Урок чтения по теме: По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Зиганшина Елена Георгиевна

Цель: знакомство с рассказом по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»

Задачи:

-Познакомить с жизнью животных в лесу, развивать слоговое, выразительное чтение

-Корригировать память, развивать зрительное восприятие, логическое мышление

-Воспитывать чувство заботы о животных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

Чтение.

Тема: По И. Соколову-Микитову

«Зима в лесу»

Класс: 4 – Б

Составил учитель высшей

квалификационной категории

Зиганшина Е.Г.

2015, Кемеров

Урок чтения по теме:

По Соколову-Микитову «Зима в лесу»

Цель: знакомство с рассказом по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»

Задачи:

-Познакомить с жизнью животных в лесу, развивать слоговое, выразительное чтение

-Корригировать память, развивать зрительное восприятие, логическое мышление

-Воспитывать чувство заботы о животных

Оборудование: картинки животных (лиса, волк, заяц, горностай, лось), компьютер, словарь (селение, просека, наезженная дорога, натропил, заснеженная), картинки животных и их следы для дидактической игры “У кого какие следы”, карточки для выборочного чтения.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

  1. Проверка домашнего задания. Артикуляционная гимнастика.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

-Как называется раздел, который мы начали читать? (Идет волшебница зима)

-Что происходит с природой зимой?

-Много стихотворений, песен, рассказов написано о волшебнице зиме. Какое стихотворение было вам задано на дом?

-Некоторые учащиеся расскажут стихотворение наизусть, а некоторые прочитают его выразительно.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Следующее произведение рассказ по Соколову-Микитову «Зима в лесу». Вы познакомитесь с этим произведением, узнаете что-то новое о жизни животных леса зимой.

  1. Вводная беседа.

1.Загадки.

-Отгадайте загадки, отгадки которых связаны с темой нашего урока.

Картинки на доску.

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
(Лиса)

-О лисе вам расскажет Софья.

Лиса – это хищное животное. Тело покрыто рыжей шерстью, кончик хвоста белый. Охотиться на зайцев, мышей.

Что за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это…
ВОЛК!

-О волке расскажет Валерий.

Волки – хищники. Шерсть серого цвета. Зимой живут стаями, потому что так легче охотиться.

Я по лесу прыг да скок,
Враг мой страшный – серый волк.
А еще боюсь лисицу,
От неё сложнее скрыться.

-О зайце расскажет Егор.

У зайца зимой исчезла его пища – листья, трава. Заяц питается корой, веточками деревьев, сухой травой. Серую летнюю шубу он меняет на белую, чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти - тёмно-бурый.
(Лось)

-О лосе расскажет Наталья.

Лось – крупный зверь. Зимой ест ветки, кору деревьев и иногда хвою. Лось – очень сильный зверь. При нападении хищников отбивается рогами и копытами.

-А этого зверя знают не все дети. (Вывешиваю картинку). Кто-нибудь знает, как его зовут?

-О горностае подготовил сообщение Константин.

Горностай – хищный зверёк. Охотится на мышей. Горностай меняет свой летний буро-рыжий окрас на белый, зимний, а вот кончик хвоста всегда остается черным. Скрываются горностаи в подземных норах под корнями старых деревьев.

2.Игра «Что изменилось»

Учащимся нужно запомнить расположение картинок животных. Затем закрыть глаза, лечь на парту. В это время учитель меняет местами картинки. Учащиеся должны узнать, что изменилось и восстановить порядок.

  1. Работа по теме урока.

1.Краткая биография писателя. Выставка книг.

-Рассказ написан по И. Соколову-Микитову. Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич – русский писатель - путешественник. Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр— «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил природу, изучал её, наблюдал и написал для вас много рассказов. (Выставка книг)

2.Первичное чтение учителем. Активизирующий вопрос.

- Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своём произведении “Зима в лесу” и ответьте на вопрос о чем и о ком рассказ. (Прослушивание текста)

- О каком времени года рассказал автор?

- Следы, каких зверей встречаются в зимнем лесу? (Дети отвечают, опираясь на картинки с доски)

- А почему не видны следы медведя?

3.Физминутка «Зверя по следам любого…»

4.Словарная работа.

Обглоданные – у обглоданных осинок, натропил – сделал тропинку из следов, горностай – хищное животное, просека – лесная дорога, наезженная дорога – дорога, по которой можно проехать, обороняются – защищаются, селениям – селение – место проживания людей.

5.Вторичное чтение. (Рикун Е., Кочнева Н., Каргаполов К.)

6.Беседа по произведению.

- С чем сравнивается снег в тексте? (С чистой белой скатертью)

- Чем “накрылся и притих лес”? (Тяжелыми белыми шапками)

-Перечислите животных, следы которых увидел охотник.

-Чем питается зайчик?

-На кого охотится горностай?

- Опишите по картинке, как выглядит этот зверёк?

- Чьи ещё следы видны?

- След, какого зверя назван “цепочкой”?

- Каких зверей автор называет “разбойниками”? Почему?

- Где ходят лоси?

- Кто иногда решается нападать на лосей? (Волки)

- Почему они это делают? (Голодные)

- Как лоси обороняются от нападений?

-Кому из животных могут помочь люди зимой? Как?

7.Чтение «по цепочке»

8.Выборочное чтение по карточкам.

Карточки для выборочного чтения.

Найдите начало и конец предложения, указанный на карточке. (Каргаполов К., Кочнева Н., Рикун Е., Кореньков Д.)

Вот у обглоданной… горностай.

Целыми стадами… лесах.

Только голодные… лосей.

Смело бродят… городам.

Найдите предложения, которые на карточке, в рассказе и прочитайте. (Четвертных В., Огорельцева М., Некрасов В.)

Карточки для выборочного чтения.

Выпал снег.

Много лосей в наших лесах.

Остальные учащиеся в это время выполняют чтение с учителем.

“Голова и хвост”. (Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца) 

Чистой белой скатертью…

Тяжёлыми шапками…

На скатерти снегов…

Красивой цепочкой…

А через широкую…

9.Игра “У кого какие следы”.

- Книгу леса открываем,

По следам её читаем.

- Что изображено на доске? (картинки животных и их следы)

- Вам необходимо проследить, какой след кому принадлежит.

  1. Домашнее задание.

Стр. 128-129 – выразительное чтение текста.

  1. Итог урока.

-С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Кто в зимнем лесу питается корой деревьев?

- Назовите хищников, описанных в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

конспект уроа по чтению на тему Иван Сергеевич Соколов - Микитов «ЗИМА В ЛЕСУ» 4 класс

конспект отрытого урока по чтению и развитию речи   в 4 классе   vIII  вида...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Презентация к уроку по теме пейзажная зарисовка Соколова - Микитова "Март в лесу"

Материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать произведение Соколова - Микитова "Март в лесу" и написать свою зарисовку на тему "Мелодии весеннего леса"....

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...

Викторина по литературному чтению по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек"

Литературная викторина содержит 10 заданий для первого и второго вариантов. Ученик выбирает верный ответ. Учитель оценивает работу каждого ребёнка....

Тест по литературному чтению по произведению И.С. Соколова-Микитова _Листопадничек_ (3 класс)

Тест по литературному чтению по произведению И.С. Соколова-Микитова _Листопадничек_ (3 класс)...