Сценарий урока чтения "Почему Г.Х.Андерсен назвал сказку "Стойкий оловянный солдатик?"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Koлeсникова Елена Вячеславовна

Данный урок проводится в 3 классе по программе " Школа 2100". Заранее произведение дети прочитывают дома. В процессе  более глубокого изучения произведения на уроке у учащихся формируются умения понимать прочитанное и делать выводы по произведению. На уроке используются современные формы, методы работы и технологии развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_3_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Тема: «Почему Андерсен назвал сказку «Стойкий оловянный солдатик?»

Цель: Выяснить, почему так называется сказка.

Задачи: Формировать умения понимать прочитанное, делать выводы по произведению, знакомить с литературоведческими понятиями.

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывать  доброту, умение видеть и чувствовать возвышенное и прекрасное в мире.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Стойкий оловянный солдатик», презентация, карточки с заданиями для работы в группах, чёрный ящик.

Ход урока

1.Орг. начало.

2.Актуализация знаний.

-Как называется раздел учебника, который мы изучаем.

(«И кот учёный…»)

-Почему он так называется?

(Потому что продолжение этой фразы следующее: свои мне сказки говорил, и это говорит о том,  в этом разделе помещены сказки)

-На какие 2 группы можно разделить все сказки?

(На авторские и народные)

3. Постановка проблемы.

-Посмотрите на эти иллюстрации.(Слайд № 1)

-Что их объединяет?

(Это сказки Г.Х.Андерсена)  (Слайд № 2)

-Что вы можете рассказать об этом писателе?

(Краткие биографические данные, которые ребята готовят заранее)

-Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?

(Прочитать произведение Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»)

-Какое настроение было у вас после прочтения этого произведения?

-Почему?

-К какому жанру отнесёте это произведение?

-Почему?

4.Сообщение темы и цели урока.

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.

-Вы уже можете ответить на этот вопрос?

-Каково значение слова стойкий?

-Сформулируйте цель урока.

(Выяснить, почему Г.Х. Андерсен назвал свою сказку «Стойкий оловянный солдатик»)

5. Работа с текстом во время чтения.

1) Работа над 1 частью произведения

-Я предлагаю вам сегодня поработать ещё с текстом сказки и увидеть в нём что-то ещё, что могло укрыться от внимания при первичном восприятии.

Словарная работа

-Встретились ли вам в тексте слова, непонятные по значению?

Уличные мальчишки-мальчишки, живущие на этой же улице

Пошлина-денежный взнос, плата за что-то.

Сильфиды-в фольклоре многих европейских народов -духи воздуха.

-Найдите в тексте ту часть, в которой  автор знакомит нас с оловянным солдатиком.

(Дети читают 1 часть. Используется комментированное чтение и диалог с автором, см. методичку)

Вопросы после чтения:

-Куда попали оловянные солдатики?

(В дом к маленькому мальчику)

-Какой вопрос нам хочется задать к игрушкам: кто или что?

(Кто, потому что они ведут себя как живые существа)

2) Работа над 2 частью

-А в какой части это нам становится понятно?

(Во 2 части)

-Прочитайте этот отрывок.

-Как же относилась к солдатику красавица?

-Ребята, а это кто? (Картинка)

(Тролль)

-Что вы можете о нём сказать?

(Это отрицательный герой, он проделывал всякие злые шутки с солдатиком)

-Как реагировал солдатик на его поведение?

-О каких чертах характера это говорит?

(Сдержанность, воспитанность, гордость)

3)Работа над 3 частью

-Через какие испытания пришлось пройти оловянному солдатику?

-Как он их проходил?Подтвердите словами текста.

(«Считал неприличным кричать на улице», весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё»)

-Что или кто помогает в эти минуты справиться с этими испытаниями солдатику?

(Он всё время в минуты опасности вспоминает танцовщицу)

-Обратите внимание, какой знак препинания часто встречается в тексте?

-Зачитайте эти предложения с нужной интонацией.

-Почему автор использовал этот приём?

(Чтобы показать быструю смену событий, собственные переживания за солдатика)

4)  Работа над 4 частью.

-По этому произведению, как и по многим другим произведениям Андерсена сняли мультфильм. Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и ответить на вопрос: как удалось солдатику попасть снова в тот же дом?

-Какие слова из 4 части говорят о силе любви между нашими героями?

-Да, влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они могут общаться взглядами, они «на одной волне чувств».

-Какие слова сказки резко отрывают читателя от созерцания светлой любви героев?

(Вдруг один из мальчиков…)

5) Работа над 5 частью

-А теперь внимание: «Чёрный ящик».

-Если вы внимательно читали 5 часть, то догадаетесь, какой предмет лежит в «Чёрном ящике» (сердечко)

-Продолжите предложение:

На другой день горничная___________

-Случайно ли это или имеет какой-то смысл?

-Вот так и закончилась сказка.

-Это счастливый конец?

(И да, и нет, танцовщица и солдатик были вместе, но одно мгновение –перед гибелью)

6. Работа с текстом после чтения.

1)Работа в группах

1 группа

Восстанови план событий в сказке.

Нёсся по течению.

Его отливали последним.

Растаял и сплавился.

Стоял на голове.

Проглотила рыба.

2 группа

Распредели персонажей сказки по группам

Люди      Животные     Игрушки

3 группа

Подбери синонимы к слову

                        упорный

                        заботливый

                        сильный

Стойкий         внимательный

                        выносливый

                        добродушный

                        мужественный

                        героический

4 группа

Дай характеристику героям

Солдатик танцовщица

Серьёзность стеснительность гордость смелость скромность верность

 

2)Заключительная беседа

-Давайте снова вернёмся к теме нашего урока.

-Так почему же Андерсен именно такое название дал этой сказке?

-Какие моменты жизни автора схожи с жизнью оловянного солдатика?

(Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его  талант.)

-В начале урока вы сказали, что по-настроению эта сказка грустная. Может кто-то не согласен?

-Скажите, какое чувство вспыхнуло в душе солдатика и танцовщицы, как только они встретились? Соединились ли их судьбы? Да, хотя и трагически.

-У этой сказки 2 настроения: грустное и возвышенное.(Какие различные, даже противоположные, чувства вызывает у вас эта сказка?)

-Происшествия сказочные, а чувства настоящие, достойные уважения.

Почему же в сказке печальный конец? Почему герои гибнут?

(Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев )

Да, ребята, в окружающем нас  мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас , какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрые, светлые ваши мысли и поступки всегда побеждали над злыми и тёмными.

Подведение итогов.

-Какова была тема урока.

-Нашли ли мы ответ на этот вопрос?

Рефлексия.

-Что интересного узнали, открыли на уроке для себя?

-Оцените свою работу на уроке------(смайлики)

Домашнее задание.

  1. Пересказ  любой понравившейся части
  2. Придумать свою концовку сказки
  3. Придумать продолжение данной сказки
  4.  Иллюстрирование любого отрывка

           

.

•        Выявить отношение автора к героям сказки.

•        Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.

•        Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

•        Закреплять навыки работы с текстом.

•        Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).

Что показалось необычного? (Один солдат на одной ноге.) . Введение в урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?

Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?Карточки к уроку + лист успеха...