Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению

в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»

Цели урока:

  • Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

  • учить выразительно читать стихотворение;

  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

  • определять настроение автора и свои чувства,  возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

  • учить детей умению рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

  • развитие речи, образного мышления школьников.

 

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы еще раз обратимся  к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого  знакомились во 2 классе.

- Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине?

- Какие его стихи мы читали ранее?

(Беседа с учащимися)

Учитель:

- А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик.

(Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта)

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах.                                                           (Слайд № 1)                                                                             

2. Постановка целей урока совместно со школьниками:

Учитель: 

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи.           (Слайд № 2)

 3. Знакомство с новым материалом.

Учитель:

- Я прочитаю стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.          

Чтение стихотворения учителем.                        (Слайд № 3)

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

 - Какое настроение поэт хочет передать нам в  этом  стихотворении?

4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями.

 

    Беседа по вопросам:

- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное,  весёлое, праздничное, радостное, спокойное,  мечтательное, грустное?  

- Обоснуйте свой ответ.

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?

- Как вы думаете, почему?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

Совместный вывод: лирические стихи отражают не  события, а душевное переживание поэта, его настроение.

Совместный  вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.     (Слайд № 4)

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

 - Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).

6. Работа по развитию речи (словарная).

На обратной стороне доски написаны слова:

  • роса медвяная – ароматная, с запахом мёда
  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом
  • проталинка – место, где частично растаял снег, и оголилась земля
  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
  • обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
  • вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно
  • под кручею – под обрывом, крутым спуском

Учитель: 

- Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.

Учащиеся по желанию читают стихотворение.

7. Анализ лирического стихотворения.

 Учитель:

- О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе)

- Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы)

Учитель:

- Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение?

- При  помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

- Найдите их в тексте.

Учащиеся:

черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей,  зелень золотистая, волной гремучею.

Учитель:

- Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Учитель: 

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха?

- Какое значение вкладывает поэт в эпитет  «черемуха душистая»?

Вывод учащихся: 

цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.

Учитель:

- Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

 - Попробуем доказать, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении.

Беседа по вопросам:

-Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?

-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

Учитель:

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?

Учащиеся: серебряный ручей.

 

Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

 Чтение  стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

8. Закрепление. Дифференцированные задания по группам.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действия, события, природа, поступок?

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки.

Вопрос 4. Что удивляет автора?

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение?

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете для этого?

Вопрос 7. Нарисовать устную иллюстрацию ко всему тексту.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения?

Ответы учащихся на вопросы

9. Дифференцированное домашнее задание.

Для всех школьников: 

- Выучить  наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха».

- Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь.

По желанию:

- Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Для чего нужна такая работа со стихотворением?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...