внеклассное занятие по литературному чтению
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Цыбанова Ирина Николаевна

Тема: «В гостях у сказки. Литературный ринг»

Тип занятия: закрепление пройденного.

Задачи:

                 1.Личностные: расширять познавательные интересы, учебные     

                 мотивы, осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать     

                  собственное    поведение и поведение окружающих, высказывать          

                 свое мнение.

               2.Метапредметные:  

             Познавательные УУД:

*осознанность восприятия литературных  произведений; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведений; логические – построение рассуждений.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие

Коммуникативные УУД:
•уметь взаимодействовать с окружающими,

умение передавать свои мысли и чувства ,умениеформировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению.

                 3.Предтетные:проверить и закрепить у учащихся знания о      

                     содержании  различных книг, формирование потребности в    

                      систематическом чтении, понимания роли чтения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vneklassnoe_zanyatie_dlya_kursov.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у сказки. Литературный ринг»

Тип занятия: закрепление пройденного.

Задачи:

        1.Личностные: расширять познавательные интересы, учебные      

                 мотивы, осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать      

                  собственное    поведение и поведение окружающих, высказывать          

                 свое мнение.

              2.Метапредметные:  

             Познавательные УУД:

*осознанность восприятия литературных  произведений; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведений; логические – построение рассуждений.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие

Коммуникативные УУД:
•уметь взаимодействовать с окружающими,

умение передавать свои мысли и чувства ,умениеформировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению.

        3.Предтетные:проверить и закрепить у учащихся знания о      

                     содержании  различных книг, формирование потребности в    

                      систематическом чтении, понимания роли чтения.

        Ход занятия.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формируемые УУД

1.Организованный момент

Ребята, сегодня мы проведём с вами весёлую игру, где вы должны будете вспомнить героев популярных детских книжек- как их звали , где они жили и в какие приключения попадали. С нами будет путешествовать Смайлик, посмотрите какое  у него радостное настроение, а какое  настроение будет у вас в конце игры ,мы увидим.

(Звучит музыка Птичкина» Сказки гуляют по свету»

1ученик

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки …

2ученик
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски ...
Тихонько скрипит половица.
По комнате ходит сказка ...

Звучит песня «Голубой вагон»

Ребята! Начинаем наше путешествие в сказку. Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими. Ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку  Рябу,  про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.

Учитель:  Называйте любые сказки, которые вы знаете, только не повторяйте уже названные сказки.

Сегодня мы в очередной раз встретимся со сказкой.

 Кто много сказок прочитал легко найдёт ответы.

Да ты и так давно их знал,

Ну что, проверим это!

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце игры мы выберем лучшего  знатока сказок.

Разминка.

* Кто из героев русских сказок просил: «Отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» (Щука)

*Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас)

  • Лучший друг Винни Пуха? (Пятачок). 
  • Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем). 
  • Автор сказки «Золушка»? (Ш.Перро). 
  • Друг Чебурашки? (Крокодил Гена). 
  • Жених Дюймовочки? (Крот). 

       *Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко). 

  • Доктор, лечивший всех зверей? (Айболит).
  • Кто спас от крота Дюймовочку? (Ласточка).
  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках). 
  • Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
  • Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
  • Кто написал сказку «Колобок»? (Сказка народная). 
  • Аппарат, на котором совершала полёты Баба-Яга? (Ступа, метла).
  • Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
  • Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка). 

Учитель:- Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное. Давайте попробуем догадаться все вместе от кого оно может быть

«Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь»

- Как вы догадались о ком идет речь?

Учитель:К нам пришла  сама Баба-Яга. Что же ей нужно?

Баба-Яга :Всё ходют и ходют! А потом ступы пропадают, мётлы теряются! А главное – никакого покоя! Как они меня уговаривали: переселяйся, мол, из своей чащи в дремучий город, мы тебе избушку поставим, лучше чем твоя на курьих ножках. Сиди себе, аль на печи полёживай, а вокруг детки – малолетки. Детки! Четыре раза в день: «Здрасьте, мы к вам на экскурсию пришли!» Где же тут пожилой Яге покой найти! А ведь мне скоро 300 лет будет, не молоденькая.

А вчера притомилась я, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в чащу лесные газеты редко приносят. Тут слышу – ребята пришли. Кто – то говорит: «Вот это русская печь. Ну, кто смелый, в печь залезть не побоится?» Открывается заслонка: «Ой!» Аж в лице переменился. А чего «ой».Ну, Баба – Яга сидит, ну, газету читает, уж и отдохнуть нельзя! И всё ходют и ходют! Никакого покою!.

А теперь за дело! Хочу, детки, тоже проверить , знаете ли вы сказки?

Как называется предмет, с помощью которого я летаю? (Ступа)

2. Какие слова надо сказать избушке, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом)

-Молодцы, это были лёгкие вопросы, а теперь посложнее.

3. Трое пытались поймать того, кто покинул двух стариков, но этот тип трижды уходил от них, А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал его и съел.(Колобок)

4. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина. Какую обувь предпочитал этот зверь? (Сапоги. «Кот в сапогах»)

5. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный! Кто он? (Кощей Бессмертный. «Царевна – лягушка»)

6. Какая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства? Однако, зазнавшись, оскорбила своего мужа – спонсора и вновь обеднела. Какая профессия супруга этой женщины? (Рыбак)

- Молодцы, ребята. Вот вам за правильные ответы по куриной ножке, чтоб легче было идти по лесной дорожке. До свиданья!

Учитель. К нам ещё и Леший пришёл. Что нужно ему?

Там чудеса, там Леший бродит…» Вы верно думаете, что глаза у него глаза, а круглые зелёные мигалки горят, светятся. Брови косматы, борода длинная, лохматая.

Вижу ваше недоумение. Вы думали страшного Лешего увидеть, а я ещё мальчик и зовут меня Лешачок И как все дети ,я люблю пошутить, поиграть. Но вы не бойтесь, я не буду задавать трудных вопросов.

А сейчас все мои вопросы будут связаны с волшебной обувью. Будьте внимательны.

1. Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (калоши ).

2. Какой обувью в одной стране стали измерять ногу, чтобы определить личность человека? (хрустальной туфелькой Золушки ).

3. Какую обувь носило домашнее животное, которое вывело своего хозяина простака в люди, не побоявшись людоеда. (Сапоги, их носил кот)

4. Какую плетённую обувь носил Иванушка – дурачок? ( лапти ).

Учитель. Ребята, а этого героя вы, наверное, сразу узнали. Правильно, это Домовой.

Домовой: Здорово, ребята! Давным – давно. Уж и не упомнить когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, скотину держали, и стали они примечать; в одном хозяйстве кони справные, коровы удойные, дети – крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся – всё спорится, будто помогает кто-то. А у соседа беда за бедой: то лошадь захромает, то поводится в курятнике мела, сидит хозяйка шьёт – нитки рвутся. Ох, неспроста это! Видать, живёт кто – то в доме не видимый. Кто же - это? Правильно, это я – Домовой. Общество любителей дома послало меня к вам узнать, что здесь происходит. Я тихонечко дверь приоткрыл, слышу голоса взрослых ..., разговаривали тётеньки, что в доме работают. Они, как только меня заметили, говорят: « Как хорошо, что ты к нам пожаловал! Раз ты Домовой поможешь нам всё устроить, чтоб интересно в нашем доме было! »

Вот теперь я живу здесь в этом красивом доме. А для того, чтобы и дальше мне жить, вы должны ребята мне помочь справиться с нечистой силой, и отгадать их у меня.

Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате. ( Баба Яга )

2. Сказочный лесной обитатель, подручный той неприятной старухи, имя которой вы только – что отгадали (Леший )

3. Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляется слово «Болотная». ( Кикимора )

4. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как - бы навредить людям. ( Чёрт )

5. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. (Кощей Бессмертный)

6. Девушка необычайной красоты, которая живёт в озере (Русалочка )

7. Огромный зверь со множествами голов (Змей Горыныч )

8. Милый маленький человечек, который живёт в каждом доме и охраняет его (Домовой )

- Правильно, ребята. На этом я прощаюсь с вами, до новых встреч!

Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Давайте дружно выполним физкультминутку (дети с учителем выполняют упражнения).

«По сказочной дорожке

Шагают наши ножки.

На пенёчек мы присели.

Вкусных пирожков поели.

Вдруг из леса вышел волк,

Он зубами клацкнул - щёлк,

Но мы не испугались.

От волка все умчались».

Учитель: Путешествие  продолжается

   Остановка «Русские народные …».

В этом государстве живут сказки и их герои. Отгадайте сказку и героя (изображение названного героя появляется на доске).

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте её  я  поймала.

И, распростившись, с зелёною кожей,

Сделалась я мигом красивой, пригожей.             (Царевна – лягушка)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца …                            (братец Иванушка)

Кто – то за кого – то

Ухватился крепко:

«Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!»

Но ещё помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Общий труд.

Кто засел так крепко?                                  (Репка)

Учитель.

Кто сочинил эти сказки? Как они называются? Почему остановка называется «Русские народные …»?

А теперь узнайте этих героев. Они встречают вас на остановке «Зарубежные …»

Я к бабушке шла,

Горшочек масла, пирожок несла,

Но волка повстречала на беду,

И он спросил, куда же я иду.

Потом печально было:

С бабушкой нас съели,

Но вовремя охотники успели.   ( Красная Шапочка)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочёной карете

Пахать на сказочный бал.               (Золушка)

Учитель.

   Как называются сказки, которые сочинил (переработал, записал) человек, живущий в другой стране? Мы с вами на остановке «Авторские …».

Назовите героев этих сказок.

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает  всяк…            ( Крокодил Гена)

Был он тучкой дождевой,

С Пятачком ходил домой,

И, конечно, мёд любил.                 ( Вини – Пух)

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок.

И заснята для кино,

И известна всем давно

Эта милая мордашка…

Он зовётся …  .                               (Чебурашка)

С буквой шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?                      (Буратино)

Учитель.

Отгадайте название этой сказки.

Красна - девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка.                (Снегурочка)

Я зимою, я зимою рождена.

Я из снега, я из снега создана.

Мои косы из пушинок из седых,

А глаза мои - из льдинок голубых.                (Снегурочка)

Кто сочинил эту сказку. Действительно, сказку сочинил народ. Называется сказка «Снегурочка». Но вот записал и переработал её В.И. Даль. Сказка его называется «Девочка Снегурочка».

Назовите героев сказки.

Ребята приготовили инсценировку сказки.

Инсценировка сказки.

Ведущий.

Мы расскажем сказку вместе, вшестером.

Жил – был дед и бабушка вдвоём.

Вот однажды, на озябший на лужок,

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови чёрным угольком.

Натирали щёки докрасна снежком

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло – голубых.

Вдруг красавица взглянула, ожила,

Тонкой бровью удивлённо повела…

(вырастает Снегурочка)

Снегурочка.

Я зимою, я зимою рождена.

Я из снега, я из снега создана.

Мои косы из пушинок из седых,

А глаза мои из льдинок голубых.

Дед.

Не одни теперь на свете мы живём.

Дочку ласково Снегурочкой зовём.

Баба.

Ты расти, расти, Снегурочка,

В добрый час.

Будь послушной дочкой, ласковой

У нас.

Ведущий.

Вот живут теперь они уже втроём,

Но и мы заглянем с вами в этот дом.

Вот наш дедушка всё трудится, всё шьёт

И бабуся от него не отстаёт.

А Снегурочка всё убрала, подмела,

Взяла ведро – за водицею пошла.

(Снегурочка выходит)

Дед.

Ты поди, бабуся дочку позови:

Сделал я для дочки чудо – сапожки.

Баба.

Я сейчас её покличу, дед, постой,

Побежала наша дочка за водой.

Эй! Снегурочка, домой скорей беги,

На обновку, на сапожки погляди.

Я ведь тоже много ночек не спала.

В косы ленты ей атласные ткала.

Я связала тебе варежки, платок.

Сделал батюшка нарядный кожушок.

Снегурочка.

Вот спасибо я сердечное скажу.

За добро я вас всегда благодарю.

Ведущий.

Но пришли с весною солнечные дни,

А Снегурочка под берёзою в тени.

Песню ласково берёзка ей поёт.

Собираются подружки в хоровод.

(подружки водят хоровод)

Ведущий.

Наплясались. Погулять пошли гурьбой

И Снегурочку решили взять с собой.

Через садик, через поле в лес пришли.

Там костёр из тонких веток развели.

(прыгают)

Вот задумали они в игру играть:

Через пламя захотелось им скакать.

Ловко прыгнула подруженька одна

И другая перепрыгнула тогда.

Подружки.

Ты боишься что ли прыгать?

Говори!

Снегурочка.

Не боюсь я, посмотрите.

Раз, два, три.

(прыгает)

Ведущий.

Вот подпрыгнула Снегурочка моя

И растаяла, исчезла навсегда.

Над костром остался чуть заметный след.

И Снегурочки на свете больше нет.

Учитель.

   Мы посмотрели с вами инсценировку сказки «Снегурочка». Это сказка  - народная или авторская? Почему?

Ну, а теперь мы в «Адресном сказочном бюро». Надо отгадать местожительство героя или героев и определить сказка народная или авторская.

1. Где жили старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке»? Кто автор?

2. Где сначала жил герой, который правильно знал, как едят бутерброд, и учил других этому? Куда он с другом переехал? Кто этот герой? Кто сочинил сказку?

3. Он от дедушки ушёл,

    Он от бабушки ушёл,

    И от волка с медведем скрылся …

Кто это? Где он родился? Где прогуливался и попал в беду?

4.  Летела стрела и попала куда – то,

     А там поймал её кто – то.

     И распростилась она с зелёною кожей,

     И стала красивой и очень пригожей.

Кто это? Кто автор?

5. Появилась девочка в чашечке цветка,

    И была та девочка чуть больше ноготка …

Кто это? Кто автор?

Учитель.

   Остановка называется «Сказочное бюро находок».

   Помогите героям узнать свои вещи.

- сапоги (кота в сапогах)

- монета (мухи – цокотухи)

- петушок (царя Дадона)

- маленькая хрустальная туфелька

- волшебное зеркало, умеющее говорить

Учитель: А сейчас остановка( Вспомните правильные названия русских народных сказок)

  • «Царевна-индюшка»  («Царевна – лягушка»)
  • «По собачьему велению»   («По щучьему велению»)
  • «Иван-царевич и зелёный волк»  («Иван-царевич и серый волк»)
  • «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»  («Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  • «Петушок – золотой пастушок»  («Петушок – золотой гребешок»)
  • «Мальчик с кулачок»   («Мальчик с пальчик»)
  • «У страха уши велики»   («У страха глаза велики»)
  • «Лапша из топора»   («Каша из топора»)

Учитель:           Следущая остановка        «Сказки водят хоровод».

- По началу текста узнайте русскую народную сказку.

1) «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь; у него было 3 сына – все молодые, холостые, удалые…» («Царевна-лягушка»)

2) «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)

4) «Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Вот раз зимой выпало много снега…» («Снегурочка»)

5) «Жили-были старик со старухой и была у них курочка…» («Курочка Ряба»)

Следущая остановка(Сказочный переполох.)

- Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.

Царевна

поросенка

Иван царевич и

Хаврошечка

Крошечка

лягушка

Финист

Бессмертный

Жар птица и

Серый Волк

Кощей

Ясный сокол

Три

Василиса-царевна

3. Итог занятия.

(Объявляется счет и выявляется победитель.  Вручается приз, остальным участникам объявляется благодарность и утешительные призы. )

-Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы знаете и любите сказки. Но есть еще очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас ещё ждут интересные и неожиданные встречи с героями сказок.

Кому из вас понравилось путешествие?

Кто бы хотел его продолжить?

Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?

-А в заключение хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

Пришла пора сказать

«До новой встречи»

Окончен сказочный наш карнавал

В гостях мы были у гостей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.»

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу

Своих любимых сказочных героев

В заветный час они тебе помогут

Сделать жизнь светлей.

Дети готовятся к работе на уроке

Дети читают стихи

Дети отвечают на вопросы

Дети выполня-ют задания учителя

Дети отгады-вают от кого письмо

Дети участвуют в драмати-зации

Называют героев сказок

Инсцени-руют сказку

Дети выполня-ют задания сказочно-го героя

Отгадыва-ют местожительство

Эмоциональный настрой

Умение слушать

Отвечать на вопросы

Формулировать высказывание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"

Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....

Внеклассное занятие по литературному чтению, посвященное новогоднему празднику по теме: «Театрализованная инсценировка сказки «Волк, ворона и веселые зайчата».

Цель:расширять представления детей о новогоднем          празднике;          побуждать их к выразительно...

Внеклассное занятие по литературному чтению в 1 классе

Урок разработан в виде путешествия по стране сказок, чудес и волшебства...

Внеклассное занятие по литературному чтению для обучающихся 1 -4 классов

КВН- « Сказки А. С. Пушкина Внеклассное занятие по литературному чтению, имеющее целью ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА., расширить кРУГОЗОР.ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ...

внеклассное занятие по литературному чтению "Конкурс сочинителей" 2 класс

Внеклассное занятие по литературному чтению "Конкурс сочинителей"  можно использовать как в отдельном классе, так и на параллели 2 классов...

Внеклассное занятие по литературному чтению "В гостях у сказки"

Внеклассное занятие по литературному чтению проведено в виде путешествия по станциям. В маршрутных листах путешествия отмечались результаты детей в познании авторских и народых сказок....