Литературное чтение. Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
план-конспект урока по чтению на тему

Губанова Светлана Владимировна

Урок по теме: Г.Х. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._stoykiy_olovyannyy_soldatik.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 

Сказка Г.-Х. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”.

Цели: 

  • Продолжить работу над содержанием сказки, ее особенностью, используя различные виды работы с текстом.
  • Помочь понять настроение автора. Познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя.
  • Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
  • Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать с текстом, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).
  • Продолжать работу по формированию умения анализировать текст,  выделять в тексте главное и обобщать прочитанное
  • Воспитывать духовность и уважительное отношение к окружающему нас хрупкому миру чувств.

Оборудование: 

  • Портрет Г.-Х. Андерсена.
  • Выставка рисунков “Стойкий оловянный солдатик”.
  • Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”.
  • Музыка к физминутке и для работы над текстом.
  • Выставка книг-сборников со сказками Андерсена

Эпиграф:

«В Дании цветущей, где свет увидел я,

                                                 Берёт мой мир своё начало»

I. Введение в урок.

- Эти слова принадлежат великому сказочнику. Его портрет вы видите на экране. Как зовут этого сказочника? (Ганс Хрикстиан Андерсен)

- Мы продолжаем путешествие по такому хрупкому и такому прочному миру чувств, который открывается нам в сказке, написанной для нас сказочником с добрыми глазами.

- Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете? (Дикие лебеди, Гадкий утенок, Дюймовочка,Свинопас, Принцесса на горошине, Новый наряд короля, Снежная Королева)

- Перед вами цитаты из различных сказок.

На доске справа появляется табличка со словом ЦИТАТА.

- И перед тем, как мы проведем небольшую разминку в виде чтения в полголоса, скажите, что обозначает слово цитата?

Что такое цитата? Это фраза или фрагмент в тексте, дословно скопированный из другого источника без внесения каких-либо изменений.

Цитата - это сравнительно короткая выдержка из литературного, научного или любого опубликованного текста, чьи-либо слова, приводимые дословно для подтверждения излагаемой мысли авторитетным источником или отрывок мелодии, музыкального произведения, которые используются с обязательным указанием автора высказывания или источника цитирования.

Предлагаю вам по отрывку узнать сказку Андерсена.

Отрывки из сказок читают ученики:

“… Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней и летать над этим большим лесом, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут даже кусты и деревья кажутся нам родными. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!..”

- Правильно, это сказка – “Дикие лебеди”.

“… Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости – помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… и вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик…”

Верно, это финал красивейшей сказки “Гадкий утенок”.

- «Блестящая лакированная скорлупа грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки – матрацем; а лепестки розы – одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь; а днем она играла на столе» («Дюймовочка»)

- «Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина  эта необычайно прекрасная, была вся изо льда» («Снежная королева»)

- «Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам:
- Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!»


- Назовите, какую из этих сказок  вы читали дома? («Стойкий оловянный солдатик»)

II. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена.

- Мы услышали отрывки из замечательных сказок Андерсена, а что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ учащихся (подготовить заранее):

Ганс-Христиан Андерсен(1805-1875) родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец – сапожник, мать – прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген (столицу) искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упада, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

Сразу после окончания университета появляется его первая книга очерков, которая вызвала к нему большой интерес. Когда Андерсену исполнилось 25 лет, к нему пришла слава, только вначале за  границей.

В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его, наконец,  признали и на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь устроили иллюминацию, а детям в этот день разрешили не идти в школу.

*******************************

Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
Это была страна лесов, гор, водного мира.
Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только на переделал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».
Всего Андерсен написал 170 сказок.

***************************************

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

2005 год отмечался во всем мире, как год Ганса Христиана Андерсена. 

Продолжает учитель:

Сказки этого писателя учат доброте, любви, человечности. Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет К.Паустовский в своем рассказе “Великий сказочник” “… около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье …”.

III. Сообщение темы урока.

Мы сегодня продолжаем работу над сказкой о стойком оловянном солдатике. Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Ученик читает отрывок из рассказа “Великий сказочник”.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

- Может быть именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.

И прежде чем приступить к проверке домашнего задания, скажите из каких частей состоит любой текст?

1. Начало.

2. Развитие.

3. Кульминация.

4. Итог.

- А как называется начало сказки? (зачин)

На дом было задано чтение текста и заучивание по желанию зачина сказки. Откройте учебники на странице 118.

- Чтение наизусть (дети следят по тексту)

- К каким сказкам она относится: к сказкам о животных, к народным волшебным или авторским бытовым? Как вы считаете, народная сказка может быть такой же грустной, как авторская? Бывают ли народные сказки о любви? Почему они всегда хорошо заканчиваются?

- Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

- Какие это герои?

- Проверить, насколько хорошо вы запомнили развитее сюжета, нам помогут ответы на вопросы:

-Найдите ответ в учебнике:

а) Кому подарили оловянных солдатиков?

а) Где жила прекрасная танцовщица?

б) Найдите описание того, как игрушки устроили бал.

в) Для того, чтобы ответить: «Что произошло, когда часы пробили полночь?», вам понадобится восстановить деформированный текст. Слова какого героя вы бы прочли более громко и угрожающе, с нотками злости и негодования?

г) Как солдатик оказался на мостовой, и в каком он оказался положении?

д) Найдите строки, в которых автор описывает ливень и следующие за ним события

е) На странице 122 есть иллюстрация к сказке. Прочитайте отрывок, наиболее соответствующий картинке.

ж) Что произошло с лодкой, в которой плыл солдатик?

з) Что случилось с солдатиком, когда он погрузился на дно?

и) Как солдатик оказался на кухне, и что сделала кухарка?

к) Прочитайте первый из кульминационных моментов сказки.

л) Найдите ещё один кульминационный момент

м) Каков итог сказки?


V. Беседа после прочтения.

- В каком настроении вы остались после прочтения? Почему вам стало грустно?

- Кто передал вам эту грусть? (Автор)

- Кто понравился в этой сказке?

- Кто вызвал антипатию? Почему?

- Почему испытывали тревогу за солдатика?

- Почему Андерсен называет солдатика “замечательным путешественником”?

ФИЗМИНУТКА

VII. Дискуссия.

- Мы переходим к теме урока и постараемся прикоснуться к такому хрупкому и такому же прочному миру чувств.

Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?  

Перед вами листочки, на которых написаны различные характеризующие героев слова. Подчеркните, чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя?

Кого в сказке можно назвать отрицательным героем?

- Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).

- Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).

Работа над образом героя

Инсценировка.(с.118)

- Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу? Как характеризуют эти слова солдатика? (Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним)

- Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь». (Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней)

- Как же как поступил солдатик и как относилась к солдатику красавица? (И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе. Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая стояла на одной ножке и при этом ни разу даже не покачнулась)

- Как вели себя солдатик и танцовщица, когда игрушки устраивали бал? (Не трогались с места только оловянный солдатик да танцовщица. Она по-прежнему стояла на одном носке, протянув руки вперед, а он браво стоял на своей единственной ноге и не сводил с нее глаз)

- Какие испытания проходит солдатик? (Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы).

- Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.

- Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями? (Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…)

-  Андерсену, как и солдатику, приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни.  При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот это называется стойкость!»? (Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.)

- Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?

 («Был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»)

- Какими словами Андерсен отрывает нас от светлого мира влюбленных чувств?

(«Вдруг один из мальчиков…»)

В сказке есть такие слова: «Он чувствовал, что весь  горит. То ли от огня, то ли от любви. Он сам не знал»

- Как вы понимаете смысл этих слов?  (Ему жарко. Но даже здесь он любит: «Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал)

- Герои сгорают вместе. Как вы думаете: победила любовь или проиграла? (Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.)

Просмотр фрагмента мультфильма “Стойкий оловянный солдатик” (по тексту – последняя глава).

После просмотра учитель перечитывает последний абзац сказки:“… На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…”.

Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? Это сердечко влюбленного солдатика. Авторской печалью овеян конец повествования. История оловянного солдатика и его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не только для детей, но и для взрослых. И через десять и через двадцать лет вы с интересом будете перечитывать сказки Андерсена, находя в них новый смысл, особый лиризм и изящество.

Учитель обращает внимание на некоторые рисунки, ребята выражают свое одобрение.

- Сколько света, добра, творчества в ваших рисунках!

- Спасибо вам за этот свет и веру в добрый хороший мир.

XI. Итог.

- Какая это сказка? Грустная или веселая?

- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Девочка со спичками”).

Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....