План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кузнецова Лариса Сергеевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx127.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Басни И. А. Крылова. Обобщение.

ФИО  Кузнецова Лариса Сергеевна

Место работы  ГБОУ СОШ №3 города Кинеля

Должность  учитель начальных классов

Предмет  литературное чтение

Класс  3 класс

Тема и номер урока в теме  Басни И. А. Крылова. Обобщение. Урок №4

Базовый учебник  «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс (УМК «Школа России»)

  1. Цель  урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях;

9.      Задачи:

- обучающие  обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знание биографии И. А. Крылова;

- развивающие  развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;

- воспитательные воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

  1. Тип урока  обобщение.
  2. Формы работы учащихся:
  3. Необходимое  оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс, раздаточный материал, презентация, проектор, экран.
  4. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых технологий

Время

(в мин.)

IV

Обобщение.

1. Технология развития критического мышления.                      Этап осмысления. Приём  «Кластер».

2. Учебная ситуация.

Приём «Поклей-ка». Работа в группах

3. Технология развития критического мышления. Художественная форма письменной рефлексии. Синквейн. Работа в парах.

15 минут

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.  (Слайд 2)

         Кто не слыхал его живого слова,
        Кто в жизни с ним не встретился своей?
        Бессмертные творения Крылова
        Мы с каждым годом любим всё сильней.
        Со школьной парты с ними мы сживались,
        В те дни букварь постигшие едва,
        И в памяти навеки оставались
        Крылатые крыловские слова.

                                                  М. Исаковский                                                                                                                                                                                                                                          - О ком эти замечательные строки?

         Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

  1. Вступительное слово учителя.

         Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича   Крылова.     А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет.  Он написал около 200 басен.

        Свою литературную деятельность  Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым  они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа налево (задом наперёд), сразу все поймёте.  (Слайд 3)

                                            krilov

        В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырёхугольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. (Слайд 4)

                       

        Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой.

- А в чём эта сила? (Слайд 5)

IV.    Обобщение.

  1. Обобщающая беседа.

- Ребята, что же такое басня?

- Подберите слова, характеризующие жанр «Басня».  (Слайд 6)

(Технология развития критического мышления.

Этап осмысления. Приём «Кластер».)  (Слайд 7)

                                         

       

                               

               

           

       

                       

- Что такое мораль?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?  (Слайд 8)

Физминутка  (Слайд 9)

Изобразите движения героев басни:

- стрекоза летает,

- муравей колет дрова,

- стрекоза пляшет.  

2. Литературная викторина  «Знатоки басен»  (Слайд 10)

(Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.)

- Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.

Для этого делимся на группы.

- У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.

У вас листы разного цвета:

- жёлтый – отрывок из басни;

- красный – заголовок;

- синий – мораль;

- зелёный – пословица;

Вы должны прочитать отрывок из басни, подобрать к нему заголовок, мораль, пословицу.  (Всё приклеивают на лист бумаги)

1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»

2 группа – «Мартышка и Очки»

3 группа – «Зеркало и Обезьяна»

4 группа – «Ворона и Лисица»

(Каждая группа защищает свою работу)

 «Крылатые выражения»   (Слайд 11)

- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи.

Вы должны отгадать, из какой басни то или иное выражение:  

1. «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»  («Слон и Моська») (Слайд 12)

2. «А вы, друзья, как ни садитесь,
     Всё в музыканты не годитесь»  
(«Квартет»)  (Слайд 13)

3. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак и Щука»)  (Слайд 14)

4. «От радости в зобу дыханье спёрло» («Ворона и Лисица»)  (Слайд 15)

5. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» («Кукушка и Петух»)  (Слайд 16)

     «Продолжи отрывок из басни»   (Слайд 17, 18)

* На ту беду Лиса близёхонько бежала;

   Вдруг … (сырный дух Лису остановил).

* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

    Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).

*  Мартышка тут с досады и печали

    О камень … (так хватила их,

    Что только брызги засверкали).

*  Всё прошло: с зимой холодной

    Нужда, голод настает;

    Стрекоза … (уж не поёт).

*  Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

    Увидевши слона … (ну на него метаться).

*  Однажды Лебедь, Рак и Щука …

    (Везти с поклажей воз взялись…)

    Игра «Брейн-ринг»   (Слайд 19-21)

  1. Назовите героя, который «слушает да ест».

(Кот Васька, басня «Кот и Повар»)

    2. Кто так говорил:

«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час,                                                                                                                                               Так, что голову вскружило?»  

 (Стрекоза, басня «Стрекоза и Муравей»)

3. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня «Квартет») 

4. Внимание, «чёрный ящик»!

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа?»

- Что это за предмет? (Зеркало, басня «Зеркало и обезьяна») 

5. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? («Кукушка и Петух») 

6. Куда попал «Волк ночью, думая залезть в овчарню»?  (На псарню, басня «Волк на псарне») 

7. Внимание, «чёрный ящик»!

 В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».

(Очки, басня «Мартышка и Очки») 

(Технология развития критического мышления.                                                                                               Художественная форма письменной рефлексии. «Синквейн».                                                                                  Работа в парах. )

     «Сочини синквейн».  (Слайд 22)

Работа в парах.

  - Сочините синквейн на любого героя из басен И. А Крылова.

V.  Итог урока.  

    - Интересно было читать басни И.А. Крылова?

     - Нужна басня сегодня?

     - Чему вас научили басни И. А. Крылова?  

     - Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение   к материалу урока.   (Слайд 23)

     - Спасибо всем, кто читал басни внимательно и  работал старательно!  (Слайд 25)

VI.  Домашнее задание.   (Слайд 24)

- выразительное чтение басни наизусть (по выбору);

- нарисовать иллюстрацию к басне +.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...