М.Ю. Лермонтов "Горные вершины".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Фатеева Ирина Николаевна

                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_gornye_vershiny._na_severe_dikom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Тема: М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

1.Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение  детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование: выставка книг М.Ю. Лермонтова, портрет М.Ю. Лермонтова; компьютерная презентация по теме

«М.Ю. Лермонтов»;

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Работа по теме урока:  

А) Слово учителя о М.Ю.Лермонтове.

- Ребята, откройте разворот в ученике на странице 140. Рассмотрите его. (Детям дается пара минут на рассматривание)

- Прочитайте имя писателя, с произведениями ознакомимся на этом и на следующих уроках. ( Дети читают: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841).)

- Что вы увидели на этих страницах? (Портреты М.Ю, Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет, Кавказские горы…)

   Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)

   Михаил Юрьевич Лермонтов родился, а Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против  ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка,  устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин;           Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким  языками.                             Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

      Позднее  семья переезжает в Москву, и осенью  он зачисляется  в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

       Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника.  Посмотрите внимательно!!!

      С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские  усики над пухлым ртом.

       Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа.

Б) Чтение учениками текста о поэте.

- А сейчас  прочитаем о М.Ю. Лермонтове  текст на страницах 142 – 143 учебника.

В) Беседа после чтения:

- Что нового узнали о писателе? ( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта -  молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались «На смерть поэта», прожил мало лет)

4. Физкультминутка.

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

     Раз! Подняться, потянуться.

     Два! Согнуться, разогнуться.

     Три! В ладошки три хлопка,

     Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

5. Продолжение изучение темы:

А) Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».

- Это произведение – перевод  М. Ю. стихотворения немецкого поэта Гете.

- Прочитайте стихотворение «Горные вершины» и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (Самостоятельная работа детей.)

- Ваши впечатления о прочитанном?  Какое настроение возникает при чтении стихотворения? (Мне стало так хорошо, спокойно.)

- Что нужно, чтобы прочитать  стихотворение выразительно. Что для этого надо?  (Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину, о чем нам хочет сказать поэт)

- Что представили? (Горные вершины, успокоение)

- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова.

- Как надо читать это стихотворение? (Медленно) Почему?

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в этом стихотворении  (олицетворение    -   ВЕРШИНЫ спят)      

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей)

Б) Работа с репродукцией.

- Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках.

- Кто автор этого полотна? (Иван Иванович Шишкин)

- Что вы  на ней видите? (На картине Шишкина в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный.  Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски)

- Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть) 

- Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

В) Послушайте другое стихотворение М. Ю. Лермонтова (Учитель читает наизусть стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»)

- Что представили? Какие образы? Сосна и пальма - Что у этих образов общего?  (ОДИНОКИЕ)

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

- Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника.

Г) Словарная работа.

- Какие слова вам показались непонятными? (риза, утес)

- Постараемся объяснить их лексическое значение.

    РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;

    УТЕС – высокая скала.

Д) Подготовка к выразительному чтению стихотворения

- Как будем читать это стихотворение? (Быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково)

- Тихо или громко, грустно, весело, радостно. Почему? (Одиночество)

- Выразительное чтение стихотворения

6. Итог урока

- С творчеством, какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

- Понравились ли вам его стихотворения?

- Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...

Индивидуальная карта мониторинга техники чтения "Покори вершину!"

Карта позволяет отслеживать индивидуальные достижения учащихся при освоении техники чтения. При проверки техники чтения учитель (или родитель) в нижнем поле указывает дату проверки, а ребёнок зак...

По ступенькам на вершину чтения

Разместив эти ступени на классном стенде, ученики могут отслеживать свое продвижение. Каждый ребенок приклепляет свой флажок на нужную ступень после проверки техники чтения....

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

Здоровье - это вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Великие идеи не всегда быстро входят в реальную жизнь. Еще около 400 лет назад английский философ Ф.Бэкон отмечал, что первая обязанн...

У каждого возраста свои вершины.

В статье автор размышляет о причинах взлётов и падений учащихся в учебной деятельности....

Приложение к технологической карте Граф. Вершины и ребра графа

Приложение (карточки для самостоятельной работы)...