Рабочая программа по чтению,4 класс,"Планета знаний"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Чеботарёва Наталья Васильевна

Рабочая программа по чтению,4 класс,"Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chteniyu_4_klass.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

от26.08.2014г.протокол№1

Руководитель МО

________/М.Н.Ларькина/

Согласовано

на заседании методического совета

от28.08.2014 протокол №1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от 29.08.2014 № 184

Директор МАОУ СШ №51

________/С. В. Бедрова/

Рабочая программа

по литературному чтению

(наименование учебного предмета)

4 Б класс

(класс)

2014-2015 учебный год

(срок реализации программы)

Программу составил(а)

Чеботарева Наталья  Васильевна, стаж работы 19 лет,

первая квалификационная категория.                                       

             (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)

Липецк

2014г.

                                         Пояснительная записка 

       Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

     Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувство, мировоззрение дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология».

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС начального общего образования.

    Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» 4 класс, Э.Э.Кац. (Сборник программ «Начальная школа 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний» - М.: АСТ, Астрель, 2011).

 В авторскую программу внесены изменения при изучении тем: «Мифы» (количество часов уменьшено на 3), «Народные сказки»  (количество часов уменьшено на 4), «Былины» (количество часов уменьшено на 4), «Авторские сказки» (количество часов уменьшено на 6), «Басни» (количество часов уменьшено на 2), «Слово о родной земле» (количество часов уменьшено на 3), «О прошлом Родины» (количество часов уменьшено на 2), «О добре и красоте» (количество часов уменьшено на 2), «Мир детства» (количество часов уменьшено на 4), «Удивительные приключения» (количество часов уменьшено на 2).

      Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника «Литературное чтение» для 4 класса в 3 частях / Э. Э. Кац, М., АСТ, «Астрель» 2014г.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание и построение предмета «Литературное чтение» определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.  

Художник-творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углубленной работе по теории литературы в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение.

                                 

                                             Место учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения литературного чтения, составлена на 70 часов (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

                 

                        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Программа «Литературное чтение» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4-м классе.

        ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

      Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

     Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их  эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

     МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

     Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

     Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе

Содержание учебного предмета (70 ч)

Мифы (4 ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (6 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (5 ч)

«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки (7 ч)

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».

Басни (4 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле (7 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (5 ч)

«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (5 ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (11 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

    Мир детства (12 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (4 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Навыки и культура чтения

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

                  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч. — М., АСТ, Астрель, 2014г.

 

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2, № 3  — М., АСТ, Астрель, 2014г.

 

Э. Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель, 2012г.

   Специфическое сопровождение (оборудование):

          портреты писателей и поэтов, художников, композиторов;

          репродукции картин;

         библиотека книг для внеклассного чтения;

   К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках литературного чтения, относятся:

компьютер;

интерактивная доска;

Оборудование класса:

         настенная магнитная доска  с набором магнитов для крепления таблиц;

         ученические двухместные столы с комплектов стульев;

        стол учительский с тумбой;

        шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Тематическое планирование

 урока

Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Дата прохождения темы

по плану

фактически

1

 Мифы. Шумерские мифы.

Составлять план учебной статьи.

Представлять сборники произведений.

Характеризовать героев.

Выделять изобразительные средства языка.

Определять жанр произведения.

Сопоставлять героев произведений разных жанров.

Связывать знания о прошлом с современным опытом.

Привлекать полученную ранее информацию в процессе приобретения новых знаний.

Работать с аппаратом книги

1.09

2

 Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции.

4.09

3

 Научно-популярная статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев». Славянские мифы.

8.09

4

 Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай».

11.09

5

 Народные сказки. «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

Выразительно читать.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль сказки.

Выделять характерную лексику в тексте произведения. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Комментировать иллюстрации к тексту.

Сопоставлять персонажей произведений.

Определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его.

Представлять выбранную книгу.

Сопоставлять сказку и миф.

Сопоставлять представления о добре и зле у разных народов, делать вывод об общих нравственных категориях.

Работать с учебной статьей: выделять узловые мысли, составлять план статьи.

Находить нужную информацию.

Участвовать в групповой работе.

Выслушивать позицию оппонента и партнера.

Аргументировать собственный вывод.

15.09

6

 «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

18.09

7

 Русские народные сказки. «Находчивый солдат», «Мужик и царь».

22.09

8

 «Портной и царь» (армянская народная сказка).

25.09

9

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)

29.09

10

Контрольное чтение

Научно-популярная статья «Землетрясение». 

2.10

11

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Выразительно читать былину, определять темп, интонацию чтения.

Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее.

Читать по ролям произведение.

Оценивать поступки героев.

Сопоставлять фольклорных и литературных героев.

Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.

Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.

Анализировать композицию, изобразительные средства, использованные художником

6.10

12

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

13.10

13

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

16.10

14

Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». А. К. Толстой  «Илья Муромец»

20.10

15

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. Картинная галерея В. М. Васнецов «Богатыри»

23.10

16

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

Пересказывать произведение с включением цитат, от лица персонажа.

Читать по ролям литературные произведения.

Составлять план произведения.

Определять идею произведения, основные качества героев, отношение автора к персонажам.

Выявлять приемы, используемые писателем для создания характера персонажа.

Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев одного произведения, разных произведений.

Сопоставлять авторские произведения с народными.

Сочинять рассказы и записывать их.

Создавать устные и письменные аннотации прочитанных произведений.

Пользоваться разными источниками информации.

Участвовать в диалоге.

Строить монолог. Анализировать собственную эмоционально-эстетическую реакцию на произведение изобразительного искусства.

Описывать приемы, используемые художником для передачи настроения и авторского отношения к изображаемому

Проявлять интерес к личности и жизни творческих личностей.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Авторские сказки»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в художественной самодеятельности,  представлять результаты творческих работ. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью

27.10

17

А. С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

30.10

18

Н. С. Гумилев «Маркиз де Карабас»

3.11

19

К. Чапек «Случай с русалками». Внеклассное чтение. К. Чапек «Сказки»

6.11

20

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

10.11

21

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»

13.11

22

Внеклассное чтение. О. Кургузов «Телевизионные макароны»

17.11

23

Басни. И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь»

Выразительно читать басни, передавать интонационно состояние персонажей.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Читать наизусть басни по выбору.

Определять и обсуждать актуальность морали басни. Привлекать свой жизненный опыт.

Сопоставлять произведения разных авторов. 

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках

Оценивать актуальность морали басни.

Находить нужные книги в библиотеке.

Представлять сборники произведений.

Находить нужную информацию с помощью разных источников.

24.11

24

Эзоп «Ворон и Лисица»

27.11

25

И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Научно-популярная статья «Кумушка лиса»

1.12

26

И. А. Крылов «Любопытный». Внеклассное чтение. Басни

4.12

27

Ю. Яковлев  «Мама»

Выразительно читать, определять темп, изменение интонации.

Читать наизусть стихотворения.

Определять идею произведения.

Соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.

Определять переживания лирического героя.

Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом. Находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте.

Сравнивать позиции поэтов, выявлять способы ее выражения.Работать с учебной статьей, выделять в ней узловые мысли, составлять план.

Пользоваться разными источниками информации для объяснения слов, словосочетаний 

Находить книги, нужные произведения. Представлять сборник произведений.

Знакомиться с жизнью творческих личностей.

Постигать смысл патриотического отношения к Родине

8.12

28

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Научно-популярная статья «Ландыш»

11.12

29

С. А. Есенин «С добрым утром!». Внеклассное чтение. Стихотворения  С. А. Есенина

15.12

30

М. М. Пришвин «Моя родина»

18.12

31

Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк»

22.12

32

И. Северянин «Запевка»

25.12

33

И. С. Никитин «Русь». Внеклассное чтение. Любимые стихотворения

29.12

34

«Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Выразительно читать, передавать при чтении внутреннее состояние персонажей.

Читать по ролям.        

Выделять способы выражения авторской позиции.

Определять идею произведения.

Соотносить иллюстрацию с текстом литературного произведения.

Сопоставлять тексты разных жанров на одну тему.

Обращаться к разным источникам информации.

Использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения.

Осваивать исторический опыт народа и привлекать его для решения нравственных задач

12.01

35

«Повесть временных лет» А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

15.01

36

Народные исторические песни «Сборы польского короля на Русь»

19.01

37

И. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

22.01

38

Картинная галерея. В. В. Маторин «Дмитрий Донской»

Внеклассное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

26.01

39

А. А. Ахматова «Мужество»

Выразительно читать художественное произведение. Определять его главную мысль. Делить текст на части, озаглавливать их, составлять план произведения.

Выделять изобразительные средства, передающие эмоционально-смысловое содержание произведения.

Сопоставлять героев произведений, определять отношение автора к ним.

Заучивать наизусть произведения по собственному выбору.

Участвовать в диспутах, обосновывать свою позицию, анализировать мнение оппонента.

Использовать знания, полученные при изучении различных предметов в работе над текстом литературного произведения.

Углублять представления о патриотическом чувстве и нравственных качествах человека

29.01

40

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

2.02

41

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

5.02

42

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

9.02

43

Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые Великой Отечественной войне

12.02

44

А. А. Фет «На рассвете»

Выразительно читать, передавать переживания, выраженные поэтом в лирическом произведении.

Определять смысл названия, главную мысль произведения.

Объяснять смысл слова в контексте произведения.

Привлекать читательский опыт в процессе анализа произведения.

Составлять план произведения.

Определять свои впечатления, вызванные произведением, объяснять их.

Определять отношение автора к героям, выявлять способы его выражения.

Выбирать стихотворения для заучивания.

Сопоставлять литературные и музыкальные впечатления. Сопоставлять авторские и народные произведения. Создавать словесные иллюстрации к литературному произведению.

Создавать письменные творческие работы, рекомендации для чтения.

Понимать и оценивать состояние других людей и собственных переживаний.

Сопоставлять информацию по определенной теме, полученную из разных источников.

Объяснять и обосновывать собственные выводы.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Моя Родина»: собирать информацию по выбранной теме, участвовать в подготовке сборника творческих работ,  викторины.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью

16.02

45

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

26.02

46

Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок)

2.03

47

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

5.03

48

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

9.03

49

А. Н. Майков «Мать»

12.03

50

Х. К. Андерсен «Соловей»

16.03

51

Научно-популярная статья «Соловьи»

19.03

52

Внеклассное чтение. Х. К. Андерсен «Снежная королева»

23.03

53

А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

26.03

54

Картинная галерея И. И. Шишкин «Рожь»

Внеклассное чтение. А. Блок «Летний вечер»

30.03

55

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

Выразительно читать произведение.

Выделять авторский текст, реплики персонажей; читать по ролям.

Творчески пересказывать.

Определять главную мысль.

Составлять план произведения.

Передавать в письменной форме собственные переживания, вызванные литературным произведением, впечатлениями от мира природы и окружающих людей.

Соотносить внешний облик персонажа с его переживаниями.

Характеризовать приемы, использованные писателем для передачи внутреннего состояния героев.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Сопоставлять героев разных произведений.

Передавать в письменной форме собственные мысли и переживания.

Понимать причины собственных поступков и совершенных другими людьми и оценивать их.

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью

6.04

56

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

9.04

57

Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)

13.04

58

Л. Н. Толстой «Детство» (отрывки)

16.04

59

И. А. Бунин «Детство»

20.04

60

Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

23.04

61

Марк Твен Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

27.04

62

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

30.04

63

В. А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

4.05

64

М. И. Цветаева «Наши царства»

7.05

65

Р. Л. Стивенсон «Страна кровати»

11.05

66

А. П. Чехов «Мальчики»

14.05

67

Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

Выразительно читать.

Пересказывать текст кратко, творчески.

Составлять план произведения. Озаглавливать части произведения.

Выражать свое отношение к прочитанному, аргументировать его.

Сопоставлять героев произведения, разные произведения на сходную тему.

Представлять прочитанную книгу.

Создавать письменную аннотацию.

Пользовать разными источниками информации.

Работать в группе, паре, выслушивать и анализировать позицию партнера, аргументировать собственную позицию.

Выстраивать монолог.

Планировать собственную читательскую деятельность

18.05

68

Р. Э. Распе Главы из книги «Приключения барона Мюнхаузена»

21.05

69

Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера»

25.05

70

Д. Свифт Главы из книги «Путешествия Гулливера»

Внеклассное чтение. Мои любимые книги

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...