Урок литературного чтения во 2м классе "Русская народная сказка "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Долганова Елена Павловна
Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока: • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; • учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка; • учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения; • способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе; • совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 383

Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок литературного чтения  

во 2 классе

Тема:

«Русская народная сказка «Снегурочка»»

Санкт-Петербург

2010


Русская народная сказка «Снегурочка»

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
  • учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения;
  • способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
  • совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Оборудование: компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», мультфильм «Снегурочка».

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.

Оформление доски:

Задание для 1 ряда

Задание для 2 ряда

Задания для 3 ряда

Г

Р

Е

К

У

Ч

О

Н

А

С

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологическая гимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

  1. Подготовка к усвоению нового материала

Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны. (Компьютерная презентация.)

  1. (Прочитать и отгадать)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Белая скатерть, все поле одела. (Снег)

- Что мы отгадывали? (Загадки)

2. (Прочитать)

Много снега – много хлеба.

Лето собериха – зима поедиха.

Зимою вьюга – летом ненастье.

- Можно сказать, что это предложения?  (Да)

- Почему? (они выражают законченную мысль)

- А точнее, что это? (Пословицы)

- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом)

3. (Прочитать поговорки)

Зима кончается, весна начинается.

Чему быть, тому не миновать.

Люди рады лету, а пчелы цвету.

- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчивое выражение)

- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?

4. Иллюстрация к сказке «По щучьему велению».

- Определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? (Русская народная сказка «По щучьему велению»)

На доске: УСТНОЕ  ФОЛЬКЛОР  ТВОРЧЕСТВО  НАРОДНОЕ

- Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения. (Устное народное творчество)

- как по-другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор)

- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы, заклички, былины)

  1. Ознакомление с новым материалом
  1. Знакомство с темой урока.

Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.

- Кого мы лепили вначале урока? (Снеговика)

- Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово? (Снегурочка)  Н  О  С  Е  Г  У  К  Р  А  Ч

Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». Давайте подберем однокоренные слова, к слову Снегурочка. (Снег, снеговик, снежинка…)

- Какая часть слова у них одинаковая? (Корень)

2. Словарная работа

Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.

        Сафьяновые, миновала, смотрят, атласная, нездоровится, насмотреться, лелеять

- Чтение по слогам

- Медленное чтение

- Чтение про себя

- Прочитать с восклицанием

  1. Работа над лексическим значением слов.

- Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не понятны?

  1. Индивидуальная работа со словарем.

Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожи, выделываемая из козьих или овечьих шкур.

Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

  1. Фронтальная работа.

Лелеять – нежить, заботиться.

Миновало – прошло.

Эти слова нам встретятся в тексте.

  1. Знакомство с новым произведением

Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы определите, к какому жанру оно относится.

Первичное чтение учителем. (1 и 2 части)

- Кто успел проследить за мной? Спасибо.

- Итак, к какому жанру относится это произведение? (Сказка)

- Кто автор сказки? (Народ)

  1. Первичная проверка понимания новых знаний

  1. Работа по рядам с заданиями.

Дифференцированная работа.

1 ряд – в первой части найдите, где говориться о забавах детей. Прочитайте.

2 ряд – карточка с текстом (эпизод как лепили Снегурочку).

3 ряд – найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка.

  1. Проверка задания 1 и 2 рядов.

  1. Практическая работа.

Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появлялась Снегурочка.

Рисунок на доске. (Учитель выполняет красками, дети – цветными карандашами на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки.)

Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.

  1. Проверка задания 3 ряда.

  1. Физминутка (выполняется под музыку)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

  1. Знакомство с шедеврами мировой культуры

- С каким произведением мы работаем?

- К какому жанру оно относится?

Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.

Показ иллюстрации.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

Премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова)

  1. Ознакомление с новым материалом

- Вы хотите узнать окончание сказки?

Чтение заключительной части. (Читают ученики)

  1. Проверка понимания новых знаний по заключительной части

- Кто успел проследить? Спасибо.

1. Прочитайте, как заканчивается сказка.

- Какой настроение вызывает у вас конец сказки?

- Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному)

  1. Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе. Подтвердите свой ответ словами из текста.
  2. Ролевая игра.

Просмотрите слова девушек, Снегурочки, деда и бабки, и мы разыграем сценку.

Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка».

  1. Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (Растаяла)

Откройте карточку на рисунке со Снегурочкой, прочитайте, что же с ней произошло? (Дети читают хором – растаяла)

  1. Закрепление новых знаний

- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко)

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку)

  1. Итог урока

- Назовите произведение, с которым мы познакомились.

- Можно ли сказку считать волшебной?

- Какие из поговорок, которые мы читали вначале урока можно отнести к сказке? (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, того не миновать)

Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки «Снегурочка». Посмотрите, и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом? (В тексте Снегурочка прыгает через костер, а в мультфильме растаяла от солнца)

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.

Приложение к уроку

Карточка с отрывком из текста, как лепили Снегурочку

Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...

Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

  Данная презентация создана к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»....

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....