Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Герасимова Наталья Сергеевна

Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что  данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только материал к уроку литературного чтения по Букварю Л.Е.Журовой и А.О.Евдокимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_znakomstvo_s_bukvoy_m_m.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

УМК: «Алгоритм успеха» («Начальная школа XXI века»)

Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова

Класс: 1 «Г»

Учитель: Герасимова Наталья Сергеевна ГБОУ «Школа №998»

Тема урока: знакомство с буквой «М, м»

Тип урока: открытие нового знания

Цели: познакомить с новой буквой и звуками, которые она обозначает;

систематизировать знания о звуках речи; о гласных звуках и написании букв гласных после твердых и мягких согласных звуков;

продолжить работу над звуковым анализом слов;

учить детей слоговому чтению с учетом последующей гласной

Планируемые результаты образования:

Предметные: дети узнают букву «М, м» и звуки, которые она обозначает;

научатся выполнять звуковой анализ слов «Маша» и «Миша»;

научатся читать плавно по слогам;

Метапредметные:

Познавательные: продолжится работа над выполнением логических операций: анализ и обобщение (при звуковом анализе слов);

Регулятивные: учить детей принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные: учить детей высказывать свое мнение; учитывать мнение других людей.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная

Оборудование у учителя:

  • карточки с буквами  е, о, а, у, ы, и, я, ё, ю, э, М, м; звуковые карточки: синего, красного, зеленого цветов; абак; учебник «Букварь» ч.1 (учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч/Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова – 2изд.дораб.- М.: Вентана-Граф, 2011г)

Оборудование у учащихся:

  • карточки с буквами гласных звуков; учебник «Букварь»; конверты с карточками для звукового анализа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Постановка

учебной задачи

Актуализация знаний

Изучение нового

выделение звуков [м],[м,] и знакомство с буквой «М, м»

Физкультминутка

Чтение слогов и слов с буквой «М, м»

Рефлексия (подведение итогов урока)

словесный метод,

мотивация учебной

деятельности

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Будем учиться читать. Те ребята, которые догадались, о какой букве пойдет речь, должны помнить, что мы не выкрикиваем с места, чтобы не помешать сделать открытие тем детям, которые с буквой не знакомы. 

задает вопросы с целью актуализации знаний

- Прежде чем познакомиться с новой буквой, давайте сначала вспомним, что мы уже знаем, чтобы использовать эти знания.

- На какие две группы делятся звуки речи?

- чем гласные звуки отличаются от согласных звуков?

- Сколько гласных звуков мы знаем? Назовите их.

 - Расставьте буквы в нужной строке:

      а  о  у  э  ы

      я  ё  ю е  и

- Какими буквами обозначается звук [а]?

Расставьте буквы в нужной строке.

- Какими буквами обозначается звук [о]?

Расставьте буквы в нужной строке.

- Какими буквами обозначается звук [у]?

- Какими буквами обозначается звук [э]?

- Какой буквой обозначается звук [и]?

- Какой буквой обозначается звук [ы]?

- Назовите буквы гласных звуков, перед которыми согласный звук звучит твердо.

- Назовите буквы гласных звуков, перед которыми согласный звук звучит мягко.

- Это знание пригодится нам сегодня, когда мы будем учиться читать.

беседа, организация звукового анализа слов «Маша» и «Миша»

- А теперь вы готовы к знакомству с новой буквой.

- Вспомните, как мы знакомимся с новой буквой. Что мы для этого делаем? (Звуковой анализ слова)

- Откройте Букварь на с.62

- Кого вы видите на картинках?

- Что делает девочка? Придумайте предложение про девочку, опираясь на картинку.  Придумайте предложение про мальчика, опираясь на картинку.

- Ребята, у этих мальчика и девочки есть свои имена.

Девочку зовут «Маша», а мальчика – «Миша».

- Давайте послушаем, как звучат имена ребят и выложим их имена с помощью цветных фишек.

- Посмотрите, какой знак находится на полях? Что он обозначает? (Надо выполнить звуковой анализ слов и поставить все известные буквы).

- Произнесите слово «Маша». Выделите 1 звук в слове. Назовите звук.

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

- Произнесите слово «Маша». Выделите 2 звук в слове. Назовите звук.

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

- Прочтите, что у нас получилось. [ма] Слышим звук [а]. Какой перед ним согласный звук? Какая буква гласных звуков вышла на работу?(«а») Поставьте карточку с буквой «а».

Аналогично выделяются остальные звуки с словах «Маша» и «Миша».

- Произнесите еще раз слова «Маша» и «Миша» и послушайте их первые звуки.

- Какой 1звук в слове «Маша»? «Миша»?

- Это звуки гласные или согласные? Почему?

-Оказывается, звуки [м] и [м,] обозначаются одной буквой «М, м» (эм).

- Повторите название буквы.

- Назовите звуки, которые она обозначает.

- На что похожа буква?

(учитель также просит выйти двух детей и взяться за руки, чтобы запомнить образ буквы)

- Давайте выберем букву для слов «Маша» и «Миша».

- Какую букву надо поставить в начале этих слов: «М» или «м»?

- Почему вы так решили?

- Встаньте, пожалуйста. Когда вы услышите в слове звук [м], то хлопните в ладоши, когда услышите звук [м,], присядете.

(мачта, миска, муха, мышка, мишка, дом, маяк, гномик, мама, мел, мех, мыло)

- Сейчас, ребята, мы будем учиться читать.

- Как называется буква?

- Какой твёрдый звук она обозначает?

- Какой мягкий звук она обозначает?

-Как вы думаете, от чего зависит, какой звук мы произнесём при чтении [м] или [м,]?

- Поделимся на две группы: одна группа ребят, которые еще не умеют читать или делают это неуверенно, читают со мной, пользуясь абаком.

самостоятельная работа группы учащихся

- Другая группа ребят читают стихотворение Г.Виеру на с.62

Учитель помогает учиться читать детям, которые этого еще делать не умеют, предложив алгоритм (используя абак).

- Читать надо плавно. Рассуждать надо так:

Буква «а» - читаю твёрдо  [ма].

Буква «я» - читаю мягко [м,а].

И т.д.

- А теперь послушаем, как ребята, умеющие читать, подготовили чтение стихотворения.

беседа после прочтения

- Какие буквы знал бык?

- Какие буквы знал кот?

- Какую букву новую узнали мы?

- А какую новую букву узнали мы?

- Какие звуки она обозначает?

работа в парах

- А теперь давайте почитаем друг другу в паре.

- I вариант читает 1 строку слогов на с.62 своему товарищу в паре;

- II вариант читает 2 строку слогов на с.62 своему товарищу в паре.

- Итак, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки обозначает буква «М»?

- Перед какими гласными буква «М» обозначает твёрдый согласный звук [м]?

- Перед какими гласными буква «М» обозначает мягкий согласный звук [м,]?

- Молодцы. Вы работали дружно. Спасибо за урок, но звонок еще не прозвенел, и я хочу предложить вам одну работу.

самостоятельная работа

- Откройте тетрадь «Я учусь писать и читать» на с.36

- Обратите внимание: на этой странице два задания: первое мы с вами называем «Сыщики».

- Что надо сделать?

- Далее надо вставить в окошки новую букву и прочитать получившиеся слова.

Второе задание предложила Мудрая Сова.

- Это задание называется «Шифровальщик». Надо определить, где должна находиться буква, поставить ее на свое место и прочитать слова.

- Вы можете выбрать для себя одно из этих заданий и выполнить его. А можете, если захотите, выполнить оба задания.

- Молодцы, а теперь давайте проверим, что у нас получилось.

- Какую букву вы вставляли в окошки? – Прочитайте получившиеся слова.

- Вспомните и скажите, что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было делать легко?

- Что было делать трудно?

- Оцените, как вы работали на уроке и покажите фишку нужного цвета.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на них.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Контролируют правильность ответов других обучающихся.

Формулируют ответы, опираясь на имеющиеся знания.

Выполняют звуковой анализ слов (анализ и синтез)

Участвуют в работе, предложенной учителем: самостоятельно выделяют звук, выслушивают ответы других учащихся.

Дети выбирают заглавную букву «М»: имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек… пишутся с заглавной буквы.

- Надо посмотреть, какая гласная буква стоит…

Чтение стихотворения умеющими читать детьми.

Дети дают правильное название букв.

Дети вспоминают виды работ на уроке, дают оценку своей работе на уроке. (не имеется ввиду отметка)

Дети говорят, что надо найти спрятавшуюся букву «М», при этом, надо учитывать её печатный и письменный образ.

Дети выбирают себе задание самостоятельно.

Принимают целевую установку на опору на имеющиеся знания для предстоящего чтения.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: не надо мешать другим «совершать открытие».

Самоопределение: что знает ребенок из ранее изученного.

Регулятивные: самоопределение.

Познавательные: вспоминание алгоритма знакомства с новой буквой.

Предметные: выполняют звуковой анализ слов, опираясь на имеющийся опыт по данному виду работы.

Регулятивные: контролируют правильность своих ответов и других обучающихся.

Метапредметные и познавательные: осознанный выбор заглавной буквы.

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения.

Предметные: умение делать вывод в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Коммуникативные: формирование и аргументирование своего мнения.

Регулятивные: осознание того, что он уже умеет и что сможет сделать самостоятельно. Самоопределение.

Регулятивная: контроль выполнения алгоритма чтения.

Регулятивные: контролируют правильность чтения других обучающихся.

Познавательные: называют буквы.

Регулятивные: контролируют и осознают, что нового узнали.

Регулятивные: контролируют правильность чтения других обучающихся.

Коммуникативные: учатся работать в парах.

Регулятивные: осознание своей учебной деятельности, что нового усвоено, чему научились.

Познавательные: рефлексия способов действий (алгоритм чтения).

Личностные: самоопределение, выбор задания для себя

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и уровень усвоения; осознание степени сложности заданий для себя.

Познавательные: контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по УМК «Начальная школа 21 века» Математика 2 класс

Совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения...

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка  "Текст" Школа 21 века...

Технологические карты 4 класс Математика "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта Математика 4 класс "Нач.школа 21 века"...

Технологическая карта урока математики УМК "Начальная школа XXI века " 3 класс "Площадь прямоугольника"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Площадь прямоугольника»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о площади прямоугольника, спосо...