«Мир животных в произведениях А. И. Куприна»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

«Мир животных  в произведениях А. И.  Куприна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zhivotnykh_a.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

«Мир животных  в произведениях А. И.  Куприна»

учитель начальных классов Ярукина Ольга Васильевна

МБОУ «Гимназия № 2» г.Чебоксары

Цели  урока:

  1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.                    
  2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
  3. Развитие  способностей детей внимательно и вдумчиво относиться  к художественному слову.

Оборудование  урока:

Тексты  рассказов  на  каждой  парте.

Портрет А.И. Куприна.

Выставка книг.

Иллюстрации к произведениям  писателя.

Предварительная  подготовка:

Чтение  рассказов  А.И. Куприна  о  животных.

Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.

Подбор иллюстраций к рассказам  Куприна.

План  урока:

  1. Вступительное  слово  учителя.
  2. Сообщение  учащихся  о  писателе  А.И.  Куприне.
  3. Работа с текстом.
  4. Работа  с  иллюстрациями,  нарисованными  (подобранными)  детьми
  5. Работа в группах (сочинение детьми рассказов о животных).
  6. Подведение  итогов.
  7. Домашнее  задание.  

Ход  урока

1. Вступительное  слово  учителя

Мир  животных  в  произведениях  Александра  Ивановича  Куприна  удивителен,  необыкновенен  и  своеобразен.  Редко  кто  из  художников  так  превосходно  воссоздавал  их  нравы  и  характеры,  привычки  и  верность  человеку. Писатель любил и  хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом».  У Александра  Ивановича  Куприна  более  30-ти  рассказов о  животных.  Эти  рассказы,  рассыпанные  по  разным  изданиям,  могли  бы  составить  целую  книгу.  И  сегодня  на  уроке  мы  поговорим  о  своеобразии  рассказов  А.И.  Куприна,  посвящённых  миру  животных.

2. Выступление учащихся (добавленное  учителем)

Александр Иванович Куприн (1870–1938) был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки-сенбернары, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.

Пройдя  ещё  в  детстве  через  ряд  разнообразных  испытаний,  принуждённый  приспособиться  к  жестокой  среде  Сиротского  училища,  кадетского  корпуса,  юнкерского  училища,  Куприн  сберёг  в  душе  способность  не  причинять  боль,  сохранил  умение  сострадать,  сочувствовать.  

Один  из  друзей  писателя вспоминал,  что  он  ни  разу  не  видел,  чтобы  Куприн  прошёл  мимо пса на улице и не остановился,  чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию  рассказов  о  собаках:  «Белый  пудель»,  «Пиратка»,  «Собачье  счастье»,  «Барбос  и  Жулька»,  «Завирайка»,  «Барри»,  «Бальт», «Ральф»  и  другие.

Находясь  в  эмиграции  во  Франции,  писатель  часто  обращается  к  существам  самым  чистым  и  честным  в  этом  мире – детям  и  животным.  А.И. Куприн  заметил  однажды,  что  дети  вообще стоят к животным гораздо ближе,  чем  это  думают  взрослые.   Рассказы  Куприна  о  животных  несут  в  себе  высокое,  человеческое,  доброе…

   Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он  узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый  укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:        

Сам Куприн — писатель

С нами был приятель.

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе  почти  не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

3.  Работа с текстом.

 Название рассказа содержит и цель  – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. Давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!

1-й отрывок. «Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком.  Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.  

Выросла, словом, всем кошкам кошка.  Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш!..»

-Как мы озаглавим эту часть?

«Пушистый комок».

Беседа.

-Что  в «портрете» котёнка  выделяет автор?

Куприн выделяет:

- форму тела: пушистый комок

-глаза весёлые 

-нос: бело-розовый 

-повадки : лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный;

-окраску: чёрно-рыже-белый комок

2-ой отрывок.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.

-Как мы озаглавим эту часть?

«Всем кошкам кошка».

-Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

План описания Ю-Ю.

  1. Общий вид: большая, стройная, гордая, первая красавица.
  2. Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
  3. Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
  4. Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
  5. Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
  6. Лапки: в широких штанишках.
  7. Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).

-Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?

-Почему мы представляем Ю-Ю как живую?

Благодаря выразительному письму Куприна.

-Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.

Ответы:

  1. большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
  2. гордая осанка, огненные пятна, т.е. яркие, горящие, пышная манишка эпитеты;
  3. метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки;
  4. сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).

Ты заметь, милая Ника: живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем.  Просто - не интересуемся.  Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой - своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей... (То есть животные – совсем как люди? Правильно?)

И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных.  (Почему?)  Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, - его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел - животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: "Этого я не могу. Делай со мной что хочешь". И можно бить его сколько угодно - он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек?  (То есть, люди обвиняют животных в собственных грехах).  Лошадь - совсем другое дело.  Она нетерпелива, нервна и обидчива. Она сделает даже то, что превышает ее силы, и тут же подохнет от усердия...

Говорят еще: глуп, как гусь... А умнее этой птицы нет на свете.  (И как об этом можно догадаться?)  Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору - гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор - сейчас же гусиный переполох: "Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?"

 А какие они... Ника, не жуй бумагу. Выплюнь... А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала!  (И какие?) Птенцов высиживают поочередно - то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, - по женскому обыкновению, - господин гусь выйдет, возьмет ее клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям. Вот как-с!  (Почти как люди)

И очень смешно, когда гусиное изволит прогуливаться.  (И что в этом смешного ?)  Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока.  Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги:  сейчас же зазмеит над землею, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жесткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясет ущемленным ухом.

А за гусем - гусенята, желто-зеленые, как пушок на цветущем вербном барашке. (Вот кого он защищает) Жмутся друг к дружке и пищат. Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды - не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. Маменька - сзади. Ну ее просто описать невозможно - такое вся она блаженство, такое торжество! "Пусть весь мир смотрит и удивляется, какой у меня замечательный муж и какие великолепные дети. Я хоть и мать и жена, но должна сказать правду: лучше на свете не сыщешь". И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается... И вся семья гусиная - точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке. (Опять прямое сравнение с людьми).

И отметь еще одно, Ника: реже всего попадают под автомобили гуси и собачки таксы, похожие на крокодилов, а кто из них на вид неуклюжее, - трудно даже решить. (Не верь тому, что кажется на первый взгляд)

Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят?  Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так - дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку.  Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм.  (То есть, люди, не знающие лошадей?)  У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке... За что же лошадь будет его уважать, спрашиваю я тебя?  (То есть, приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески)

А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, - конечно, если только она в хороших, понимающих руках. (Значительное условие)

У арабов - лучшие, какие только ни на есть, лошади. Но там лошадь - член семьи.  (И в чем это может выражаться?)  Там на нее, как на самую верную няньку, оставляют малых детей. Уж будь спокойна, Ника, такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает. А если чумазый ребятенок уползет на четвереньках куда-нибудь в колючие кусты, где змеи, лошадь возьмет его нежненько за ворот рубашонки или за штанишки и оттащит к шатру: "Не лазай, дурачок, куда не следует".

И умирают иногда лошади в тоске по хозяину, и плачут настоящими слезами.

3-й отрывок.

Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место, сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

-Как назовём третью часть?

«Часы семейного счастья»

-Чем отличается этот отрывок от предыдущего?

Там портрет  статичный, неподвижный, в этом описании даны повадки Ю-ю, её характер.

-Какая часть речи вытеснила обилие прилагательных?

 Глагол.

-Каков характер Ю-ю в повадках?

Мягкий упругий толчок, вскочила …поворочалась, помялась, облюбовывая место, села рядышком , превратилась в пушистый горбатый комок; превратилась вмаленькое изваяние, скульптуру: четыре лапки подобраны, спрятаны,  две передние бархатные перчаточки  высовываются чуть-чуть.

-Какова же обобщающая мысль о характере Ю-ю?

Лёгкая, подвижная, грациозная; преданная, любящая, помощница хозяина, чуткая, в минуты трудности всегда рядом.

План.

  1. Пушистый комок.
  2. «Всем кошкам кошка»:

а) общий вид.

      б) окраска.

            в) особые приметы.

      г) мордочка (усы, глаза, нос).

      д) шерсть.

      е) лапы.

      ж) хвост.

3) Часы семейного счастья:

      а) повадки Ю-ю;

      б) характер Ю-ю.

- Предположите, почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой? С какой целью А.И. Куприн адресует своё произведение ребёнку?

- На протяжении всего рассказа писатель опровергает те «истины», которые многим кажутся общепринятыми: «осёл глуп», «глуп, как гусь», «лошадь глупа... у неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест», «кошка –животное эгоистическое... она привязывается к жилью, а не к человеку». Какие доводы против этих «истин» приводит Куприн? Чему он учит Нику? («И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных».)

- А.И. Куприн говорит, что у собак есть «своя особенная душа, свои привычки, свой характер». Докажите текстом рассказа, что у Ю-ю

тоже есть душа, привычки и характер.

(Индивидуальная работа – составление блок-схемы «Характер Ю-ю)

- В каких отношениях находятся рассказчик и Ю-ю? Можно ли сказать, что они нужны друг другу? (Отвечая на эти вопросы, надо заметить, что рассказчик любуется Ю-ю, рисуя нам её портрет, уважает её и слушается, восхищается её преданностью больному Коле, нуждается в ней во время ночной работы. Он замечает: «Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные –людей гораздо быстрее и тоньше».)

Подводим итог: Ю-ю делами доказывает существование у нее чувств, мыслей, привязанностей. Она действительно «всем кошкам кошка».

4. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми.

Учащиеся  по  очереди  показывают  иллюстрации  всему  классу.  Надо  определить,  к  какому  рассказу  сделан  рисунок,  какой  момент  отображён.  Затем   своё  предположение подтвердить цитированием.

А.И. Куприн был  убеждён  в  том,  что  животные  отличаются  своей  памятью,  способностью  различать  время,  пространство,  звуки  и  даже  цвета.  У  них,  по  его  мнению,  бывают  привязанности  и  отвращение,  любовь  и  ненависть,  благодарность  и  признательность,  гнев  и  смирение,  радость  и  горе.

5. Работа в группах. Ребята делятся на группы. Командир  группы , не глядя, достаёт из пакета игрушку. У каждой группы животное разное. Задание: составить рассказ, в котором главным героем будет данное животное.

6.  Подведение  итогов

– Чему  учат  рассказы  Александра  Ивановича  Куприна? (Александр Иванович Куприн   призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

Главным итогом должно стать углубление понимания смысла названия раздела «Мы не можем без них, а они без нас».

7.  Домашнее  задание:  прочитать новые рассказы о животных Куприна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по произведениям А. Куприна

В данном  материале представлены вопросы для учащихся начальных классов по детским произведения А. Куприна...

Тест по произведениям о животных Д.Н. Мамина-Сибиряка и И.А. Куприна (3 класс)

Итоговый тест составлен по материалам учебника литературного чтения Л.А. Ефросининой...

Произведения А.И.Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».

Цели урока:Познакомить детей с рассказом А.Куприна «Барбос и Жулька».Отрабатывать навык осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения.Учить анализировать поступки героев, с целью выявления ...

Произведение А.И. Куприна "Барбос и Жулька" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Произведение А.И. Куприна «Барбос и Жулька»Цели урока:- познакомить учащихся с произведением А. Куприна «Барбос и Жулька»- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспе...

Тест по литературному чтению на родном языке по произведению А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Тест поможет проверить усвоение изученного произведения А.И. Куприна "Чудесный доктор"...