Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Игнатьева Ольга Павловна

Цель:

  1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
  2. Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с текстом
  3. Развивать фонематический слух, память, внимание, речь, мышление.

Формируемые УУД: умение выделять в тексте ключевые слова, распространять предложения, выделять основу предложений, форма множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_sh.docx118 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте)

Автор: Игнатьева Ольга Павловна, учитель начальных классов ГБОУ  СОШ № 78 г. Санкт-Петербурга.

Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель: 

  1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
  2. Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с текстом
  3. Развивать фонематический слух, память, внимание, речь, мышление.

Формируемые УУД: умение выделять в тексте ключевые слова, распространять предложения, выделять основу предложений, форма множественного числа.

Пропедевтика: понятие «фонетический разбор»

Оборудование: набор предметных картинок, счетные палочки, картинка Чебурашки, азбука, слого-звуковые схемы.

Ход урока:

I. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.

1) Учитель (У.). Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения. (На доске расставлены в ряд картинки с изображением шара, шалаша, ландыша, шубы, шапки, игрушки, мыши.)

У. Назовите предметы, изображенные на картинках, в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.

А сейчас закройте глаза. (В это время делаю в ряду предлагаемых картинок перестановки: шубу меняю с шапкой, игрушки меняю с шалашом.)

Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

Дети (Д.) (Ответ дает один ученик.) Первоначально картинки стояли так: шар, шалаш, ландыш, шуба, шапка, игрушка, мышь. Сейчас они расположены так: шар, игрушка, ландыш, шапка, шуба, шалаш, мышь. Поменялись картинки с изображением шалаша и игрушки, шапки и шубы.

У. Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.

Д. В каждом слове встречается звук [ш], значит, первая часть темы сегодняшнего урока «Звук [ш]».

2)У. Рассмотрите изображения букв, прикрепленные на доске, выделите одну из них не менее чем по трем признакам и сформулируйте самостоятельно вторую часть темы сегодняшнего урока. (На доске карточки с буквами А, О, ш, У, И.)

Д. Я предлагаю исключить букву ш. Она согласная, а все остальные гласные; она строчная, остальные заглавные; ее мы не изучали, а с остальными уже работали. Значит, вторая часть темы сегодняшнего урока «Согласная строчная буква ш».

У. А теперь сформулируйте тему урока полностью.

Д. Тема сегодняшнего урока «Звук [ш]. Согласная строчная буква «ш».

3)У. Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске — опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)

  • познакомиться с ... звуком и с новой ...;
  • учиться отличать новые ... и ... от других звуков и букв;
  • учиться читать сло__ и сло__ с новой буквой.

Д. (Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.) Цель нашей работы такова:

  • познакомиться с новым звуком и новой буквой:
  • учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой.

П. Изучение нового материала.

1.Работа со звуком.

У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя.

C:\Users\admin\Pictures\чебурашка.gif

Д. К нам пришел сегодня чебуращка. Помогите чебурашке найти среди картинок слово, состоящее из 3 звуков. (шар)

У. Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте.

Д. [Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда.

У. Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте.

Д. Он глухой, потому что в ушах не слышно звона.

У. Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

Д. Он твердый.

У. Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

Д. Звук [ш] — согласный, глухой, твердый.

У. Нашему гостю — чебурашке тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите.

Д. (Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый.

У. Дайте характеристику нового звука полностью (согласный, твердый, глухой, шипящий, парный)

2. Работа с буквой.

Дети печатают букву в тетради для печатания; правильно называют ее; составляют ее из счетных палочек; говорят, на что она похожа; дают ей характеристику.

3.Физкультминутка

У. Чебурашка решил проверить, хорошо ли вы запомнили новый звук. Он предлагает для этого отправиться с ним в путешествие. Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета. (Далее учитель называет слова: лошадь, корова, васильки, ромашки, шмель, бабочка, парашютист, коршун, орел, машина, самолет.)

III.Закрепление изученного, упражнение в чтении.

У. Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

Д. Мы познакомились с новым звуком и буквой. Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения.

Показываю слоги на доске: ша, шо, шу, аш, ош, ши, уш, аша, ишу и т.д. Предлагаю разные варианты прочтения: «по цепочке», хором, с опорой на схемы (СГ — согласный, гласный, ГС — гласный, согласный, ГСГ и др.), тихо, громко и т.д.

Откройте Азбуку стр.17 . Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом .

Слово карандаш – словарное, запомните его.

Выполним фонетический разбор слова карандаш (слого-звуковой анализ слова  иначе называется фонетический разбор слова)

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как бы Вы его озаглавили? (Осенний лес. Прогулка в лес.)

Распространите предложение первого абзаца. (Быстро наступила золотая и теплая осень. Вскоре наступила унылая дождливая и холодная осень. и т.д.)

Найдите в тексте слова с буквой Ш.

Какое время года наступило?

Какие деньки настали?
Как горели кисти рябин?

Вы прочитали «кисти рябины», а как можно сказать по другоьу? (гроздь рябины)

Гроздь – когда много ягод, как бы связанных воедино.

Как Вы понимаете слово «горели»? (краснели, пылали, алели)

Что собирали дети в лесу?

Найдите основы предложений в этом тексте.

Перескажите прочитанный текст для нашего гостя.

(Работать с текстом нужно тоже разными способами: чтение про себя; чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой; чтение с повторами и пропусками слов с новой буквой).

Отгадайте загадки от Чебурашки и проведите фонетический разбор.

Зимой протянулся,

А летом свернулся. (шарф)

Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем:

Там пишут и считают,

Рисуют и считают. (школа)

Есть гриб почти домашний-

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стежки, на ходу. (шампиньон)

Правило ШИ

Поставьте слова в форму множественного числа.

На доске слова:

Шалаш –

Камыш-

Малыш-

Ландыш-

Запишите получившиеся слова в тетрадь для печатания и проведите фонетический разбор. Но прежде ответьте, какую букву Вы запишите после буквы Ш?

Прочитайте правило на стр.17 Азбуки – Сочетание ШИ всегда пиши с буквой И.

Это правило нужно запомнить на всю жизнь.

IV.Творческая работа.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=115&source=&block=0&capping=0&cb=c4066c92d0f99aebc917c158a3d4c64bУ. Чебурашка очень доволен тем, как вы учились читать, в награду сам хочет прочитать вам очень интересный рассказ. Написал его В. Драгунский, называется он «Заколдованная буква». А вот почему он выбрал именно это произведение, вам предстоит ответить после прослушивания. (Учитель читает рассказ.)

Д. Чебурашка выбрал это произведение потому, что «заколдованной» оказалась буква, которую мы изучаем сегодня.

У. Правильно, молодцы! Букве Ш так понравилось свое «заколдованное» состояние, что она решила с нами поиграть. Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.

На доске или карточках записаны пары слов: крыса — ..., пар — ..., малина — ..., месть —... .

Д. Необходимо в предлагаемом слове любую букву заменить буквой Ш так, чтобы получилось новое слово: крыса — крыша, пар — шар, малина — машина, месть - шесть.

V.Подведение итогов урока и рефлексия.

Подведём итог урока.

-Что нового Вы сегодня узнали?

-Чему научились?

-Для чего нужно знать правило написания ШИ?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените свои знания с помощью светофора.

- Оцените свое эмоциональное состояние на уроке с помощью светофора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С

Предметные задачи урока:1.      Добиться запоминания формы буквы с.2.      Помочь детям выделить звуки буквы С.3.      Научит...

Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »

Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »...

Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...

Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...