Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности.
статья по чтению (1 класс) на тему

Лим Наталья Викторовна

Доклад по литературномучтению "Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности.

        Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об  отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

Ещё В.А.Сухомлинский отмечал, что « Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

          Научить ребёнка читать - важнейшая задача уроков литературного чтения.

На уроках  ставлю перед собой задачу слить работу над развитием техники и интереса к чтению с приобщением детей к искусству художественного слова.

Помогают решить эту задачу учебники Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Азбука»;  «Я читаю? Я читаю. Я читаю!» - тетради к «Азбуке»; З.И. Романовской « Живое слово»; «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.

Выразительное чтение является необходимой частью урока, одним из ведущих звеньев в системе работы по развитию воображения, мышления и речи детей, одним из средств, помогающим им активно проявлять себя в речевой деятельности.

        При выработке выразительного чтения детей обращаю внимание на:

  1. Соблюдение знаков препинания.
  2. Паузы логические и психологические (не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения).

Логические паузы – для выделения наиболее важного слова в предложении.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.

  1. Смысловое или логическое ударение и интенсивность речи.

В предложении или сложном словосочетании одно из слов выделяется с большей силой или изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово.

        4. Темп и ритм чтения (особенно важен при чтении стихотворений).

        5. Интонация.

В это широкое понятие входит использование всех средств выразительности. В интонации выделяются паузы (перерывы в произношении), мелодия голоса (т.е. разного рода повышение и понижение голоса), ударения разных видов.

        В повседневной жизни интонация говорящего зависит от его стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушающему, с тем, чтобы воздействовать на него. Одну и ту же фразу в зависимости от того, что хочет выразить говорящий, можно произнести с различной интонацией. От того, с какой интонацией произнесена та или иная фраза, то или иное слово текста, зависит то, как они будут восприняты слушателем.        Знакомимся с интонацией с первых уроков обучения грамоте.

- «Мама пришла». – Произнесите это предложение радостно.

- А теперь как будто ты спрашиваешь.

- А теперь обычно, как сообщение.

- Слышите, как меняется ваш голос? Изменение голоса называется интонацией.

         Или, например, играя в «театр» читаю  фразу из сказки «Три медведя»:

- Кто ложился в мою постель и смял её? – без интонации.

Спрашиваю:

- Кто из героев произносит эту фразу? (У детей появляются разные варианты ответов, к одному решению прийти не могут).

Читаю ту же фразу с угрожающей, резкой, злобной интонацией, и дети быстро  определяют героя. Прошу произнести её так, как её произносит каждый из героев сказки.

Дети с удовольствием выполняют задание, изменяя интонацию.

        Наблюдаем на уроках и за постановкой логического ударения, которое подчёркивает слово, являющееся наиболее важным в предложении. Такое ударение может быть на разных словах, в связи с чем меняется и смысл предложения.

         Приведу такой пример. Вместе с детьми, осуществляем следующие наблюдения:

- Каким по интонации является предложение «Нина мыла лимон». (Повествовательным)

- Можно ли его сделать вопросительным?

(- Да: «Нина мыла лимон?)

-  Как можно ответить на этот вопрос? ( - Да, Нина. Или просто: «да», «нет»).

-  Можно ли иначе задать вопрос? (- Можно. Нина мыла лимон? )

-  Как на него ответить? (- Да, мыла. Или « да», «нет»).

- Задайте вопрос так, чтобы я могла ответить: « Да, лимон». ( Нина мыла лимон?)

- Как мы понимаем, о чём нас спрашивают? (Мы это слово произносим с наибольшей силой.)        

          Стараюсь обращать внимание на то, что вопросительное предложение надо читать с вопросительной интонацией, а восклицательное – с восклицательной.  

        И, в то же время, наблюдаем за тем, что вопросительное предложение может иметь десятки оттенков, зависящих от смысла вопроса, а восклицательное предложение в разных случаях можно прочитать по-разному. Примером этому является стихотворение Г.Сапгира «Футбол» в Букваре.

Сказала тётя:                Сестра сказала:                

- Фи, футбол!                - Ну, футбол…

Сказала мама:                А я ответил:

- Фу, футбол!                - Во, футбол!

         При обучении грамоте провожу и такие упражнения, обучающие выразительному чтению:

1. Читаем текст: «Дима ловил жуков. Они жужжали.

                         - Ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

- Прочитайте так, чтобы все почувствовали, что вам очень жалко этих жуков.

- Произнесите так, будто всем весело: и Диме, и жукам, потому что они играют.

- Прочитайте первое предложение так, чтобы было понятно, что именно Дима ловил жуков, а не Лена или Петя.

2. При проведении речевой гимнастики выполняю с детьми и такие упражнения:

- Закройте глаза, представьте, что вы едите вкусное мороженое. Прочитайте так, чтобы все почувствовали, какое оно вкусное.

- Вспомните самый радостный (грустный) момент из своей жизни. Прочитайте так, чтобы мы грустили и радовались вместе с вами.

- Изобразите, читая, хитрую лисичку (глупую ворону, ленивого кота).

- Прочитайте слово «мама».

- Прочитайте его так, будто вы зовёте свою маму, которая от вас далеко.

- Вы поранили пальчик, жалуетесь маме, вам больно.

- Вы очень любите свою мамочку, прочитайте так, чтобы все поняли это.

3. Задания в процессе чтения какого-либо произведения:

- Постарайтесь передать красоту первого снега; радость людей, которые видят, как сказочно преобразилась природа.

- Давайте вслух «полюбуемся» картинами природы.

        Словом, у выразительной речи и чтения непременно должна быть эмоциональная «подкладка». У чтеца или рассказчика должны быть:

- осознанное отношение к тому, что изображается;

- ясная цель сообщения или чтения; и учёт того, кому читается произведение.

        А всё это достигается, если ребёнок правильно воспринимает читаемый текст, его идею. Выразительно передать содержание или прочитать художественное произведение младший школьник может только при условии понимания произведения и установления личного отношения к прочитанному.

        Анализ произведения имеет огромное значение для правильной передачи его при чтении. Он даёт возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) всё то, о чём рассказывает автор, помогает определить своё отношение к событиям и действующим лицам, наметить задачу чтения.

         В анализе произведения стараюсь идти от учеников. Стараюсь задавать такие вопросы, чтобы они будили мысль детей, затронули их чувства. Только тогда ученики эти чувства «покажут» при чтении произведения. Примеры таких вопросов:

- Что вы услышали, поняли из моего чтения?

- Что можете сказать об этом произведении?

- Какая осень у поэта?

- Почему осень грустная и скучная?

- Что можете сказать о самом поэте?

- Как думаете, зачем автор написал это произведение?

- Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так, о жизни этого героя?

- Какие мысли, чувства, убеждения, представления он хотел передать своим читателям?

- Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели? Докажи.

- Подтверди своё мнение строчками из текста.

        Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения, как отмечал С.И Поварнин, возможно только при перечитывании.

        Перечитывание текста – этот тот приём, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.

- Перечитайте, как произошло, что Ваня взял сливу, что с ним происходило в этот момент.

- Докажите, что Ваня боролся со своим желанием.

- Прочитайте, что происходило за столом, особо обратите внимание на состояние Вани.

(Л.Толстой «Косточка»)

- Докажите строчками из  стихотворения, что Мороз богат. (Н.А.Некрасов «Мороз воевода»

- Какой фрагмент текста убедительнее всего говорит о том, что лягушке нравилась погода. (В.Гаршин. «Лягушка-путешественница»)

- С помощью каких слов и выражений поэт наполняет картину летнего утра красками, делает её не просто цветной, но какой-то драгоценной? (С.Есенин. «С добрым утром!»)

         Стараюсь приучать детей вчитываться, «вглядываться» в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны. Стараюсь доказать, что художественное слово незаменимо. Ведь автор выбирает именно то слово, при помощи которого создаёт определённый художественный образ. Заменить авторское слово нельзя. Примером таких слов служат образные слова и выражения: эпитеты, метафоры, сравнения и обычные глаголы, и существительные, несущие образную нагрузку.

         Большое значение имеет работа с синонимами. И опять же главное внимание учеников направляю на то, что слова синонимического ряда не заменяют друг друга.

 Объясняю, показываю своим ученикам ёмкость художественного слова: оно не только вызывает яркое представление о событии, о предмете, но и передаёт отношение автора к изображению. Например,  Н.Некрасов в стихотворении «Саша» словосочетанием «смеётся голубка» передаёт не только радостное настроение девочки, но нежность, любовь к ней; любование девочкой поэта и няни.

Стараюсь довести до детей, что помимо простого значения, в слове есть ещё тот смысл, тот подтекст, который надо открыть.

        На первых порах это делают дети с помощью учителя или сам учитель. А открыв смысл слов, да и всего произведения, дети сами найдут нужную интонацию.

        Интонация возникает непосредственно, и ей не надо учить, а при необходимости передать «чужой» текст, интонацию надо найти.

        Чтение, идейно-образный и языковой анализ произведения – средства поиска интонации.

Приучаю детей сравнивать, сопоставлять различные произведения, поступки, характеры и др. с аналогичными жизненными ситуациями или своими собственными; предлагаю детям домысливать следующие события рассказа.

- Как вы понимаете смысл выражения «винить обстоятельства»? Может быть, был случай в вашей жизни, когда вы стали рассуждать точно так же, как эта лисица?

( Эзоп. «Лисица и виноград»)

- С какой басней Эзопа можно сравнить басню И.Крылова «Лев и лисица»?

- сравните осень у Плещеева и у Пушкина.

- Знакомо ли тебе это состояние природы? Сталкивался ли ты с ним в жизни? Если да, то когда, где? При каких обстоятельствах?

- Когда бы ты мог захотеть прочитать эти стихи вновь? В каком случае? В какой обстановке?

Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении, пережил сам эти события, поставил себя на место героев, представил ясно, чётко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.

        Найдя нужную интонацию, ребёнку надо уметь передать её при чтении, а точнее, не бояться передать её.

Очень важно, чтобы ребёнок доверял своим мыслям. Чувствам, и, в свою очередь, мог без страха доверить их учителю, классу. Решающую роль при этом играет психологическая атмосфера в классе, которая определяется тоном, стилем общения учителя с детьми и детей между собой.

        Стараюсь не дёргать детей постоянным исправлением ошибок в их речи.

        Никогда не обсуждаем в классе, кто лучше читал. Ставлю вопросы следующим образом: «Что передал Петя в своём чтении?», « Какой представила зиму Лиза?», «Что особенно хорошо передала Оля, что она себе хорошо представляет?»

Подчёркиваю, что каждый из учеников передал при чтении что-то своё.

Выразительное чтение, когда оно идёт не по формальному пути – здесь сделай паузу, там воскликни, вырази радость, тут понизь голос и т.п. является действенным средством индивидуального понимания и объяснения произведения.

Большую роль играет чтение учителя. Читаю детям для того, чтобы объяснить что-то, выразить глубинный смысл произведения, передать отношение автора, заразить учеников чувствами. Стараюсь, чтобы моё чтение было адресовано и к уму, и к чувствам учеников одновременно. Для этого надо знать, для чего читаешь произведение, что хочешь донести детям, что стараешься объяснить им своим чтением.

        Стараюсь читать естественно и искренне, не фальшивя, не играя и не становясь в позу декламатора. Всегда помню, что не просто читаю, а объясняю произведение детям.

        Чтобы дети поняли смысл того, что хочет донести автор, иногда использую разночтение – читаю одно и то же произведение по-разному: рубящим, обычным тоном; и выразительно, останавливаясь, выделяя паузами, интонацией те слова и выражения, в которых скрыт особый, глубокий смысл.

        И дети сами делают правильный вывод, какое чтение им понравилось и почему.

        Часто, если чувствую. Что произведение особенно затронуло души ребят, могу спросить: «Перечитать ещё раз?» или: «Какие места вы бы хотели услышать ещё раз?»        

При обучении младшего школьника выразительности речи и чтения соблюдаю постепенность, помню о сложности задачи и о том, что выполнять её надо в комплексе с другими задачами урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.И. Оморокова Совершенствование чтения младших школьников. – М. 1997.
  2. Е.Д. Дмитриева. Выразительное чтение. – М. : Просвещение, 1975.
  3. З.И  Романовская  Обучаем по системе Л.В. Занкова. – М. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица оценивания по развитию читательских умений в 3 классе.

В 3 классе по УМК " Школа 2100" в литературном чтении есть урок практикум по развитию читательских умений. Детям предлагается самостоятельно прочитать рассказ  В. Бианки " Неслышимка" и дать отве...

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

Сборник текстов и оценочных материалов для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для 2 класса

В сборнике представлены тексты и оценочные материалы для формирования и проверки читательских умений по литературному чтению для учащихся 2 класса....

Развитие читательских умений как условие формирования функциональной грамотности младшего школьника

Статья о развитии читательских умений с упражнениями по развитию функциональноо навыка техники  чтения....

Учебные задания, направленные на формирование всех групп читательских умений

Для формирования читательской грамотности учителю необходимо организовать работу со всеми группами читательских умений, при этом учитывая разные возможности учащихся....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

laquo;Игру не зря называют королевой детства,при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого».С.Ш. Шацкий...