

    3. Работа над дикцией.

- Произнесите скороговорку внятно и медленно.

-  Произнесите с вопросительной интонацией и с интонацией удивления.

Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.

IV. Актуализация знаний.

( На доске записаны буквы печатные и письменные)   (А, О, У, И, Ы).

- Что вы видите на доске?  (Знаки изображения звуков - буквы.)

- Что нужно сделать, чтоб они зазвучали? («Включить речевой аппарат».)

- Давайте послушаем, как они звучат? (Хоровое чтение)

- В чём сходство этих звуков? (Они все гласные.)

- Какой звук называется гласным?

- Придумайте слово со звуком [а] в начале слова, со звуком [о] в середине, со звуком [и] на конце.

- Сколько гласных звуков вы уже знаете? (5)

V. Мотивационно- целевой этап.

(Учитель читает стихотворение)

- Послушайте внимательно стихотворение.

Элла, Эмма, это, эх,

Эскимо, экспресс, поэт,

Элеватор, эскалатор,

Эхо, эму, экскаватор!

- Что вы заметили? (Во всех словах стихотворения есть новый гласный  звук.)

- Какой это звук? (Звук [э] ).        

- Что вы можете рассказать об этом звуке?

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Унать новые сведения о звуке [э], составлять звуковые схемы слов, научиться писать соответствующие буквы).

VI. Работа по теме урока.

1. Работа по «Азбуке» (стр.74)

- Какую машину вы видите на «волшебном» рисунке? (экскаватор)

- Что такое экскаватор?  (Землеройная машина).

- С каким звуком нас  знакомит этот рисунок (показать картинку экскаватора).  (Со звуком  [э]).

- Что можно сказать о нём? (Это гласный звук.)

- Какой буквой он обозначается на письме? Найдите её на «волшебном» рисунке.

- Покажите букву э на ленте букв

- Разгадайте ребус. (Эму)

- Кто такой эму? (австралийский страус)  (показать картинку)

( Все составляют на партах, один составляет у доски, около стола, затем выставляет на доске.)

-Чего в  ней не хватает?  (деления на слоги)

- Выполните деление на слоги.  

- Сколько слогов получилось?  (2) Почему?  (два гласных звука) 1 Слог? ([ э]) Сколько в нём звуков? (1) 2 слог? ([му]) Сколько в нём звуков? (2)

2. Работа  в прописях «Мой алфавит» (стр.15)

- Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Эму,  эхо.)

-Охарактеризуйте звуки этих слов.

- Сколько слогов в словах эму, эхо? (По два слога.)

- Почему буква э написана красным цветом? (Она обозначает гласный звук.)

- Чем похожи и чем отличаются буквы? (По написанию - похожи,  размером  - отличаются)

- А в жизни на что похожа буква э . (Показать картинки)

-Напишите печатную заглавную букву Э по образцу, ориентируясь по стрелкам.

- Когда заглавной  буквой будем пользоваться?  (Заглавная для начала предложений и имён собственных.)

(Аналогичная работа проводится по написанию печатной  строчной  буквы э.)

-Рассмотрите письменную строчную букву э в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? (полуовал и горизонтальная прямая)

- Чем письменная буква отличается от печатной? (Наклоном.)

- Откуда начинают писать  э?

- Обведите образец.

( Написание элементов в воздухе за рукой учителя), затем в прописях.

Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

- Подчеркните самую одну красивую букву, которая у вас получилась.

VII.  ФИЗМИНУТКА

- Я говорю слово, если есть звук [э], встать, нет – сидеть .

Ручка , эхо, парта, вода, Эдуард, пакет, стакан, этажерка.

- Мама на кухне стирала бельё, а котик сидел и смотрел на неё…………

VIII.  Продолжение работы по теме:

1. Работа по «Азбуке» (стр.74)

                                      Загадка

Никто его не видывал, а всякий слыхивал.

- Кто может прочитать?

- Попробуем все вместе.

- Что записано? (загадка)

- Кто знает отгадку? (эхо)

-Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где?
- Что это такое? (отражение звуковой волны)

  Физминутка.   Поиграем в «ЭХО»

Азбука стр. 74

- Что кричат дети? ( лук, мак)  Что отвечает эхо? (-ук, - ак)

2. Работа  в прописях «Мой алфавит» (стр.15)

- Прочитайте , что на доске написано. (оэ, уэ)

-Сейчас мы с вами будем писать букву э в соединении с другими буквами

оэ, уэ.

- Посмотрите, я вам покажу.  оэ (Самостоятельно прописывают в прописях.

Аналогично уэ

-Вкрапление соединений уэ,оэ в слова дуэт, поэт.

X .  Итог урока.

Рассказ по опорной схеме

- Какие умения вы преобрели?

                                          УЗНАЛ

Я                     НАУЧИЛСЯ

                       ЗАПОМНИЛ

  1.                    УДИВИЛСЯ

- Какие были поставлены цели? (Распознавать звук [э] и соответствующую букву; давать характеристику звука [э]; правильно писать строчную букву э; делить слова на слоги; находить в слове ударный звук; давать полный ответ на поставленный вопрос; работать в группах; оценивать  результаты своей работы.)

- Кто достиг эти  цели?

Молодцы!  

-Кто захочет может выполнить дома задание внизу страницы.  Разгадайте  ребусы.

-Поставьте галочку.

     - Спасибо!  Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Конспект урока по теме "Звук и буква П"

В данном материале размещены конспект  к уроку "Обучения грамоте" в 1 классе УМК "Планета знаний" по теме" "Звук и буква П"...

Конспект урока по теме "Звуки и буквы"

Конспект урока по теме "Звуки и буквы" 2 класс...

Конспект урока на тему «Звук [ш]. Буквы Ш, ш»

Конспект урока на тему «Звук [ш]. Буквы Ш, ш»...

Конспект урока на тему"Звук и буква д" (УМК"Школа России"1 класс)

Цели деятельности учителя: Закреплять правильное произношение звука [д] [д`], познакомить детей с правописанием строчной буквы «Д д», работать над развитием умения учащихся связно и последовательно ст...

Конспект урока по теме "Звуки и буквы".

Конспект урока по теме "Звуки и буквы"...

Конспект урока по теме "Звуки и буквы".

Конспект урока по теме "Звуки и буквы"...