И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
методическая разработка по чтению на тему

Никифорова Снежана Вадимовна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

1. ФИО учителя:

Никифорова Снежана Вадимовна

2. Место работы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД С.КАТРАВОЖ

3. Должность:

Учитель начальных классов

4. Предмет:

Литературное чтение (внеклассное чтение)

5. Класс:

2

6. Тема урока:

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

7. Цель урока:

  • раскрыть понятие литературного жанра «басня»
  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь,  Рак и Щука»

             8. Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Воспитательная:

  • Прививать  интерес  к  изучению  литературы.

            Развивающая.

  • Развивать  устную  речь,  мышление,  умение  аргументировано  выражать  свои  мысли  и   воспринимать  мысли  других.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: фронтальная, в парах.

12. Необходимое  оборудование:

Ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням.

Структура и ход урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

Выполняют оценку/самооценку готовности к уроку

 Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности (на уроке).

Управляет ситуацией самооценки.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

  • правильность выбора учебных принадлежностей,
  • правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
  • самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Читают дети (Алина К., Маша Р.):

- Поговорим? (поговорим)

- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)

- О чем-то знаю я. (А что-то мне известно)

- Поговорим? (поговорим).

- (вместе) Нам будет интересно.

Регулятивные

Личностные

Введение в тему. Постановка целей и задач.

Формирование и развитие ценностных отношений к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

- Сегодня у нас с вами праздник. Спросите: «Почему?». Потому что мы вновь встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгой – это всегда праздник.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Сегодня нам в этом поможет один дедушка.

Слайд 1. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Догадались кто этот человек?

Что мы сегодня на уроке будем изучать?

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

Слайд 2. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? Слайд 3. 

Формулируют тему урока, цели.

Ответы детей.

Потому что животные подняли Крылова на высоту славы

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Работа над темой урока.

1. Знакомство с баснописцем И.А.Крыловым.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала.

Сейчас более подробно нас познакомят с И.А.Крыловым ученики нашего класса.

Слайд 4. Родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера.

Семья была бедной и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования.

 В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя тем самым недостаток образования.

Слайд 5. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как    драматург.     Писать басни он начал в 37 лет и подписывался          «НАВИ   ВОЛЫРК».

Слайд 6. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта.

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

2. Работа с текстом учебника.

Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему?

Давайте прочитаем текст

. Что нового узнали о баснописце?

Каким он был человеком? 

Что удивило вас в этом сообщении?

Ответы детей.

Читают по цепочке.

 Трудолюбивым, любил учиться.

Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве

Познавательные

Регулятивные

3. Работа с иллюстрациями к басням.

Вспомните, какие произведения написал И.А.Крылов.

Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?

Называют известные им басни Крылова.

Познавательные

Личностные

4. Подготовка к восприятию басни.

Слайд 7. Дети, прочитайте , что написано на доске, только справа – налево (слова записаны наоборот ЬДЕБЕЛ, КАР, АКУЩ). Что вы знаете об этих животных? Какими их себе представляете?

А кто знает, в каком произведении встретились все эти животные?

Правильно. На уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Читают - лебедь, рак, щука

Дети отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

5. Знакомство с понятием басня.

Слайд 8. Что такое басня?

На что похожа басня? Кто является действующими лицами?

В басне всегда есть поучение, совет – мораль. В морали осуждаются глупые поступки. Дети, давайте сделаем вывод, так что же такое басня?

Ответы детей.

Слайд 9.С помощью учителя делают вывод: Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

Познавательные

Регулятивные

Работа над басней И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Учить работать с басней: анализировать, делать выводы.

Слайд 10. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? 

Они живут в воде.

Познавательные

Прослушивание басни.

Аудиозапись.

Регулятивные

Коммуникативные

Проверка первичного восприятия.

Что заставило вас улыбнуться? 

Каким был ваш смех? 

Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

Герои не смогли сдвинуть воз.

Добрым, не злым.

Ответы детей.

Коммуникативные

Познавательные

Повторное чтение басни с заданием.

– Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо. Обсудите в парах.

Дети самостоятельно читают басню, подчеркивают слова. Обсуждают значение в парах.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Словарная работа.

Слайд 11. Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Впряглись -

Значение слов устанавливается по словарю Ожегова.

Познавательные

Анализ басни.

Ответь словами басни.

Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Как они старались выполнить работу? 

Получилась ли их затея? 

Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. 

Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? 

Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

Из кожи лезут вон

А возу всё нет ход

“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело.

Товарищи, поклажа легка

Познавательные

Коммуникативные

Словарная работа.

Замените своими словами выражения из басни:

“Из кожи лезут вон”

“А воз и ныне там”

“А возу все нет ходу”

очень стараются

воз стоит на прежнем месте

герои не сдвинули воз с места

Познавательные

Работа над выразительным чтением басни.

Давайте прочитаем басню выразительно.

С каким настроением вы будете читать басню?

Какое чувство вызывают у вас герои этой басни?

Как автор относится к своим героям?

Двое детей читают басню. 

Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти во).

 Он сожалеет, что в товарищах нет согласья

Коммуникативные

Регулятивные

Работа над моралью басни.

Слайд 12. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. 

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Познавательные

Связь с жизнью. Работа над пословицей.

Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню?

Прочитайте пословицу. Объясните её значение.

Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.

Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках.

Домашнее задание

3 человека к доске, унести поклажу (мешок с листочками, на которых записано дом. задание)

Сами вытягивают листочек с заданием.

  1. Подготовить выразительное чтение басни.
  2. Нарисовать иллюстрацию к басне .
  3. Подобрать 3 пословицы, соответствующие морали басне.

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Подведение итогов. Рефлексия.

Оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Слайд 13. Что такое басня?

Для чего и зачем нужно изучать басни? 

Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? 

 Интересно ли было на уроке?

Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?

Ответы детей.

Чтобы избавляться от своих пороков.

Глупость, лень и т.д.

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

МОРАЛЬ -   ПОУЧЕНИЕ,  ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

Цель

Выяснить …

Учиться …

Подготовить выразительное чтение басни.

Нарисовать иллюстрацию к басне.

Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни.

Подготовить выразительное чтение басни.

Нарисовать иллюстрацию к басне.

Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни.

Подготовить выразительное чтение басни.

Нарисовать иллюстрацию к басне.

Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни.

Подготовить выразительное чтение басни.

Нарисовать иллюстрацию к басне.

Подобрать три пословицы, соответствующие морали басни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Басня И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Урок литературы в 3 классе....

И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

УМК "Перспективная начальная школа", раздел учебника "Учимся житейской мудрости"...

Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Школа России")...

Разработка урока литературного чтения "И.Крылов. Лебедь, рак и щука"

Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с новым  произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность ...