«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
материал по чтению на тему

Канайкина Евгения Петровна

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 имени В.А. Мамистова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

ТЕМА САМОРАЗВИТИЯ:

«Приемы развития творческих способностей

учащихся начальных классов на уроках

литературного чтения»

Выполнила учитель

 начальных классов

Канайкина Е.П.

Приложение

Введение                                                                               2 стр.

  1. Характеристика творческих способностей

младших школьников                                                    3 стр.

  1. Приемы развития творческих способностей

 учащихся начальных классов на уроках

литературного чтения                                                    6 стр.

  1. Средства анализа эффективности

 деятельности по развитию творческих                                                                         способностей учащихся                                                11 стр.

  1. Заключение                                                               12 стр.
  2. Список литературы                                                  13 стр.                                                      

Введение

Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций ,формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.

“ Творчество и личность”, “ творческая личность и общество”, “творческие способности”- вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с -характером, интересами, способностями личности.

Воображение является его фокусом.

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым     ( открытием для себя ). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышления. восприятие, внимание..

Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.

Каждый ребенок имеет свои только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу.

Проблема: Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?

Цель: обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Задачи: 1) Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

 2) Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся младших школьников.

3) Активизировать приемы и методы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Актуальность

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

Из зарубежных исследователей проблемы творчества рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др.. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников.

 Особенности младших школьников рассматривал в своих работах Л.С. Выготский. Также отметим труды известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики детей занимают видное место в русской психологии.

 Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Поэтому темой своей работы  выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» и выделила для себя проблему «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?»

1. Характеристика творческих способностей младших школьников

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

- самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как  продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную  на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

 

  1. Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

  1. Словесное развертывание образов произведения.
  2. Театральная творческая деятельность.
  3. Изобразительная творческая деятельность.

Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения:выразительное чтениекомментированное чтениетворческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  2. прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  3. прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

.

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

Это такие упражнения:

  1. закончи фразу;
  2. придумай рифму к слову (лучик - … );
  3. игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
  4.  «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  2.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  3. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

 Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок

1. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

2. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

  • Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
  • Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

3. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

4. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет.

5. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

  1. Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
  2. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
    Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
    Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям..

Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажейПриобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения.

Задания:

  1. Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».
  2. Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».
  3. Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.
  4. Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.


Инсценирование произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

  1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
  2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).
  3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
  4. Выбор выразительных средств (как это сделать).
  5. Пробы (этюды), анализ.
  6. Подведение итогов, его анализ.
  7. Заключительный показ, его анализ.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:

  1. рисование эпизода, который больше понравился;
  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
  4. составление рисованного диафильма;
  5. аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
  6. составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

  1. Средства анализа эффективности деятельности по развитию творческих способностей учащихся

Критерии уровня развития творческих способностей младших

школьников

          Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания,

представления младших школьников о творчестве и творческих способностях,

понимание сути творческих заданий.

          Мотивационно-потребностный критерий характеризует стремление

ученика проявить себя как творческую личность, наличие у него интереса к творческим видам учебных заданий.

          Деятельностный критерий выявляет умение оригинально выполнять

задания творческого характера, активизировать творческое воображение23

учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Уровни развития творческих способностей

          1. Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и

самостоятельность, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение,

высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое,

оригинальное, непохожее ни на что другое.

          2. Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно

осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и ее практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

      3. Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне

овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной

деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу,

ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в

более длительном времени для обдумывания. Все детские ответы шаблонны, нет

индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет

инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Методика «Наборщик». 

         Это тест-игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребенку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова, на работу затрачивается 5 минут.

      Слова должны быть нарицательными существительными в единственном

числе, именительном падеже, например: слово «околесица».

      Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов,

количество букв, скорость придумывания. По каждому из названных признаков

ребенок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

оригинальность слов: 2 – слова необычны, 1 – слова просты, 0 – бессмысленный

набор слов.

        Количество букв: 2 – наибольшее количество букв, названы все слова; 1 –

использованы не все резервы; 0 – задание не выполнено. Скорость

придумывания: 2-3 минуты, 1-5 минут, 0-более 5 минут (высокий уровень – 6

баллов, средний – 5-4 балла, низкий – 3-1 балл).

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном». 

    Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном

фантастическом животном, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям, делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

      8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто24

оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

      5-7 баллов – ребенок придумал нечто новое, но в целом оно не является

новым, несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на

слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

     0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо

проработаны детали.

Методика «Три слова»

        Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического

мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова

и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз

так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы

осмысленный рассказ.

      Слова для работы: береза, медведь, охотник.

      Оценка результатов: 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза (пример:

медведь с березы наблюдал за охотником); 4 балла – правильное логическое

сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник

спрятался за березу, ждал медведя); 3 балла – банальная фраза (охотник

выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла – логическую связь имеют только

два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл –

бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый

медведь).

     Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

Заключение

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты

Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.

  1. раннее начало (рисование, лепка, конструктор);
  2. окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали -самую раннюю творческую силу;
  3. максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
  4. большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;
  5. умная помощь взрослых;
  6. эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности.

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Литература.

  1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.
  2. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
  3. Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.
  4. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996 г.
  6. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. - №1, 1997 г.
  7. .
  8. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.
  9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 19990 г.
  10. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 г.
  11. Обучение и развитие. Под ред Занкова. Л.В. – М., 1975 г.
  12. О подготовке детей к школе. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Начальная школа», №2 – 1998 г.
  13. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. «Начальная школа», №7 – 1999 г.
  14. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.
  15. Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...