Календарно- тематическое планирование 4 класс по литературному чтению УМК XXI век с УУД
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Шестова Елена Сергеевна

Календарно- тематическое планирование составлено с учетом требований ФГОС НОО по программе Ефросининой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chit._4_klass.docx89.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

п\п

Содержание (раздел, тема).

Кол-во

часов

Оборудование виды учебной деятельности (УУД).

Оборудование

Дата проведения

По факту

По плану

1

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания.

9 часов.

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна».

1

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему.

Учебная хрестоматия

1,09

2

Былина «Волх Всеславович». «Вольга Святославович, «Святогор» .  

1

Знать основное содержание былины, тему произведения.

 Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану.

Интернет ресурс.

Книги о былинных героях

2,09

3

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский».

1

Знать основное содержание текста, тему произведения.

Уметь выделять основную мысль произведения.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе.

Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

Уметь слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

Интернет- ресурс

3,09

4

Песня–слава «Русская Земля». «Суворов приказывает армии перейти море».

1

Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни.

Учебная хрестоматия

5,09

5

Библейское предание «Блудный сын».

1

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Библия

8,09

6

Легенды: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

1

Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему.

Аудио запись

9,09

7

Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Библейская легенда «Суд Соломона».

1

Знать особенности легенды.

Уметь понимать основное содержание текста, анализировать произведение.

Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

Картинная галерея по теме.

10,09

8

Творческий проект по теме: «Произведения фольклора».

1

Уметь работать самостоятельно.

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

Уметь пересказывать тексты произведений и эпизоды подробно, кратко и выборочно.

Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Выражать своё мнение о литературном произведении, сравнивать литературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему.

Интернет ресурс

12,09

9

Древнегреческий миф «Орион».

1

Знать основное содержание мифа.

 Уметь понимать основное содержание текста.

Плакат древнегреческих образов.

15,09

10

В мире книг

8 часов.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар».

1

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение.

Выставка мифов.

16,09

11

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи».

1

Знать об особенностях построения текста (языке, героях).

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Интернет ресурс

17,09

12

Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги И».

1

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Книги с мифами народов мира

19,09

Творческая работа по разделу «Мифы народов мира»

1

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

22,09

14

Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава».

1

Знать о житие как жанре древнерусской литературы.

Уметь понимать основное содержание текста.

Словарь древнерусских слов

23,09

15

Слушание «Повести о Никите Кожемяке»,

«О Кирилле и Мефодии».

1

Уметь понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой

Первый русский алфавит

24,09

16

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха».

1

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки.

Учебная хрестоматия

26,09

Творческая работа по разделу «Книги Древней Руси».

1

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения.

29,09

18

Басни. Русские баснописцы

5 часов.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи».

1

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.

\ Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен.

Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Библиографические сведения об авторах басен.

30,08

19

И. И. Хемницер «Друзья».

 И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

1

Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен.

Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Учебная хрестоматия

1,10

20

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница».

1

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен.

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен.

Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка.

Книги басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова

3,10

21

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

С. В. Михалков «Слово о Крылове».

1

Знать понятия: олицетворение, сравнение.

 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям.

Видиозапись м/ф «Квартет».

6,10

22

И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами.

1

Знать героев басен.

Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать

героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам.

Учебная хрестоматия.

7,10

Контроль навыка чтения.

1

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное.

Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

8,10

24

Произведения
В. А. Жуковского.

 3 часа.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Стихи «Вечер», «Там небеса и воды Лены».

1

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев.

Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя.

Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки.

Учиться относиться к литературным произведениям как к словесному искусству.

Учебная хрестоматия.

Презентация по теме.

10,10

25

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица».

1

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных.

Учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников.

Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников.

 Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.

Видиофраг-мент  В. А. Жуковского «Спящая красавица»,  «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

13,10

26

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…».

1

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану.

Видеозапись.

14,10

27

Произведения А. С. Пушкина.

5 часов.

А. С. Пушкин «Осень».

1

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать.

Учебная хрестоматия.

15,10

28

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

1

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина .
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина.

Картинная галерея по теме.

17,10

29

 «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине».

1

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями.

Интернет ресурс.

30

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля.

1

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль.

Словарь Даля

Диагностический контроль.

1

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Интернет ресурс.

32

Произведения М. Ю. Лермонтова.

 5 часов.

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».

1

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Выставка детских книг.

33

 М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес».

1

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.

34

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» .

1

Знать понятие авторская сказка.

Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику.

Учебная хрестоматия

35

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» , «Казачья колыбельная песня».

1

Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи.

М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады.

Контроль навыка чтения.

1

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное.

Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

37

Произведения П. П. Ершова.
4 часа

Волшебные сказки. П. П. Ершова.

1

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.

 Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки.

П. П. Ершов (справка об авторе) Презентация по теме.

38

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»начало знакомства.

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

Интернет ресурс .

39

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»-закрепление.

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Интернет ресурс .

40

П. П. Ершов

«Кто он?».

1

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать.

Выставка книг.

41

Произведения
В. М. Гаршина.

4 часа.

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее».

1

Знать понятие легенда.

 Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды.

Учебная хрестоматия.

42

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану.

Интернет ресурс.

43

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение.

Учебная хрестоматия.

44

В. М. Гаршин «Пленница».

1

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

Учебная хрестоматия.

45

Произведения русских писателей о детях.

5часов.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец»

1

Уметь характеризовать образ героя выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Презентация по теме.

46

К. М. Станюкович «Максимка».

1

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.

47

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» начало знакомства.

1

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.

Презентация по теме.

48

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» закрепление.

1

Уметь характеризовать образ героя выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

Презентация по теме.

49

Обобщение по теме «Произведения русских писателей о детях».

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

рассказывать о герое в самостоятельной работе.

50

Произведения зарубежных писателей.

10часов.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

1

Знать некоторые произведения зарубежных авторов.

Уметь слушать, работать с текстом каждой главы.

51

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»-начало знакомства.

1

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).

52

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»-закрепление.

1

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Презентация по теме.

53

Стихотворение В. Гюго «Осенние листья» (отрывок).

1

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях.

54

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»-начало знакомства.

1

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть.

Видиофрагмент сказки.

55

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»-закрепление.

1

Уметь характеризовать образ героя выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

56

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года».

1

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.

Уметь выразительно читать.

57

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»-начало знакомства.

1

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

Презентация по теме.

58

Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»-закрепление.

1

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

59

Диагностический контроль.

1

Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное.

Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту.

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

60

Произведения
Л. Н. Толстого.

10 часов.

Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого».

1

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого.

61

Начало знакомства.

 Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

Презентация по теме.

62

Продолжение. Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

63

Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»-закрепление.

1

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

64

Слушание рассказа Л. Н. Толстого

«Акула».

1

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

Книги-

справочники.

65

Авторские сказки Л.Н.Толстой «Два брата».

1

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Портрет автора.

66

Басни Л.Н.Толстого. «Мужик и водяной».

1

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

67

Научно-популярные рассказы. Л.Толстой «Черепаха».

1

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Презентация по теме.

68

Познавательные рассказы. Л.Толстой «Русак».

1

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

69

Былины Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь».

1

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

70

Стихи

А. А. Блока.

2 часа.

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

 «Рождество»

1

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать.

Интернет ресурс

71

А. А. Блок «На поле Куликовом»

1

Уметь слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе).

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Интернет ресурс

72

Стихи
К. Д. Бальмонта.

6 часов.

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме».

1

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.

Сборники стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

73

Стихи о природе

 К. Д. Бальмонта «Снежинка».

1

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения.

Метафора, художественный прием

74

Стихи о природе

К. Д. Бальмонта

«Камыши».

1

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

75

Сказочные стихи

К. Д. Бальмонта «У чудищ».

1

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора.

Интернет ресурс

76

Сказочные стихи

К. Д. Бальмонта

«Как я пишу стихи».

1

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

77

Творческий проект.  К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1

Уметь понимать основное содержание текста.

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Учебная хрестоматия

78

Произведения А.И.Куприна.

5 часов.

Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих».

1

Уметь понимать основное содержание текста.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

Учебная хрестоматия

79

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей. А.Куприн «Четверо нищих».

1

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Презентация по теме.

80

Рассказы о животных. А.И.Куприн «Скворцы»-начало знакомства.

1

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

81

А.И.Куприн «Скворцы»-обобщение.

1

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Презентация по теме.

82

Обобщение по теме «русские поэты и писатели».

1

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Презентация по теме.

83

Стихи
И. А. Бунина.

4 часа.

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет».

1

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм.

Готовить выборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.

Работать с сюжетом и его частями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка, развитие действия, кульминация, заключение).

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темами.

Портрет автора.

Картинная галерея.

84

И. Бунин

«Детство».

1

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

85

.И. А. Бунин «Листопад».

1

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль.

Презентация по теме.

86

И. Бунин «Шире, грудь, распахнись..».

1

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения.

87

Произведения
С. Я. Маршака.

8 часов.

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки».

1

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль.

Выставка книг автора.

89

С. Я. Маршак «Зеленая застава».

1

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

90

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» - начало знакомства.

1

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Видиофрагмент пьесы.

91

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»-закрепление.

1

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

92

Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла»

1

Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.

Инсценирование сказки

93

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

1

Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение о произведении, героях и их поступках.

Классифицировать художественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности, составлять таблицы, работать с таблицами и схемами.

94

Творческий проект. С. Я. Маршак «Ледяной остров»

1

Воспринимать художественные и научно-популярные произведения на слух и при чтении; выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

Плакат  «Остров Буян» (текст и рисунок)

95

Контрольный урок. Комплексная  разноуровневая  контрольная работа.

1

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру, произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные и прозаические одного автора.

96

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

2 часа.

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Презентация по теме.

97

Н. А. Заболоцкий «Детство».

1

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

98

Произведения о детях войны.

5 часов.

Начало знакомства. В. П. Катаев «Сын полка»-начало знакомства.

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

Презентация по теме.

99

Продолжение знакомства. В. П. Катаев «Сын полка» закрепление.

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

100

К.Симонов

 «Сын артиллериста»-начало знакомства.

1

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Презентация по теме.

101

К.Симонов «Сын артиллериста»-закрепление.

1

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

102

Обобщение по теме «Стихи о родине и природе» Навык чтения вслух.

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Презентация по теме.

103

Стихи
Н. М. Рубцова.

3 часа.

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза».

1

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

104

Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка».

1

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

105

Юмористические произведения.

3 часа.

Н. Н. Носов «Федина задача».

1

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог.

Выставка книг

106

А. Барто «Леночка с букетом».

1

Уметь выразительно читать стихотворение.

Книги  произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова

107

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Ю.Ермолаев «Жарко».

1

Знать детские газеты и журналы.

 Уметь работать с дополнительной литературой.

Учебная хрестоматия

108

Произведения
С. В. Михалкова.

3 часа.

Стихи

С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома».

1

Уметь выразительно читать стихотворения.

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

109

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг».

1

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. 

Уметь читать басни, находить и комментировать части текста.

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

110

Басни С. В. Михалкова «Чужая беда», «Зеркало».

1

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

Составлять сопоставительные таблицы.

111

Очерки.

 5 часов.

Очерки о Родине.

 И. С. Соколов-Микитов «Родина».

1

Уметь определять тему произведения и авторскую

Позицию.

112

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь».

1

Уметь понимать основное содержание текста.

Презентация по теме.

113

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна».

1

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям.

114

Очерк Р. Сефа

 «О стихах Джона Чиарди».

1

Различать фольклорные и авторские произведения; расширять свои представления о творчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков.

Сравнивать произведения и книги отечественных и зарубежных писателей по темам и жанрам.

Классифицировать произведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

115

Проверь себя. «Страничка книгочея».

1

Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.

116

Путешествия, приключения,

фантастика.

5 часов.

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Презентация по теме.

117

Рыбникова «О книге Д. Свифта».

1

Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения

118

Н. П. Вагнер «Береза». «Фея фантаста».

1

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

119

Слушание и работа с детскими книгами. Н. П. Вагнера «Сказка».

Обобщение изученного за год.

1

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Видио м/ф.

Итого : 119 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"чтение"

Календарно-тематическое планирование учебного куоса "Литературное чтение" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам....

Календарно-тематическое планирование по редмету Литературное чтение в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Примерное календарно-тематическое планирование  было разработано в соответствии с требованиями ФГОС на курсах повышения квалификации в г. Ставрополе...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, УМК "Перспектива", ФГОС

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по предмету "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова, 2 класс, разработано в соответствии  с ФГОС, УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение - 2 класс"

  Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы, авторами которой являются  Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина «Л...