«Как мудрость в жизни помогает».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

совершенствование навыка чтения, обучение приемам понимания текста, совершенствование умения вести диалог; воспитание уважительного отношения к старшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_mudrost_v_zhizni_pomogaet.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как мудрость в жизни помогает».

Цель: 1) совершенствование навыка чтения;

            2) обучение приемам понимания текста;

            3) совершенствование умения вести диалог;

            4) воспитание уважительного отношения к старшим.

Тип урока: 1-й урок работы с новым текстом.

Технология продуктивного чтения.

Этапы урока

Содержание урока

  1. Актуализация знаний.

Ход урока.

I. «Мудрым никто не родился, а научился». (слайд №1)

УЧ. -- Произнесите пословицу:

--- шепотом;

--- скороговоркой;

--- во время чтения выделите голосом

   МУДРЫМ  НИКТО   НАУЧИЛСЯ

Уч.   – Что такое МУДРОСТЬ?  (слайд №2)

   МУДРОСТЬ – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. ( по щелчку)

Уч.  --- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

( о мудрости)

Тема урока: «Как мудрость в жизни помогает». (слайд №3)

УЧ.  – Какого человека можно назвать мудрым?

Дети:  -- Пожилого человека, который прожил долгую жизнь?

      --_- Вас можно назвать мудрым?

Дети: Нет, мы ещё маленькие, нет жизненного опыта.

     --- Афанасия можно назвать мудрым?    Почему?

Дети: Нет. Он младший домовой.

УЧ.  – Во все времена люди уважали ум, мудрость. У каждого народа есть сказки о мудрости, о том как ум помог человеку в трудные минуты.   Сегодня продолжим путешествие с Афанасием и познакомимся еще с одной сказкой.

  1. Работа с текстом до чтения. (прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации)

Уч.  --- откройте стр. 5.       --- Как называется сказка?

Дети: «Мудрый старик».

     ---- Кто ее сочинил?

Дети: Народ.

(сказка в переводе с татарского языка «ЗИРЭК КАРТ).

--- О чем мы узнаем, читая сказки разных народов?

Дети: О том, как они жили, их обычаи и т.д.

  --- Посмотрите на иллюстрацию. --- Кто эти мужчины?

Дети: Старик и мальчик, юноша…

--- О чем может быть эта сказка?

Дети: О старике и мальчике…

  1. Работа с текстом во время чтения (использование приемов понимания текста)

Чтение сказки.

1-й, 2-й абзацы читает уч.

УЧ. --- Кто такой падишах? (слайд №4)

(Правитель страны, султан» (по щелчку)

--- Как понимаете слово «ЖЕСТОКИЙ»? (слайд №5)

Дети: беспощадный, злой…(по щелчку)

--- Почему падишах считал, что от старости нет никакой пользы?

Дети: Старики ничего не могли делать, ни строить….

--- Согласны ли ВЫ с ним?   Почему?

Дети: Нет. Они могут помочь своими советами.

После 1-й части (дети читают по цепочке):

--- Почему юноша прятал своего отца?

Дети: Он его очень любил, отец помогал ему своими советами.

--- Как падишах и его визири доставали драгоценный камень?

(Визирь – (слайд №6) министр, приближенный падишаха) (по щелчку)

---  Где же он был?

Дети: В гнезде.

--- Почему юноша не сказал падишаху правду?

Дети: Испугался за отца, что его казнят.

--- Почему только старик смог разгадать место нахождения камня?

Дети: Потому что он был мудрым.

Чтение 2-й части ( самостоятельно про себя).

УЧ. --- Почему визири решили сжить юношу со свету?

Дети: От зависти.

--- Сколько еще загадок ему надо было отгадать?

Дети: Две.

-- Какие?

(Дети в тексте находят загадки и отгадки)

--- Как юноша смог их разгадать?

Дети: Ему подсказывал отец.

--- Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался?

Дети: Потому что он был молодой.

--- Что понял падишах и почему отменил свой жестокий указ?

Дети: Понял, что без стариков не обойтись, что они тоже бывают полезны.

--- В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

Дети находят в тексте и читают.

--- Чему нас учит эта сказка?

Ответы детей: уважительно относится…

ВЫВОД. Эта народная татарская сказка учит многому: уважительному отношению к старости, благодарности за то, что старики делятся с молодыми своим жизненным опытом. Молодым надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать их мудрость, уроки жизни. (слайд №7)

  1. Работа с текстом после чтения (обобщающая беседа, возвращение к названию, имени автора, иллюстрации. Творческое задание)

УЧ. --- Согласны ли ВЫ с тем, что прочитанное произведение сказка?

Дети: Да.

---- Что здесь сказочного?

Дети: Зачин, троекратный повтор, концовка, добро побеждает зло…(слайд №8)

---- Кто герои этой сказки?

Дети: Люди.

----  Почему не происходят различные чудеса?

Дети: Нет волшебных предметов.

УЧ,   --- Сказка «Мудрый старик» бытовая сказка. От слова – быт – повседневная жизнь. В ней главные герои – люди. В их основе лежат смешные и поучительные истории, взятые из жизни. (слайд №9)

--- Какая пословица могла бы служить названием сказки: (слайд №10)

                 КОРНИ СТАРЫЕ – ВЕТКИ НОВЫЕ. (по щелчку)

                УМ  -- ХОРОШО, а ДВА – ЛУЧШЕ. (по щелчку)

(вторая пословица)

УЧ. --- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. (вставанием показывают кто как оценил).

Домашнее задание. (слайд №11)

1). Подготовиться к чтению по ролям.

2). Проиллюстрируйте эпизод сказки, который вам особенно понравился.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Предмет: литературное чтение.  Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Приказ № 470 от 16.11.2016 "Об участии в городском смотре-конкурсе поискового материала «Дерево мудрости, дерево жизни, мы его ветви, мы его мысли»

Об участии в городском конкурсе поискового материала "дерево мудрости,дерево жизни,мы его ветви,мы его мысли"...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...