Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

                Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Согласный звук {ш}. Буква ш.65.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте – чтение (1 Б класс,  УМК «Школа России»).

Тема урока: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Автор: Синцова Марина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20, г. Донецк, Ростовская область

Задачи:

  1. Приобретение обучающимися знаний о звуке « ш»,  букве Ш путём разрешения учебной проблемы
  2. Формировать УУД:
  1.  Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёт характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение.
  3. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться договариваться и работать в паре.
  4. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Оборудование: проектор, презентация, модель воздушного шара, модель ворот.

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель.  - Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого. Молодцы! Никто не остался без места. Итак, урок начинается.

               2. Мотивация.

Учитель. – Ребята, девизом нашего урока я выбрала следующее стихотворение:

Затруднение в ученье-

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдёт.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова?

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была ценной, плодотворной?

               

               3.Актуализация знаний.

- Кто живёт в царстве Алфавита?

- Что вы знаете о буквах? ( буквы видим, пишем; они обозначают  гласные и согласные звуки).

- Какие звуки мы называем гласными? ( при их произношении выдыхаемый воздух не встречает преград, такие звуки состоят из голоса).

Дети читают стихотворение.

Гласные тянутся        И закричать.  

В песенке звонкой.        В тёмном лесу звать и аукать  «а -  у»  .

Могут заплакать         Но не желают свистеть и ворчать.

- Какие же у них имена? ( чтение букв).

- Какие из них хитрые? Почему?

- Какие очень добрые? Почему?

- Какие звуки мы называем согласными? (при их произношении выдыхаемый воздух встречает преграды; они состоят из голоса и шума).

Дети читают стихотворение.

А согласные согласны

Шелестеть –« ш»  , шептать-  «ш»  , свистеть-  «с»  ,

Даже фыркать – «ф»  и скрипеть.

Но не хочется им петь.

- Что ещё знаете о согласных звуках? ( звонкие и глухие).

- Назовите имена букв, обозначающих согласные звуки ( чтение).

- А почему буквы наши друзья?

- Кого мы можем назвать настоящим другом?

- Какие пословицы вы знаете о дружбе?

Работа с учебником.

- Ребята, назовите жильцов в домике Города букв (работа с лентой букв – с. 15).

(Буквы, обозначающие гласные звуки….., буквы, обозначающие согласные звуки….)

Постановка проблемы.

- Посмотрите, все ли домики заселены?

- Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке?

             4. Самоопределение деятельности.

-  А вот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа. Отгадайте загадку.

Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени ….. (Лариска).
(картинка на слайде презентации)

- Кто догадался, кто этот сказочный герой? (старуха Шапокляк)

- Какой первый звук слышите в имени старухи?

- Какая цель нашего урока? (познакомиться со звуком «ш»)

- Какие задачи нам предстоит решить? (учиться отличать звук «ш» от других звуков, узнать какой буквой обозначается, учиться читать слова с новой буквой).

                   4.Открытие нового знания.

Учитель. Сегодня  мы совершим путешествие на…..угадайте. «Тяжела для всех наука, если в школе лень и скука. А чтоб было легко и не скучно полетим на шаре…… воздушном!»

- Но он появится только тогда, когда вы правильно составите схему слова

« шар» (один ученик у доски работает с карточками, остальные – в тетрадях).

Учитель. Назовите первый звук в слове «шар».

- Что вы можете о нём рассказать?( согласный, глухой).

- Ребята, нужно запомнить -  « ш»    всегда твёрдый.

- Попробуйте произнести его мягко. Не получается?  

- «Ш»   - шипящий звук.

- Молодцы! (открывается дверь и залетает модель воздушного шара). Вот теперь можно отправляться в волшебную страну.

                 5. Физкультминутка.

Звучит весёлая музыка, дети выполняют танцевальные движения и передают по очереди « воздушный шар».

                6.Продолжение работы с новым материалом.

- Ой, ребята,  наш « шар» залетел на страницу книги и остановился.( «Азбука» с.16)

- Что же случилось? Кто это на нашем пути?( Шамаханская  царица)

- Это сказочница. Она любила фантазировать, сочинять сказки, чтобы спасаться от опасностей. Посмотрите, какая она серьёзная. Отпустит нас, если мы выполним её задания. Вы готовы?

    Рассмотрите – ка всё внимательно,

    Поразмыслите не спеша.

    И отыщите обязательно

    Все слова со звуком     « ш».

Работа по странице «Азбуки». Работа над значением незнакомых слов( шатёр, груша, подушка, штаны, чаша, кувшин).

- Итак,ребята, давайте сделаем вывод, что узнали о звуке «ш»?

- Можем сказать, что решили учебную задачу?

7. Первичное закрепление.

- А теперь проверю я вас, а вы себя, умеете ли отличать звук «ш» от других звуков.

- Хлопайте в ладоши, если услышите звук   « ш»   в словах.

Шоколад, шум, жук, шампунь, крыса, шимпанзе, шорох, соска, кошка.

- Встаньте те, кто считает, что хорошо справился с заданиями. Молодцы все!

- Чему вы сейчас учились?

             7. Включение в систему знаний и повторение.

- Посмотрите, наш шар взлетает. Значит Шамаханскую царицу мы порадовали.Путешествуем дальше. Поможем нашему «шару» лететь быстрее( все вместе дуют).

-  Что такое, снова «шар» остановился! Посмотрим. Он зацепился за что – то.

- Что это, ребята? (это ворота – на доске).

- Попробуем открыть! Кто сможет прочитать?( Город буквы Ш).

- Молодцы, правильно назвали букву по имени.

- Итак, звук   «ш»   на письме обозначается буквой «ша». Чтобы запомнить букву, запишем её в тетрадь.

- Почему мы видим две буквы? (на слайде )

- Пофантазируйте, на что похожа печатная буква «Ш».

Посмотри на букву «Ш»,

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать «Е и Ё».

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква «Ш».

              8.Пальчиковая гимнастика.

-Отгадайте загадку.

Что становится легче, когда его надувают?(шарик)

- Изобразите шарик с помощью пальчиков. Для этого соедините кончики всех пальцев, придав кистям форму шара.

- Слово «шарик» начинается с буквы «Ш». Послушайте стишок и изобразите букву с помощью пальчиков.

Три пальца встали дружно в ряд,

Как будто вышли на парад.

           9.Продолжение работы по теме.

 - Пока мы отдыхали, буква «Ш» пошла к своим друзьям в красный теремок. Она очень дружна с гласными, вместе они любят петь песни. Прочитаем их (чтение слогов – слияний по учебнику или на слайде презентации).

- Буквы очень любят играть. А вы?

- Буква «Ш» предлагает интересные задания.

1)Чтение слов с доски хором (или на слайде).

школа        шина

кошка         машина

карандаш         малыш

Миша        тишина

нашла        избушка

- На какие группы можно разделить эти слова?(двусложные и трёхсложные)

- Какое слово можно считать лишним и почему?

2) Игра «Составь слово» (на слайде).

        ги        шка

ша        пка        ши        ло

        рик        роко

3)Ребусы (на слайде).

шC:\Users\user\Desktop\i.jpg                          C:\Users\user\Desktop\i.jpg   ф

4) Составить слова из букв слова « шоколад»

5) Буква «Ш» пригласила в гости сказочных героев(изображены на одном листе подряд или на слайде). Назовите их.

Самоделкин, Красная Шапочка, Айболит, Золушка, Карлсон, Алёнушка. 

C:\Users\user\Desktop\i (2).jpg

C:\Users\user\Desktop\i.jpg

C:\Users\user\Desktop\i (1).jpg

C:\Users\user\Desktop\i.jpg

C:\Users\user\Desktop\i (1).jpg

C:\Users\user\Desktop\i.jpg

- В каких именах сказочных героев встречается звук    «ш»?  

- Герои пришли с подарком. Отгадайте, что они принесли. По первым звукам имён героев составьте слово (сказка)( работа в паре).

6) Работа с текстом ( «Азбука» с. 20)

Чтение про себя.

- Отрывок из какой сказки вы прочитали?

Чтение по «цепочке».

- Найдите слова со звуком   « ш»   (место звука).

- А что произошло потом? (пересказ).

- О чём заставляет задуматься эта сказка? (работа в парах).

          10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, на какую улицу поселили мы букву Ш в городе букв?

- Какой результат совместной работы вы получили? Выберите фразу и продолжите (на слайде).

Я – знаю…

Я  - умею…

Я – научился….

            11. Итог урока.

-Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествие? Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения?

- Какие же знания от урока вы приобрели?

- Где можете применить эти знания? (дальше учиться  читать и узнавать новое).

Буквы умные братишки.

Помогают читать книжки.

- Наш шар должен взлететь ( дуем вместе).

-  Что – то не получается.

- Ребята, вы очень понравились букве Ш, она в шаре оставила вам сюрприз. Поэтому он стал тяжёлым и не может взлететь. Отгадайте, что это.

Посуду маме я помыла.

Она меня благодарила.

И чем – то дочку угостила.

Прямоугольник такой вкусный

С картинкой – девочкой негрустной.

Стоит та девочка в платочке.

Горят румянцем её щёчки.

Даю намёк ребятам тонкий

Зовут ту девочку……(Алёнкой)

Сейчас рифмуйте по порядку

Дала мне мама ……..(шоколадку).

(Шоколад раздаётся. Воздушный шар взлетает- уносится за дверь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

Конспект и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [с], [с′]. БУКВЫ С, с".

Конспект  и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки  [с], [с′]. БУКВЫ С, с". УМК "Школа России" 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического  письма, орфоэпического чтения, форми...